Найти тему

Что делать, если ребенок не хочет в детский сад

“Нет! Не хочу, не пойду!” – этот душераздирающий вопль вы и ваши соседи слышите по утрам. Ребенок собирается в детский сад… Каждый раз вас обуревают противоречивые чувства – от жалости к малышу до злости на него же. Вы используете все возможные методы воздействия и адаптации в детсаду, и, поняв, что у него нет другого выхода, он идет в садик. Но на следующий день “война” продолжается. И что – так и жить до самой школы? Конечно, нет! 

Мы все любим своих детей, но порой не понимаем, что же с ними происходит. Почему ребенок не хочет чего-то, что мы считаем для него… ну если не благом, то уж точно – необходимостью? А он сопротивляется всеми силами: плачет, дуется, упирается что есть

Что такое детский сад 👨‍👩‍👧‍👧

Когда мы говорим “детский сад”, какая картинка возникает в голове? Цветущие деревца, клумбы и фонтанчики? Возможно, у кого-то и так. Но большинство представит другое: много детей в одной комнате под присмотром воспитателя и нянечки. Еще 15–20 лет назад вопрос “В какой детский сад отдать ребенка?” означал: “Какой из государственных садов в нашем районе получше?” Потому что все они были более-менее одинаковыми. Одни и те же “нормы”, питание, режим, требования. Шли, как говорится, “к воспитателю”, если сарафанное радио передало, что эта женщина детей не обижает. Сейчас выбор, безусловно, больше. Есть и государственные, и частные сады – практически на любой вкус и кошелек. 

▶️Зачем нам детский сад: 7 причин 

Некоторые родители, а также бабушки сомневаются, нужен ли детский сад. Там “обитают” инфекции, не все дети дружелюбны, да и насчет воспитателей возникают вопросы: не обидят ли? Но все же детский сад нужен. И не только ребенку, а семье в целом! Именно там малыш приобретает такие важные для его социализации навыки. 

Причина № 1: Учится общаться с другими детьми.

Причина № 2: Постигает нормы социальной жизни. Что такое хорошо и что такое плохо, малыш познает не только на своем опыте, но и наблюдая за поведением других детей.

Причина № 3: Учится признавать авторитет “чужого” взрослого. Это важно для дальнейшей жизни, где будет много учителей, затем преподавателей в институте, руководителей и начальников.

Причина № 4: Развивается как личность.

Причина № 5: Получает знания и опыт.

Причина № 6: Становится более самостоятельным.

Причина № 7: Это важно для семьи. Родители ребенка, который посещает детский сад, могут работать.

SOS! Он не хочет в детский сад! 

…пытается уговорить родителя. Он ищет аргументы от “я болею, кхе, кхе” до “бабушке без меня дома скучно”. Он пытается выяснить, действительно ли мама уходит на работу, и если выясняет, что нет, то усиливает свой натиск. 

…активно сопротивляется. Ребенок кричит и плачет: “Не пойду в садик! Не хочу!” Чаще это происходит утром, иногда вечером. Ситуация вполне определенна и для ребенка, и для родителей, от которых требуются какие-то действия. 

…затягивает утренний ритуал. То его невозможно разбудить, то он капризничает, не желая вставать, умываться, одеваться. Он “теряет” свою одежду и обувь, витает где-то в облаках, доводя вас до белого каления. Если вы его спросите, хочет ли он в садик, он, возможно, и ответит “нет”. 

Но работающие родители не могут позволить себе этот вопрос, ведь идти все равно нужно. 

…его поведение меняется. Раньше он был веселым и оптимистичным, а теперь вы замечаете, что стал более замкнутым, меньше улыбается и часто грустит. Причин для таких изменений может быть немало помимо посещения детского сада, но будьте внимательны! 

…не желает говорить о садике. Вы не можете от него добиться, чем он сегодня занимался, что кушал, как спал и с кем дружил. Он не рассказывает ни о чем, как будто детского сада в его жизни просто не существует, как будто он хочет полностью отвлечься даже от мыслей о нем. 

…постоянно жалуется. Ребенок рассказывает, но все истории носят негативный подтекст: один его обидел, второй ударил, третий задел, четвертый в игру не взял, а воспитательница ругалась. Судя по его рассказам, в детском саду с ним ничего хорошего вовсе не происходит! 

…много болеет. Частые ОРВИ говорят о низких резервных возможностях организма. Но наше тело и психика – часть одной и той же системы. Если ребенок не желает ходить в детский сад, тело ему “помогает”: оно не борется с инфекциями, так как это позволит получить необходимую передышку и побыть дома с любимой мамой. 

Иногда все эти признаки выступают вместе, порой – в разных сочетаниях. Но все они достойны того, чтобы задуматься. Почему же он не хочет в детский сад и как можно ему помочь? Игнорировать проблему ни в коем случае нельзя. 

Не спешите отказываться 

Столкнувшись с нежеланием ребенка ходить в детский сад, родители задаются вопросом: “Что делать?” Вариантов несколько. Можно отказаться от детского сада и, забыв о своей карьере, сидеть с ним дома. Можно пожертвовать работой бабушки, если она на это согласится. Можно нанять няню, что стоит недешево. 

Но бегство в этом случае – не лучшая стратегия. Гораздо эффективнее разобраться в причинах такого отношения ребенка к детскому саду. 

Возможно, он просто еще не адаптировался. Или есть проблемы в отношениях с воспитателем. В этом случае можно перейти в другую группу или сменить садик. Бывает, у малыша слишком сильная связь с домом и родителями, которая мешает ему выйти в мир. Тогда период “отрыва” будет сложным, но отказ от детского сада лишь усугубит личностную проблему. 

Я убеждена, что в большинстве случаев родители способны помочь ребенку. Иногда сами, а иногда с помощью психолога, который поможет найти ориентиры. Детский сад – это хороший опыт для всей будущей жизни и стоит того, чтобы постараться преодолеть временные трудности. 

‼️Разберемся в причинах ‼️

Причина 1️⃣: Адаптационный синдром 

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма. 

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать садик, ведь все меняется кардинальным образом. В привычную, сложившуюся жизнь буквально врываются следующие изменения: 

● четкий режим дня; 

● отсутствие родных рядом; 

● необходимость постоянного контакта со сверстниками; 

● необходимость слушаться и подчиняться незнакомому до этого человеку; 

● резкое уменьшение персонального внимания. 

Поведение ребенка поначалу пугает родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли он вообще привыкнуть? Закончится ли когда-нибудь этот “ужас”? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, являются типичными для всех детей в период адаптации.

Чем может помочь мама 

Каждая мама, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома благоприятную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность. 

1. В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и садике.

2. В выходные дни не меняйте режим дня.

3. Не отучайте малыша от “дурных” привычек (например, от соски) в период адаптации, чтобы не перегружать его нервную систему.

4. Постарайтесь создать дома спокойную, бесконфликтную обстановку.

5. Будьте терпимее к капризам.

6. Дайте с собой в садик небольшую игрушку (лучше мягкую).

7. Призовите на помощь сказку или игру.

8. Облегчите режим.

Спокойное утро 

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама – спокоен ребенок. Он “считывает” вашу неуверенность и еще больше расстраивается. 

1. И дома, и в садике разговаривайте с малышом доброжелательно, уверенно.

2. Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему расстаться легче.

3. Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает).

4. У вас должен быть свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать “пока”).

Причина 2️⃣: Сложные отношения с воспитателем 

Когда вы оставляете ребенка в детском саду, самый важный вопрос: с кем вы его оставляете? Никто, думаю, не поспорит с тем, что личность педагогов, с которыми ребенок проводит большую часть дня, пока вы на работе, имеет первостепенное значение. Странно, но приходится наблюдать, как одного и того же воспитателя некоторые дети обожают, а другие – почти ненавидят. Первые будут обнимать, ласкаться, заглядывать в глаза и слушаться беспрекословно. Вторые – игнорировать, стараться не попадаться на глаза, а то и демонстративно нарушать запреты и правила. Поэтому и родители первой группы не понимают, о чем речь: их-то дети с удовольствием ходят в садик именно к этому воспитателю! Впрочем, иногда ситуация складывается по принципу “шила в мешке не утаишь”, когда почти все родители считают, что им достался не лучший педагог. А некоторые готовы его терпеть, не более. В этом случае большинство детей к посещению садика относятся “прохладно” и уж тем более не рвутся туда. 

Причина 3️⃣. Не любимая еда

Причина4️⃣. Гиперопека в семье

Причина 5️⃣. "Меня обижают"

‼️Что же делать чтоб ребёнку нравилось ходить в детский сад?✅

Готовиться к поступлению. Подготавливайте детей к детскому саду, разговаривайте с ребёнком, соблюдайте режимные моменты.

Ошибки, которые не стоит допускать ❌

1. Нельзя ребенку свою тревогу

2. Нельзя пугать детским садом

3. Нельзя критиковать садик и воспитателей перед ребенком

4. Нельзя обманывать ребенка (говорить что заберете его пораньше, но не собираетесь этого делать)

Надеюсь была Вам полезна🥰 Остались вопросы? Скорее задавайте ✅