Найти в Дзене
Romanist Music Blog 🎧 Блог о музыке

Разбор синглов R.E.M.: эра «Document»

Оглавление

Подробная экскурсия по самым знаковым моментам обширной дискографии великих R.E.M. вовсю набирает ход. Сегодня рассмотрим последние три официальных «независимых» сингла, выпущенных группой для продвижения своего пятого студийного релиза.

Ещё немножко архива из 1986-87 годов.
Ещё немножко архива из 1986-87 годов.

Выход альбома «Document» невероятным образом перевернул карьеру R.E.M. Вчерашние аутсайдеры, кумиры одних лишь студентов в США, наконец подготовились к большому прорыву на огромные стадионы.

Подробнее о самом создании альбома и наполнении можно почитать в соответствующей статье:

А сейчас я, как обычно, сосредоточусь на разборе исключительно синглов. Тем более, что именно они и стали решающим фактором, сделавшим «Document» интересным не только для альтернативной сцены. Было выпущено три сингла, причём на этот раз не поскупились даже на кассетный и CD-дисковый формат.

Видимо таким образом лейбл I.R.S. Records планировал хоть как-то удержать у себя главных рок-надежд страны. Начнём.

«The One I Love»

дата выхода сингла: 24 августа 1987 года (США), 16 ноября 1987 года (Великобритания)

впервые песня исполнена вживую: 5 сентября 1986 года на концерте в городе Пелам (США) в рамках «Pageantry Tour»

в последний раз песня исполнена вживую: 18 ноября 2008 года на концерте в городе Мехико (Мексика) в рамках «Accelerate Tour»

Продолжительное время четвёрка участников группы предпочитала не публиковать тексты песен в буклете альбомов. Вообще это казалось странным, ведь лирику Майкла Стайпа не так уж и просто даже расслышать. А не то, чтобы просто понять. Но в 1986 году во время тура в поддержку альбома «Lifes Rich Pageant» в числе прочих группа начала исполнять незатейливую песню с повторяющимися куплетами и припевом из одного слова.

R.E.M. в целом не искали хит-сингл при записи альбома. Однако знакомство с продюсером Скоттом Литтом всё изменило. Именно он распознал потенциал в ещё ни разу не сыгранной в студии песне «The One I Love» и сделал такой, какой мы её знаем:

«С R.E.M. я подумал, что важно показать, что их музыка достойна звучать на радио, как Уитни Хьюстон или что-то там ещё в этом роде. На тот момент они не были действительно великой группой со знаковыми синглами, но они стали единым целым, начиная с «The One I Love» на этом альбоме. Это очень линейная песня: вокал замолкает, затем вы слышите барабаны, затем вступает гитара и привлекает ваше внимание».

Вот именно поэтому я считаю «The One I Love» одним из главнейших хитов в карьере R.E.M. Максимально запоминающаяся песня с двусмысленным подтекстом. Она заслужила стать важной.

Большие издания впоследствии ставили песню на высокие строчки рейтингов «Лучших песен 80-х», а некоторые особо хвалили главный рифф в исполнении Питера Бака. Любители серии игр Guitar Hero тоже могут проявить себя, сыграв «The One I Love» в одной из выпущенных частей.

Это также первый более-менее успешный сингл группы и за пределами США. Например, 14 место в Канаде. В Великобритании дела шли не так хорошо, песня смогла добраться лишь до 51 места в январе 1988 года. Но когда в 1991 году сингл с песней был переиздан – её уже ждало 16 место. Впрочем, причина такого взлёта несколькими годами позже была вполне очевидной.

Удивительно, но несмотря на огромное количество написанных и невыпущенных песен второй альбом подряд R.E.M. оставляют публику без оригинальных би-сайдов. Официально второй стороной для «The One I Love» послужила акустическая живая версия песни с альбома «Fables of the Reconstruction», сыгранная в калифорнийском гитарном магазинчике 24 мая 1987 года.

«Maps and Legends» сыграли на концертах более ста раз. А «The One I Love» и вовсе игралась чаще любой другой песни R.E.M. Да-да, абсолютно любой!

На других изданиях сингла была записана ещё одна песня с того же акустического выступления – «Disturbance at the Heron House». Эту песню R.E.M. тоже играли вплоть до самого последнего концерта.

Но всё же один более-менее оригинальный би-сайд был. Правда, как вы уже могли догадаться, если примерно знакомы с группой – би-сайд оказался кавером.

«Last Date»

Оригинальный исполнитель: Флойд Крамер

впервые кавер исполнен вживую: 3 октября 1982 года на концерте в городе Атенс (США)

в последний раз кавер исполнен вживую: 30 сентября 1986 года на концерте в населённом пункте Юнивёрсал-Сити (США) в рамках «Pageantry Tour»

И даже здесь ребята переиграли слушателей, записав... инструментальный кавер! Старенький хит 1960 года прославленного американского пианиста Флойда Крамера в своё время занимал второе место в Billboard Hot 100.

А теперь внимательно послушайте вариант от R.E.M. Ничего не понимает? 1992 год. Слезливая баллада. Понятно, что подход несколько иной, но всё же.

По идее больше рассказать о «The One I Love» нечего. Сингл действительно не раз переиздавался, но наполнение было либо вышеуказанным, либо и вовсе добавлялись прошлые хиты, вроде «Fall on Me» и «So. Central Rain». Лучше будем двигаться дальше.

«It's the End of the World as We Know It (And I Feel Fine)»

дата выхода сингла: 24 августа 1987 года (Великобритания), 6 января 1988 года (США)

впервые песня исполнена вживую: 25 марта 1987 года на концерте в городе Атенс (США)

в последний раз песня исполнена вживую: 18 ноября 2008 года на концерте в городе Мехико (Мексика) в рамках «Accelerate Tour»

Первый раз за карьеру R.E.M. выпустили два подряд великих сингла. А почему бы собственно и нет? И если с «The One I Love» могут ещё поспорить сторонние слушатели, то здесь вряд ли.

«It's the End of the World as We Know It» началась со сна вокалиста Майкла Стайпа. И именно этот сон почти напрямую цитируется в третьем куплете:

The other night I dreamt of knives, continental drift divide Mountains sit in a line, Leonard Bernstein
Leonid Brezhnev, Lenny Bruce and Lester Bangs
Birthday party, cheesecake, jelly bean, boom!
You symbiotic, patriotic, slam but neck
Right? Right!

Вокалисту приснилась тематическая вечеринка по случаю дня рождения известного американского журналиста Лестера Бэнгса. Тематическая, поскольку каждый из гостей был строго под инициалами Л.Б. (Леонид Брежнев, Леонард Бернстайн, Ленни Брюс). Каждый, кроме Майкла Стайпа. Сами понимаете.

Корни растут из более ранней невыпущенной песни «P.S.A.» Той самой, что значительно позже R.E.M. переработают в «Bad Day». Отсюда и их заметное мелодическое сходство.

И обе эти песни созданы под влиянием старого хита Боба Дилана «Subterranean Homesick Blues». Быстрое пение скороговорками, непонятное с первых прослушиваний. А многие другие у Дилана и идею для клипа заимствовали. Вот сколько наследия у старого барда!

Готовая песня пришлась по вкусу всем, кроме гитариста Питера Бака. Он всячески противился её релизу на альбоме «Document». Но большинству всё же уступил и, как потом оказалось, троица из Стайпа, Миллза и Берри была права.

«It's the End of the World as We Know It» не стал таким же большим хитом, как предшественник. Но свою порцию славы получил гораздо позже. Например, в 2020 году только ленивый не напевал эту песню во время известных домашних посиделок.

Советские слушатели познакомились с ней ещё в 1988 году. Хит R.E.M. был в числе прочих выпущенных песен на знаменитом сборнике «Greenpeace Breakthrough». Даже какое-то видеосопровождение на Youtube достать несложно. Поэтому если вдруг кто-то говорит, что до 1991 года ребят из Джорджии никто не знал нигде – смело игнорируйте такого человека. Вот честно.

Предлагаю послушать эмоциональное живое исполнение в туре «Monster».

Я бы хотел рассказать вам об обилии би-сайдов. Но проблема в том, что обилия тут нет. Релиз в США дополняет всё та же «This Date», ранее выпускавшаяся на британской версии «The One I Love».

Но зато есть акустическая живая версия упомянутого хита. Под гитару, как у костра. Пой сколько угодно называется.

Только я не понимаю, почему мне так и хочется под эту мелодию петь следующие строчки:

Один мой друг – он стоил двух. Он ждать не привык.
Был каждый день последним из дней.
Он пробовал на прочность этот мир каждый миг
Мир оказался прочней.

А Андрей Вадимович наш случаем от R.E.M. не фанатеет?

Оставлю этот вопрос читателям, а пока что пойду к последнему синглу с альбома «Document».

«Finest Worksong»

дата выхода сингла: 22 марта 1988 года (США), 18 апреля 1988 года (Великобритания)

впервые песня исполнена вживую: 28 сентября 1986 года на концерте в городе Сан-Диего (США) в рамках «Pageantry Tour»

в последний раз песня исполнена вживую: 20 сентября 2008 года на концерте в городе Эш-сюр-Альзетт (Люксембург) в рамках «Accelerate Tour»

Запомните этот великий момент. R.E.M. никогда не давали концертов в России, а побывали ведь даже в Люксембурге!

«Finest Worksong» – открывающая песня альбома «Document». И ей также выпала честь, как оказалось, стать последним синглом R.E.M. на лейбле I.R.S. Records. Ребята целили наверх и пускай данный сингл не смог повторить коммерческий успех предыдущих двух – всё равно получилось здорово.

Лично для меня «Finest Worksong» всегда была эдаким связующим звеном между R.E.M., U2 и Midnight Oil – группы с разных континентов, но крайне схожие по смыслу политического заявления. Тем более, что в год выхода «Document» на свет появились также культовые в альтернативной среде альбомы «The Joshua Tree» и «Diesel and Dust». И с музыкальной точки зрения можно легко провести параллель между этой песней, «Bullet the Blue Sky» ирландцев и прославленной «Beds Are Burning» австралийцев. Но это уже сугубо мои домыслы.

The time to rise has been engaged
You'd better best to rearrange
I'm talking here to me alone
I listen to the finest worksong

«Настало время подняться. Вам будет лучше перестроиться. Я говорю сам с собой, слушая прекрасную рабочую песню».

По части наполнения сингл почти не отличался от двух предыдущих. Впрочем, пару сюрпризов припасли. Появилась ещё одна живая версия малоизвестной песни, но на этот раз с концерта уже стартовавшего тура в поддержку «Document».

«Time After Time, Etc.», записанная 14 сентября 1987 года на концерте в городе Утрехт (именно он в полном виде вошёл на переиздание альбома), включает в себя одноимённую песню с пластинки «Reckoning», несколько строчек из нетленки Питера Гэбриела «Red Rain», а также упомянутую сегодня вскользь «So. Central Rain», тоже с альбома «Reckoning». Полуакустическое попурри, позволяющее насладиться чудесным голосом Майкла Стайпа.

А теперь к сюрпризам. Во-первых, более мягкий сингловый микс «Finest Worksong», добавляющий лёгкий оркестровый налёт. Альбомная версия, конечно, остаётся лучше. Но тем не менее.

Но вот чего вы точно не ждали, так это... клубный ремикс! Да-да, есть и такой. Почти шесть минут. Обладатели CD-сингла и 12-дюймовых пластинок наверняка пребывали в полном восторге.

Конечно у R.E.M. и после в карьере будут на счету официальные ремиксы. Но в 80-х это было для них в диковинку.

И вот на такой необычной ноте завершаем поход по синглам R.E.M. с альбома «Document». И заодно прощаемся с лейблом I.R.S. Records. Но об этом обещанный полноценный рассказ в следующий раз.

А пока если вдруг дочитали и нравятся подобные разборы – поддержите материал любыми удобными способами.

Например, монеткой:

Не забудьте подписаться на тег #карьера R.e.m. от romanist music чтобы не пропускать новые статьи о группе.