Найти в Дзене

Тяжела и неказиста жизнь обычного таксиста или приключения с ŠKODA OCTAVIA А7

Жизнь не бывает, состоящей только из белых полос. В лучшем случае, полосы чередуются с серыми, в худшем - с чёрными. Живёшь, стремишься, развиваешься, получаешь дополнительные знания, перед тобой открываются широкие горизонты, появляются новые возможности и вдруг бац...всё обрывается. Так произошло со мной в 2017 году. Было лето, настроение отличное, ждала новая интересная работа, голова бурлила планами и идеями. Но наступило время выходить на новую работу, а работодатель передумал. Да, так и сказал: "мы передумали без объяснения причин". А с прошлой работой уже распрощался. Со мной такого не было никогда. Всегда просчитывал свои действия на несколько шагов вперёд, старался подстраховаться. В этот раз не получилось. Желание новой интересной работы, жажда развития буквально опьянила, затуманила глаза и разум. Где-то ошибся, в чём-то просчитался и в один день остался без работы. Совсем. Семья, дети, финансовые обязательства, а работы нет, кроме очень скромной военной пенсии. В этот моме

Жизнь не бывает, состоящей только из белых полос. В лучшем случае, полосы чередуются с серыми, в худшем - с чёрными. Живёшь, стремишься, развиваешься, получаешь дополнительные знания, перед тобой открываются широкие горизонты, появляются новые возможности и вдруг бац...всё обрывается. Так произошло со мной в 2017 году. Было лето, настроение отличное, ждала новая интересная работа, голова бурлила планами и идеями. Но наступило время выходить на новую работу, а работодатель передумал. Да, так и сказал: "мы передумали без объяснения причин". А с прошлой работой уже распрощался. Со мной такого не было никогда. Всегда просчитывал свои действия на несколько шагов вперёд, старался подстраховаться. В этот раз не получилось. Желание новой интересной работы, жажда развития буквально опьянила, затуманила глаза и разум. Где-то ошибся, в чём-то просчитался и в один день остался без работы. Совсем. Семья, дети, финансовые обязательства, а работы нет, кроме очень скромной военной пенсии. В этот момент очень поддержала супруга, помогла прийти в себя.

Это чёрная полоса для человека с амбициями? Да. Есть предпосылка растеряться? Да. А нужно ли что-то делать, не впадая в панику и очень срочно, чтобы найти работу? Да. И другого ответа на последний вопрос у меня не было.

Так в 45 лет я стал таксистом. Выбрал на тот момент настоящую компанию такси, организованную по принципу "советского такси" со своими автомобилями, автопарками по всему городу, рем.зонами и прочими атрибутами. "Молодые" водители приходили только на "парковые" машины. Работа на них подразумевала сдачу выручки в кассу автопарка (опять же, как в классическом такси), а водитель два раза в месяц получал зарплату, состоящую из аванса и непосредственно зарплаты. Так называемый "раскат" или аренду с выкупом автомобилей начальники автопарков разрешали только проверенным водителям. Работа "парковым" водителем была сложная за очень не высокую зарплату. Зарплата складывалась из количества отработанных смен. В неделю нужно было отработать минимум 6 смен по 12 часов, чтобы размер получаемых денег был бы похож на заработную плату. Единственное, что было достойным - автомобили, предоставляемые для работы. Компания такси работала исключительно на автомобилях автоконцерна VAG (Volkswagen Group), а именно: Volkswagen Jetta и Skoda Octavia III (A7). Большинство машин были Skoda Octavia.

ŠKODA OCTAVIA А7 - отличный автомобиль для работы и семьи. Фото из открытых источников.
ŠKODA OCTAVIA А7 - отличный автомобиль для работы и семьи. Фото из открытых источников.

Изначально мне досталась Шкода Октавия 2015 года (машине было 2 года) с пробегом около 220 тыс.км. Двигатель атмосферный 1,6 л - самый надёжный двигатель продукции VAG. Ручная коробка передач. Комплектация машины была достойная. Машина была не без следов эксплуатации, но в очень достойном состоянии для своего пробега, учитывая особенности работы автомобиля. Нужно отдать должное выпускающим механикам автопарков компании такси. Машины с повреждениями ЛКП или кузовных деталей, грязным салоном, не вымытым кузовом не допускались на линию. В случае, если автомобиль в процессе не простой эксплуатации получал какие-либо повреждения, он отправлялся в ремзону и повреждения оперативно устранялись. Компания берегла своё "лицо" - внешний вид и техническое состояние автопарка.

У меня и Шкоды начались трудовые будни. Амбиции руководителя были запрятаны поглубже. Основные качества, которые были необходимы на данной работе:

1. Исключительная вежливость (до приторности). Слова "здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо" были главными словами водителя. Предложить температуру в салоне, радиоволну - входило в стандартное приветствие пассажира водителем. Открыть дверь при посадке женщине, пожилому человеку, помочь посадить в детское кресло ребёнка и застегнуть его по правилам (даже если ребенок не хочет и не привык ездить в детском кресле) - также стандартное действие. Предложить пассажиру и согласовать с ним маршрут движения - еще одно обязательное правило для водителя.

2. Аккуратность (в том числе и в одежде, ведь работать нужно было в рубашке, галстуке, в крайнем случае в галстуке-бабочке). Аккуратность не только в одежде, но и в вождении. Без резких разгонов и торможений, без резких перестроений, исключительно плавно и ровно - только так и никак иначе по правилам компании.

3. Ответственность. Здесь без шуток, ведь на время поездки водитель целиком отвечает за жизнь и здоровье пассажиров. Кстати, каждый пассажир на время поездки был застрахован.

4. Гигантская работоспособность. Это и понятно. Хочешь зарабатывать, работай много, при этом аккуратно и по правилам, описанным выше. Стоит тебе расслабиться от усталости, как тут же можно получить претензию от пассажира, по итогам которой будешь долго и упорно писать в автопарке объяснительные записки, пропуская драгоценное время "на линии".

5. Выдержка и самообладание. Зачем? Хотя бы для того, чтобы уговорить пассажира (всех пассажиров не зависимо от места расположения в автомобиле) пристегнуть ремень. По правилам компании трогаться с места было можно только, если все пассажиры были пристёгнуты. А ведь встречались и такие "очень важные господа", которые никогда в жизни не пристёгивались. Прямо так и говорили "с порога" - я никогда не пристёгивался и в каком-то такси тем более не буду пристёгиваться. Либо господа и дамы, находящиеся в состоянии, когда "море по колено", также отказывающиеся пристёгиваться. Справедливости ради скажу, что водителю разрешалось не перевозить людей в таком состоянии, но как же сострадание к ближнему и.....желание заработать? И возил и уговаривал. Хотя, два раза пассажиры (особо буйные в этом вопросе), которые не стали пристёгиваться, остались ждать другой транспорт. Раз пять на меня писали жалобы пассажиры, в которых чётко указывалось: "Необходимо наказать водителя за то, что насильно заставил пристегнуть ремень безопасности". Как мы с вами понимаем, эти жалобы вызывали улыбки у руководства автопарка и давали повод выразить благодарность в мою сторону. Ведь я соблюдал правило компании - заботился о безопасности перевозки жалующегося пассажира.

Какие же ещё качества требовались...а, мозговая деятельность все же была нужна, хоть это было и не главное качество. Но водителям без этой функции (или с отключенной функцией), а были и такие, приходилось значительно сложнее. Как минимум нужно было уметь хорошо считать деньги, в том числе, чтобы понимать, какая зарплата тебя ожидает в этом месяце.

Назвать работу водителем такси интересной - не повернётся язык, но приходилось и в ней искать свои плюсы. За время работы, а отработал я ровно год, очень хорошо изучил типажи людей-пассажиров. В основном услугами этой компании пользовались адекватные клиенты, но были и яркие исключения.

ŠKODA OCTAVIA А7. Фото из открытых источников.
ŠKODA OCTAVIA А7. Фото из открытых источников.

Но сначала о самом средстве производства - автомобиле. Шкоду водил впервые. Да и вообще, продукцией концерна VAG до сих пор не приходилось пользоваться. Октавия понравилась сразу. Эргономика, плавность хода, чёткость переключения передач, тяговитость мотора, не большой расход топлива и потрясающая надёжность. За смену приходилось проезжать от 300 до 1 000 км и каждый раз я благодарил разработчиков (дизайнеров) автомобиля за удобные кресла, которые с лёгкостью позволяли проезжать такие расстояния ежедневно.

После полутора месяцев работы "парковым водителем", обратил пристальное внимание на водителей, которые брали машину в раскат или аренду с выкупом. Они так же были привязаны к конкретному автопарку, работали по тем же стандартам компании, но чувствовали себя значительно спокойнее и увереннее. Они вносили ежедневную плату за аренду автомобиля, а всю выручку от заказов забирали себе, уплачивая процент с каждого заказа. При этом, водители сами устанавливали себе график работы, ориентируясь на пожелания руководителя автопарка и свой доход. Казалось бы, интересные условия. Но такие условия подходили далеко не всем. Ты подписываешь договор на срок выкупа от года до трёх (в зависимости от остаточной стоимости автомобиля) и каждый день платишь, как по часам. Многих такая ответственность напрягала. Людям проще было отработать свою смену и дальше "трава не расти". Хотя при работе на "раскате" доход практически сразу увеличивался вдвое, многих это не вдохновляло.

Для себя принял решение и оформил договор аренды на год, выбрав (можно было выбирать из всех парковых машин) наиболее крепкую Октавию 2016 года. Это была уже рестайлинговая машина с обновленной светотехникой, изменённой приборной панелью. Да и в принципе она была посвежее остальных. Изначально для "раската" машины взял себе напарника из парковых водителей, наиболее адекватного, но, вскоре принял решение "тянуть лямку" одному, ведь в этом случае на выходе автомобиль становился полностю моим, как приз за волю к победе.

Именно такую Октавию взял в аренду с выкупом в 2017 году и успешно её выкупил.
Именно такую Октавию взял в аренду с выкупом в 2017 году и успешно её выкупил.

Шкода Октавия отлично подходила для работы в режиме такси. Кузов в формате лифтбэк очень подходил для комфортной перевозки четырёх пассажиров с вещами. Особенно вырачала машина при поездках в аэропорт или обратно. Я понимал, что всегда заберу трёх-четырёх человек с вещами. Дачный сезон сопровождался активными заказами машины для поездок на дачу. Мы понимаем, как и с чем люди заезжают на дачу: рассада, личные вещи, детские велосипеды и прочее и прочее. Весь этот скарб помещался в машину, оставляя место для комфортного проезда пассажиров. Вообще, дальние поездки подобного типа были самыми любимыми. Выехал куда-нибудь в Ленинградскую область километров за 200-300. Спокойно доставил пассажиров к месту, походил на природе, подышал, а если повезёт, то и обратный заказ в Питер получаешь. Одной поездкой закрыл дневную выручку и отдыхать. Но такие поездки были, к сожалению не частыми. В основном - это рутина десятков коротких поездок по районам города. Людям всегда нужно ехать, не взирая ни на время суток, ни на погодные условия, ни на дорожную обстановку. И водитель едет - это его работа.

Год работы пролетел, как один день. Праздники? Их нет, ведь в праздники максимальный доход и нужно работать. Встречи с друзьями - побоку, ведь сидеть в компании в единственный выходной, а не провести его с семьёй - крайне не правильно. Крепкий сон? О чём это. Крепкий сон мне только снился. В целом, в таком режиме нормальный человек долго работать не может, поэтому у водителя, который работает много, чтобы достойно зарабатывать два выхода: авария (заснул за рулём), которая калечит машину (в лучшем случае), в худшем - лишает здоровья; выкатать побыстрее автомобиль и заняться другой, менее вредной работой - это лучший вариант. К сожалению, статистика этих вариантов составляет примерно 50/50 процентов. Нет, есть и третий вариант - работать более спокойно, чтобы денег хватало исключительно "на поддержку штанов", тогда можно отработать столько, на сколько терпения хватит. Этот вариант был не для меня.

Что ж, мне повезло, прошёл по второму варианту и выкупил автомобиль. При этом был очень близок к варианту первому. Сколько раз, останавливая машину ночью на КАД (в безопасных местах), просил пассажиров 5 минут для разминки, иначе разметка на дороге начинала путаться. Апогеем стала ситуация, когда я не доехал 50 метров до шлагбаума своей деревни, возвращаясь в 4 утра 3 января с работы и заснул в ближайшем от шлагбаума столбе. Это было эпично. Доля секунды - закрылись глаза, отключилось сознание и вот он столб. Хорошо, скорость была минимальная. Обошлось всего лишь ремонтом автомобиля на полсотню тысяч. Кстати, к чести компании. Машину забрали на эвакуаторе в течение пары часов и отремонтировали в течение 3-х дней, причём вдолг, а деньги я отдавал постепенно в течение двух месяцев.

Немного о своих наблюдениях по типажам пассажиров:

Важный. Как ни странно самый спокойный тип пассажира. Садится всегда сзади справа, пристёгивается без напоминания, всю дорогу молчит, показывая всем видом, кто он и кто ты - просто водитель. Выходит, благодарит, иногда оставляет чаевые. Про такого, видимо ходит анекдот, когда уставший водитель забыл про пассажира и с ним приехал домой.

Болтун. Про этого не забудешь. Садится справа от водителя и всю дорогу рассказывает обо всем, что знает и не знает. Часто меняет по ходу движения радиостанции. Пытается закурить, но, поскольку курение в салоне запрещено, даже бывает, просит остановить на перекур. Всегда знает точную стоимость поездки, чаевые не оставляет. Либо может оставить, если болтун к тому же не трезв. С таким труднее всего, ведь нужно поддерживать разговор.

Надменный. Похож на важного, но, поскольку занимает соответствующие должности, либо является собственником, услышав от водителя признаки умной речи, может поинтересоваться, "как сюда занесло" и, даже (!!) предложить достойную работу. Мне предлагали за год 5 раз, три раза приходил, по наивности поверив на собеседование, но ничем серьёзным это не закончилось, а два раза - это была такая шутка юмора. Ведь он надменный.

Суетной. Самый распространенный тип пассажира. Подъедьте прямо к порогу, нет ни к этому, а к следующему. Остановитесь здесь, я выйду. Ну и что, что середина перекрёстка Невского проспекта и ул.Маяковского? Мне нужно и я хочу выйти. Не хотят пристёгивать ремень. Мне дует, закройте окно. Мне жарко, включите кондиционер и прочее и прочее...

И, наконец...Обычный. Само слово говорит за себя. К сожалению таких всего около 20%. С таким едешь спокойно, как с самим собой. Можно поговорить, можно помолчать. Чаще его устраивает любая радиостанция и любая температура в салоне. Приветлив, в меру разговорчив. Именно от этого типа пассажиров чаще всего приходят благодарности, если ты его ничем не обидел и спокойно доставил до места.

На этом всё по данной теме. Всем хорошим людям всего самого наилучшего!