Найти в Дзене
Загадки истории

ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ#1.4Цареубийства #4.Смертельный удар монаха

Оглавление

Цареубийства

Смертельный удар монаха

В августе 1589 года в Сен-Клу, что непо­далеку от Парижа, был убит последний ко­ роль Франции из династии Валуа Генрих III. К власти пришел новый король из ди­настии Бурбонов - Генрих IV. Он сумел прекратить длившиеся много лет междо­усобицы и превратил Францию в могучую державу. Так что, как ни цинично это зву­чит, убийство Генриха III пошло на пользу государству.

Александр-Эдуард Валуа (Генрихом он стал лишь в четырнадцать лет), получивший уже при рождении титул герцога Ангулемского, был четвертым сыном французского короля Генриха II и королевы Екатерины Медичи. Но это был не послед­ний его титул. Генрих Валуа за свою сравнительно короткую жизнь — он будет убит в возрасте тридцати семи лет — получил титулы герцо­га Орлеанского, герцога Анжуйского, герцога Беррийского, герцога Бурбонского, герцога Овернского, короля Польши и Великого кня­зя Литовского и, наконец, короля Франции. Из всего этого можно понять, что биография у Генриха Валуа весьма бурная и насыщенная приключениями и авантюрами.

Король Франции Генрих III Анжуйский. Портрет 1578 года
Король Франции Генрих III Анжуйский. Портрет 1578 года

Беглый монарх

Будучи четвертым сыном короля Генриха II, он имел мало шан­сов когда-нибудь оказаться на французском престоле. Но судьба распорядилась так, что старшие братья его один за другим уми­рали, тем самым шаг за шагом приближая Генриха Валуа к завет­ной цели.
Даже манерой держаться и привычками он отличался от своих братьев. Генрих был любимцем своей матери, Екатерины Медичи. Возможно, поэтому он даже одеждой больше походил не на суровых французских королей, а на изнеженных римских или флорентий­ских вельмож, склонных к самым низким порокам. Современники открыто писали о его страсти к красивым мужчинам, а в народе сына короля называли «принцем Содома».
В молодости Генрих чуть было не стал гугенотом, то есть чуть не пе­решел в протестантизм. Дело дошло до того, что он отказывался испол­нять католические обряды и чуть было не разбил статую апостола Пав­ла. Но властная мать заставила своего неразумного любимца отказаться от подобных экстравагантных поступков и стать ярым католиком.
Зная о ничтожных шансах Генриха на французский престол, Ека­терина Медичи стала подыскивать для него другое теплое местечко. Тут как раз подвернулся удобный случай — в Польше умирал Сигизмунд II Август, последний польский король из династии Ягеллонов. Полякам надо было найти достойного кандидата на вакантный пре­стол.
Через свои связи в Ватикане Екатерина Медичи предложи­ла польскому сейму кандидатуру своего любимца — младшего сына Генриха. Более пятидесяти тысяч представителей польских и литов­ских шляхетских родов прибыли на избирательный сейм для участия в голосовании. Сначала состоялось заочное представление кандидатов, которое провели послы государств, изъявивших желание по­садить на польский трон представителей правящих в них династий. Затем прошло голосование, в котором уверенную победу одержал французский принц Генрих Валуа.
Впрочем, королем он должен был быть не вполне самостоятель­ным. Права его были ограничены так называемыми «18 пунктами» — условиями, в выполнении которых он должен был поклясться. А еще он должен был жениться на сестре покойного короля Сигизмунда Анне Ягеллонке, которая по возрасту годилась ему в матери. Вполне понятно, что Генрих не спешил сочетаться браком с Анной и под раз­ными предлогами оттягивал свадьбу.
От брачного венца его спасла весть о смерти его старшего брата короля Карла IX. Об этом ему сообщила мать, Екатерина Медичи. Генрих немедленно тайно бежал из своего королевского замка в Кра­кове. Поляки, узнав о его бегстве, послали за своим королем погоню. Но Генриху удалось от нее оторваться и, в конце концов, после мно­гих приключений добраться до Парижа. 11 февраля 1575 года он был коронован в Реймском соборе и под именем Генриха III стал править Францией. Только власти у него было еще меньше, чем в Польше.

Генрих в польском костюме. Гравюра XVI века
Генрих в польском костюме. Гравюра XVI века

«Война трех Генрихов»

Францию на протя­жении десятилетий раз­дирала смута. Шла самая настоящая гражданская война. Католики резали гугенотов, гугеноты — ка­толиков. Католическую партию, или, как она официально называлась, Католическую лигу, воз­главлял герцог Генрих де Гиз. Во главе партии гуге­нотов стоял Генрих Бур­бон, король Наварры, же­натый на сестре Генриха III Маргарите. Да-да, той самой «королеве Марго», о которой писал знаменитый романист Александр Дюма. Оба этих Генриха враждовали с французским королем, который пытался ла­вировать между гугенотскими и католическими группировками. По­этому разгоревшуюся с новой силой междоусобицу французы метко назвали «войной трех Генрихов».
Наибольшую опасность для французского короля представ­лял герцог де Гиз. Он был родственен королевскому дому и в слу­чае смерти бездетного Генриха III получал вполне реальный шанс на французский трон. Генрих де Гиз не скрывал своих амбиций и не раз говорил, что именно он должен управлять Францией.
Генрих III пытался договориться с Гизом, но тот обвинял своего короля в сговоре с гугенотами и призывал французскую знать объ­единиться, чтобы объявить «короля-еретика» низложенным. В свою очередь, папа Сикст V, узнав о переговорах короля с гугенотами, от­лучил Генриха III от церкви. Узнав об этом, Париж восстал, а король, спасая жизнь, бежал из своей столицы.
Тщательно взвесив все свои возможности, Генрих III пришел к выводу, что он сможет усидеть на троне, лишь помирившись с во­ждем партии гугенотов - Генрихом Наваррским. Обманом выманив главу Католической лиги на переговоры, Генрих III приказал своим гвардейцам убить Гиза, а также его брата Людовика - кардинала Ло­тарингского.
Впрочем, обезглавить Католическую лигу не удалось. Новым ее главой стал младший брат Генриха Гиза - герцог Майеннский, а с ним и его сестра, герцогиня Монпансье. Именно в голове этой жен­щины и возник план отмщения за смерть горячо любимого брата.

Решение об убийстве Генриха де Гиза стало роковым для короля
Решение об убийстве Генриха де Гиза стало роковым для короля

Удар доминиканца

Для начала надо было найти человека, который решился бы убить короля Франции. И мадам Монпансье его нашла. Подходящим кан­дидатом оказался 22-летний монах ордена доминиканцев Жак Кле­ман. По описаниям современников, это был малый с явно ненор­мальной психикой. Он страдал манией величия, считая, что рожден для выполнения некой божественной миссии. И в то же время мо­лодой монах обожал слабый пол, что было предосудительно для его сана. Вот на этих струнах и решила сыграть мадам Монпансье.
Для начала она пригласила Жака Клемана для личной беседы, одевшись в платье с огромным декольте. Растаяв при виде прелестей красавицы герцогини, монах почти сразу же согласился на ее пред­ложение — убить короля-еретика, проклятого его святейшеством па­пой. Мадам Монпансье не скупилась на обеща­ния - молодому монаху была предложена карди­нальская шапка, а в слу­чае его гибели — вечное блаженство на небесах. Впрочем, чтобы успоко­ить будущего убийцу ко­роля, ему было заявлено, что «Господь сделает его невидимым для глаз ере­тиков». К тому же (на слу­чай, если Господь опло­шает) мадам Монпансье сообщила Жаку Клеману, что по ее приказу в Пари­же будут арестованы триста сторонников короля Генриха III, которые будут заложниками, и в случае чего их обменяют на Жака.
Воодушевленный до полного умопомрачения монах с фальши­выми письмами к королю вышел из Парижа и под видом секретного гонца от противников Католической лиги добился аудиенции у мо­нарха. Во время этой аудиенции он неожиданно выхватил стилет и вонзил его в живот Генриха III. «Проклятый монах! Он убил меня!» - воскликнул смертельно раненный король. Жан Клеман даже не пы­тался бежать, видимо, ожидая, что Господь и вправду сделает его не­ видимым, после чего он преспокойно покинет кабинет короля. Но чуда не произошло. Примчавшаяся на крики Генриха III охрана при­кончила убийцу. Труп Жака Клемана впоследствии был четвертован и сожжен.
Врачи вложили в брюшную полость короля вывалившиеся вну­тренности, но на следующий день Генрих почувствовал, что умирает, и перед смертью назвал главу гугенотской партии Генриха Наварр­ского своим преемником.
Тот сумел закончить гражданскую войну во Франции и, заявив: «Париж стоит мессы», перешел в католичество. После чего короно­вался в Шартрском соборе, став королем Генрихом IV. Основанная им династия Бурбонов вполне успешно правила Францией еще две­сти лет, пока не была свергнута в ходе Великой французской рево­люции.

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ