Найти тему
БРЮПРЕСС

Как переехали из грузинского села в русское: рассказываем о семье греков, которая уже почти 30 лет живет на Кубани

Отдаленное село Свободное на карте Краснодарского края обозначено очень четко. Хоть и маленький это населенный пункт, но достаточно известный. Славится он людьми — трудолюбивыми, дружными. Вот о дружбе-то и мы хотим поговорить.

Так жизнь распорядилась. Сложилось так за много лет, что именно Свободное стало селом многонациональным. Причем, с людьми разных национальностей, которых скрепила судьба. Живут тут русские, армяне, грузины. Много греков. Осели они тут давно, в самом начале девяностых, когда начался распад Союза. И вот что поражает, живут тут настолько дружно, сплоченно, как говорится, один за всех, все — за одного. И не только между собой. Но и рядом с русскими.

Ярко об этом говорит семья Ананниковых, известная не только в селе, но и во всем Брюховецком районе. Хозяйка уютного дома с красивым именем Джульетта, так она всегда представляется, очень гостеприимная. Если даже и незнакомого человека встретит, то никогда не отпустит без чашки ароматного чая. И не потому, что традиция такая есть, хотя это тоже очень подкупает. Просто человек она добрый, умеющий помочь всегда другим.

— А как это не сделать, если нам тоже помогают, — рассказывает симпатичная, добродушная женщина с лучезарной улыбкой. — Когда мы приехали в Свободное, то сразу ощутили внимание и заботу совершенно незнакомых нам людей.

Из Чапаевки — в Свободное. Судьба распорядилась так, что переехали Ананниковы в село без малого тридцать лет — в 93-м году прошлого столетия. Жизнь так сложилась, что из грузинского села Чапаевка Цалкинского района, они уехали в русское село. Как же так получилось, что греки по национальности, они жили в Грузии? А дело в том, что здесь селились народы разные, в том числе и греки еще в 18 веке. Да так бы и жили Ананниковы в живописных горных местах, если бы не известная перестройка, наделавшая не то чтобы много шума, а разрушившая многое напрочь.

С нами уже и не разговаривали, нас уже и мало признавали, — рассказывает Джульетта. — В магазинах мы были чужие, хотя все понимали по-грузински. Да и говорить умели. Муж мой работал начальником автохозяйства, остался без работы. Что делать? И мы решили уехать.

Пекла вкусные лаваши. Решение было бесповоротным. Пригласила в Свободное сестра Натэлла. Она с семьей переехала раньше. Так Ананниковы с тремя детьми оказались в Брюховецком районе. Как говорят, один переезд стоит очень дорогого. Ананниковы это ощутили на себе. Трудно было, это бесспорно, зато их никто не трогал, не обижал, наоборот, сразу протянули руку помощи. Джульеета, так она для всех и осталась Джульеттой, сразу пошла на работу.

Николай Иванович Коваленко, бывший в ту пору председатель колхоза «Рассвет» сразу принял, — говорит Джульетта Сократовна. — Я стала работать в маслоцехе. Ой, как же мне нравилось тут: и люди отнеслись по-доброму, и условия для труда были отличные. Потом перешла в пекарню. Николай Иванович попросил. «Давайка-ка, — говорит, — побалуй своими национальными изделиями. — Лаваши пеки, да и другое, что там у вас еще есть?». И я пекла для людей от души. И никогда не пожалела, что нас судьба связала с такими замечательными людьми.

Сразу по душе пришлись. Супруг Автандил Филаретович, отлично знающий автомобильное дело, открыл мастерскую по ремонту машин. Человек с хозяйственной жилкой, с большим опытом работы по автомобилям, он сразу завоевал уважение среди народа. В мастерскую потянулись люди — он чинил, ремонтировал, всегда старался делать так, чтобы машина встала в строй.

Надо ли говорить о том, как нелегко было открыть свое дело в чужом селе, во времена только-только зарождающегося предпринимательства. Правильно, не стоит. Тяжело было, да и только. Ведь и прописки даже не было. И опять помогли люди. Вера Павловна Коваленко, бывшая в ту пору главой Свободненского поселения, славилась, как и сейчас, человеком открытым для всех без исключения. Ананниковы пришлись по душе сразу. Помогла местная власть и с пропиской, и с бытовыми проблемами.

И сейчасАвтандил Филаретович отличается все теми же качествами: помогать людям. Только теперь уже с двумя сыновьями — Феликсом и Александром. У Феликса основное место работы в ООО «Натуральные продукты», где его очень уважают за трудолюбие.

— Наш третий сын Алексей ушел рано из жизни, — продолжает Джульетта.Он тяжело болел.

Голос Джульетты дрожит. С болью и горечью говорит она о потере сына.

-2

Три внучки и внук. Подумать только — прошло три десятка лет. И дети давно повзрослели, и внуки народились. Как сложились судьбы сыновей? У них замечательные семьи. Свекровь не нарадуется невесткам. Зачастую невестки и свекрови не находят общий язык. Здесь все наоборот. Джульетта невесток своих любит словно дочерей. С улыбкой говорит, что мечтала, чтоб дочка была. Но невестки заменили дочерей. А Виолетта и Евгения, так зовут жен сыновей, в свою очередь, платят свекрови любовью, уважением, почитанием. Обеих приняли в свою дружную семью словно родных. Джульетта научила их и борщи готовить, и разные вкусные блюда.

— Помню, старшая невестка пришла в наш дом совсем молодой, а я тем временем заболела, — рассказывает Джульетта Сократовна. — Так она расспросила меня, как приготовить борщ по-моему рецепту. Очень вкусный получился. Девочки они у нас очень хорошие, прямо с «золотыми» руками.

Виолетта — мастер по пошиву верхней одежды, Евгения занимается домашним хозяйством. У бабушки и дедушки очаровательные внуки: три внучки —Вероника, Джульетта, Яночка и внук Алексей.

Дружная семья греков и русских дружна во всем. А когда царят мир и лад, то и жизнь ладится.