Премьер-министр Косово Альбин Курти заявил о намерении Приштины вступить НАТО и ЕС. Насколько это возможно и может ли нынешняя ситуация привести к расконсервации балканского конфликта? На эти вопросы в комментарии для «Слово и Дело» ответил Евгений Колосков, старший преподаватель кафедры теории и истории международных отношений СПбГУ.
Вслед за решением Швеции и Финляндии, о вступлении в НАТО заявил премьер-министр частично признанной Республики Косово Альбин Курти. Также он выразил намерение Косово вступить в Евросоюз. На такое решение сразу ответила сербская сторона: формально, войти в состав Евросоюза, НАТО и Совета Европы могут независимые страны, являющиеся членами ООН, а Косово к таким не относится.
Однако в нынешней напряженной геополитической ситуации могут случиться и экстраординарные вещи. Если Швеция и Финляндия отказались от своего нейтрального статуса, которых придерживались десятки лет, есть основания полагать, что и в отношении Косово Евросоюз и НАТО могут сделать исключение, создав таким образом прецедент.
Специалист по Балканам Евгений Колосков в комментарии для «Слово и Дело» отметил, что в нынешних условиях нет поводов расценивать инициативу Косово всерьез. Эта частично признанная республика заявляла о намерении вступления в НАТО и ЕС на протяжении многих лет, но сейчас, пользуясь общей политической нестабильностью, пытается еще раз способствовать продвижению собственных интересов по созданию официального статуса данного государства.
«Можно с уверенностью говорить, что в этом нет ничего нового, последовательность и активизация косовских властей в последнее время определенно является ничем иным как традиционным подходом Приштины к решению своей основной внешнеполитической задачи, то есть, приобретению полноправного статуса и достижению всех необходимых для этого элементов. Косово никогда не скрывало, как практически и все страны "балканской шестерки", что их цель – это вступление в НАТО и ЕС. Поскольку многие понимают под организацией Североатлантического договора подготовительную группу для вступления в ЕС, то многие страны считают этот путь обязательным. Пожалуй, единственным исключением является Сербия и в какой-то степени Босния и Герцеговина, хотя в целом этот вопрос достаточно спорный», — отмечает эксперт.
Вопрос о возможности или невозможности вступления Косово в НАТО, которое не является членом ООН, достаточно сложный. Однако Евгений Колосков подчеркивает: большое количество стран НАТО сегодня не признают Косово. Следовательно, вероятность того, что они заблокируют инициативу республики достаточно велика. Напомним, что принятие страны в НАТО – это единогласное решение все стран-участниц договора.
«Более того, большой вопрос, насколько в целом Косово готово к вступлению в НАТО. Насколько я понимаю, процесс стандартизации в целом идет, потому что я подчеркну, Косово никогда не скрывало этих планов. Но сейчас нельзя с уверенностью сказать, насколько этот процесс завершен и в какой стадии он находится – это тоже достаточно серьезный важный аспект», — подчеркивает Евгений Колосков.
Заявление Косово – это не популизм, а декларация о намерениях, о которых все и так давно знают. В некоторой степени это провокация, направленная на решение внутри конъюнктурных проблем, так как последующая реакция Белграда – очевидна. Эксперт отмечает, что подобная война слов позитивно скажется на образе в данный момент руководителей стран, но это достаточно характерно для достижения некоего консенсуса между Белградом и Приштиной.
«Прежде всего такое решение выгодно нынешним властям Приштины, оно вполне конкретно используется для разыгрывания национальной карты и решения своих электоральных проблем, повышения своего рейтинга. Но я не думаю, что кому-то глобально интересна очередная активизация косовского вопроса. Понятно, все идет к тому, что рано или поздно Белград будет сдавать свои позиции. Косово будет принципиально поддавливать, провоцировать на некоторые шаги, а Белград будет на это реагировать», — заключил эксперт.
Напомним, что в 2008 году косовско-албанские структуры в Приштине провозгласили свою независимость от Сербии. Согласно сербской Конституции, эта территория является автономным краем Косово и Метохия в составе страны. Республику Косово не признают многие страны, в том числе Россия, Китай, Испания и Греция.