Найти тему

РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (2021-2022 ГГ).

Институт местного самоуправления в РФ в его современном понимании берет свое начало примерно с 1990-1993 гг. В последующее время данная модель самоорганизации местных сообществ претерпела ряд реформ. Мы можем констатировать, что на сегодняшний день в системе Местного самоуправления (МСУ) сформировался ряд проблем, не дающих полноценно работать муниципалитетам, среди которых наблюдаются: отсутствие взаимодействия органа управления и граждан; отсутствие путей взаимодействия государства и муниципалитетов; несоответствие круга обязанностей органов местного самоуправления бюджету и ресурсам, которые есть у местных органов власти. Стоит заметить, что эти проблемы носят самый разнообразный характер – от экономических до внешнеполитических.  На современном этапе институт местного самоуправления претерпевает значительные изменения. 16 декабря 2021 г. сенатором А. А.  Клишасом и депутатом Госдумы от «Единой России» П. В.  Крашенинниковым был внесен на рассмотрение законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», который является значимым в выстраивании единой системы публичной власти в стране. Реформа МСУ предполагает единую администрацию муниципалитета, которая будет отвечать за всю территорию округа или района. Если на сегодняшний день жители муниципалитетов могут обратиться по местным вопросам в администрацию своего муниципалитета, то после реформирования населению отдаленных поселений придется ехать за сотни километров. Вопрос о расстоянии между муниципалитетами и главной администрацией интересует многих. П. В. Крашенинников объяснил, что в населенных пунктах будут работать территориальные подразделения органов власти районного уровня, куда население, как и раньше, сможет обратиться. По словам А. А. Клишаса, проект федерального закона направлен на совершенствование организации местного самоуправления в Российской Федерации и подготовлен в развитие положений Конституции РФ о единой системе публичной власти.
Что же ещё нового предлагают нам А. А. Клишас и П. В. Крашенинников в своей реформе? Во-первых, теперь у федеральной власти, а конкретно у губернатора будет больше полномочий в отношении местной власти – т. е. губернатор может отправить в отставку муниципальных глав за «недостаточно эффективные показатели в работе». Помимо этого, главы муниципалитетов будут избираться либо прямыми выборами, либо депутатами из состава советов депутатов и депутатами из кандидатур, которые предложит сам губернатор. Если рассматривать все три пункта выборов глав муниципального образования (МО), исследователи полагают, что есть риск постепенной отмены прямых выборов глав в муниципалитетах.  Во-вторых, если сейчас у органов местного самоуправления есть своя определенная сфера ответственности, то после реализации законопроекта, многие вопросы местного характера, которые входят в круг полномочий МС ликвидируются,и введут 27 общих полномочий, которыми должны владеть все муниципальные образования и 28 полномочий, которые региональная власть может передать выборочно. В-третьих, несмотря на то, что в России итак ликвидируют «ненужные» муниципалитеты, новые положения в законопроекте полностью исключают поселковые МО. Если на данном этапе в России восемь видов муниципальных образований, то после реформирования системы МСУ останется только три: 
1) городской округ;
2) муниципальный округ;
3) внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения.
Реформа МСУ столкнулась с критикой. Значительное количество депутатов из муниципалитетов и местных советов из разных регионов отправили в Госдуму требования, чтобы законопроект был скорректирован или же вовсе отклонен. У депутатов Госдумы также есть множество замечаний по данному законопроекту. Например, экс-мэр Якутска и заместитель руководителя фракции «Новые люди» С. В. Авксентьева направила несколько десятков своих поправок, которые она обсуждала с различными экспертами, главами муниципалитетов и мэрами городов. Сардана Владимировна считает, что мэры и главы муниципалитетов должны избираться жителями, а не назначаться губернаторами.
Не остались в стороне и татарстанские депутаты, внесшие в законопроект 13 поправок, которые значительно изменят систему местного самоуправления. Поправки направлены на редактирование закона о муниципальных полномочиях, механизмах реализации перераспределяемых полномочий, их финансирование, а также избрание глав МО.  В республике на данном этапе 956 муниципальных образований, из которых 911 после реформирования МСУ будут ликвидированы, что повлекло за собой критику в Республике Татарстан. 
Стоит отметить, что основная часть положений законопроекта вступает в силу с 1 января 2023 г., а основная часть будет реализовываться до 1 января 2028 г. – за этот период система местного самоуправления должна стать одноуровневой. 25 января 2022 г. было проведено пленарное заседание, на котором были рассмотрены основные положения реформы МС.  Большинство депутатов одобрило данный законопроект, а коммунисты и «эсеры» проголосовали против новшеств в системе местного самоуправления. По мнению члена партии эсеров А. А. Кузнецова, если органы местной власти будут отсутствовать, то власть в свои руки возьмут криминальные и национальные авторитеты. На конечном этапе за принятие проголосовало 294 депутата, против 77, двое воздержались. Первоначально заседание планировалось на 16 марта 2022 г., но в последствие было перенесено на июнь 2022 в связи с большим количеством поправок, которые поступают от различных глав муниципалитетов, мэров и других экспертов в сфере МСУ.Данный законопроект уже столкнулся с критикой среди большинства экспертов, многие из которых считают, что после реализации законопроекта местное самоуправление полностью исчезнет и перестанет существовать как отдельный институт.
Муниципальный депутат А. А. Замятин высказал свое мнение по реформированию местного самоуправления: «Реформа Клишаса-Крашенинникова – это продолжение экспансии государства, которую тяжело будет повернуть вспять. Мы не можем установить самоуправление сразу в больших масштабах, но для начала можем добиться демократии на самом локальном уровне своего подъезда, дома, двора, за которыми могут последовать квартал, район и целый город».
Если рассматривать законопроект более локально – на примере Иркутской области – то заседание по теме реформы МС сопровождалось вопросами от обеспокоенных глав Иркутских муниципалитетов о том, справится ли Иркутская область с таким переходом. Главы МО предполагают, что институт МС в Иркутской области столкнется с огромными негативными последствиями, которые приведут к финансовым потерям в различных сферах жизнедеятельности. После реформирования системы до одноуровневой население станет ещё дальше от власти, утверждают главы муниципалитетов. 
По мнению губернатора Иркутской области И. И. Кобзева, о реализации законопроекта о местном самоуправлении на территории нашего региона говорить рано, так как ко второму чтению будут внесены правки и исходя из окончательного отредактированного законопроекта, который будет представлен на заключительном чтении, региональная власть будет действовать. Стоит отметить, что по состоянию на 30 января 2022 г. губернатор И. И.  Кобзев и его повестка о реализации муниципальной реформы в регионе занимает первое место в топ – 10 губернаторской повестки по мнению Телеграм-канала «Давыдов. Индекс».
Подводя итоги изменений, которые запланированы на ближайшее время в системе местного самоуправления, можно подчеркнуть следующее: 
1.	ликвидируются муниципалитеты – вместо восьми останется только три. Таким образом местное самоуправление станет одноуровневым;
2.	останется только одна администрация, которая будет отвечать за все вопросы области или района;
3.	губернатор наделяется полномочиями в отношении главы местной администрации – т. е. сможет объявить выговор или отправить в отставку, если глава не будет справляться со своими должностными полномочиями;
4.	будет установлен единый срок полномочий местным чиновникам – 5 лет;
5.	закон устанавливает закрытый перечень из 27 неотъемлемых полномочий МС и перечень тех полномочий, которые будут распределены на региональном уровне;
6.	Срок перехода на новую систему – 2023-2028 гг. 
Таким образом, в системе местного самоуправления грядут значительные изменения, которые на данном этапе сталкиваются как с критикой, так и с одобрением. Стоит отметить, что население, которое не приближено к институту местной власти, не сразу заметит запланированные изменения. По мнению экспертов, в результате проведения законопроекта институт местной власти ликвидируется и наступит кризис во всех сферах жизнедеятельности общества. На сегодняшний день в Госдуме принимаются поправки к статьям в законопроекте – уже поступило более 100 поправок как от глав муниципалитетов, мэров городов, так и от депутатов Госдумы. Как объясняет сам П. В. Крашенинников, большинство правок больше относятся к редакционным, но также среди предложенных поправок есть и значительно важные для законопроекта по своему содержанию. Поправки принимаются на рассмотрение, и 16 марта 2022 г. во втором чтении все поправки будут разобраны в Госдуме, но 18 февраля 2022 г. от П. В. Крашенинникова поступило предложение перенести второе чтение на июнь. 
По мнению автора, законопроект нуждается в тщательной проработке и поправках во многих аспектах, которые предлагается внести в реформу. У большинства экспертов возникают вопросы о том, каким образом будет проходить переход на новую систему или же по какому принципу будут формироваться территориальные органы в муниципалитетах. Эти и другие вопросы требуют тщательного рассмотрения и пояснения для полного понимания, чего ожидать после принятия законопроекта. Реформирование системы местного самоуправление назрело, но муниципалитеты должны быть готовы к предложенным изменениям, иначе институт местного самоуправления ожидают негативные последствия, а население в МО столкнется с множеством проблем при решении вопросов местного значения.
Институт местного самоуправления в РФ в его современном понимании берет свое начало примерно с 1990-1993 гг. В последующее время данная модель самоорганизации местных сообществ претерпела ряд реформ. Мы можем констатировать, что на сегодняшний день в системе Местного самоуправления (МСУ) сформировался ряд проблем, не дающих полноценно работать муниципалитетам, среди которых наблюдаются: отсутствие взаимодействия органа управления и граждан; отсутствие путей взаимодействия государства и муниципалитетов; несоответствие круга обязанностей органов местного самоуправления бюджету и ресурсам, которые есть у местных органов власти. Стоит заметить, что эти проблемы носят самый разнообразный характер – от экономических до внешнеполитических. На современном этапе институт местного самоуправления претерпевает значительные изменения. 16 декабря 2021 г. сенатором А. А. Клишасом и депутатом Госдумы от «Единой России» П. В. Крашенинниковым был внесен на рассмотрение законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», который является значимым в выстраивании единой системы публичной власти в стране. Реформа МСУ предполагает единую администрацию муниципалитета, которая будет отвечать за всю территорию округа или района. Если на сегодняшний день жители муниципалитетов могут обратиться по местным вопросам в администрацию своего муниципалитета, то после реформирования населению отдаленных поселений придется ехать за сотни километров. Вопрос о расстоянии между муниципалитетами и главной администрацией интересует многих. П. В. Крашенинников объяснил, что в населенных пунктах будут работать территориальные подразделения органов власти районного уровня, куда население, как и раньше, сможет обратиться. По словам А. А. Клишаса, проект федерального закона направлен на совершенствование организации местного самоуправления в Российской Федерации и подготовлен в развитие положений Конституции РФ о единой системе публичной власти. Что же ещё нового предлагают нам А. А. Клишас и П. В. Крашенинников в своей реформе? Во-первых, теперь у федеральной власти, а конкретно у губернатора будет больше полномочий в отношении местной власти – т. е. губернатор может отправить в отставку муниципальных глав за «недостаточно эффективные показатели в работе». Помимо этого, главы муниципалитетов будут избираться либо прямыми выборами, либо депутатами из состава советов депутатов и депутатами из кандидатур, которые предложит сам губернатор. Если рассматривать все три пункта выборов глав муниципального образования (МО), исследователи полагают, что есть риск постепенной отмены прямых выборов глав в муниципалитетах. Во-вторых, если сейчас у органов местного самоуправления есть своя определенная сфера ответственности, то после реализации законопроекта, многие вопросы местного характера, которые входят в круг полномочий МС ликвидируются,и введут 27 общих полномочий, которыми должны владеть все муниципальные образования и 28 полномочий, которые региональная власть может передать выборочно. В-третьих, несмотря на то, что в России итак ликвидируют «ненужные» муниципалитеты, новые положения в законопроекте полностью исключают поселковые МО. Если на данном этапе в России восемь видов муниципальных образований, то после реформирования системы МСУ останется только три: 1) городской округ; 2) муниципальный округ; 3) внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения. Реформа МСУ столкнулась с критикой. Значительное количество депутатов из муниципалитетов и местных советов из разных регионов отправили в Госдуму требования, чтобы законопроект был скорректирован или же вовсе отклонен. У депутатов Госдумы также есть множество замечаний по данному законопроекту. Например, экс-мэр Якутска и заместитель руководителя фракции «Новые люди» С. В. Авксентьева направила несколько десятков своих поправок, которые она обсуждала с различными экспертами, главами муниципалитетов и мэрами городов. Сардана Владимировна считает, что мэры и главы муниципалитетов должны избираться жителями, а не назначаться губернаторами. Не остались в стороне и татарстанские депутаты, внесшие в законопроект 13 поправок, которые значительно изменят систему местного самоуправления. Поправки направлены на редактирование закона о муниципальных полномочиях, механизмах реализации перераспределяемых полномочий, их финансирование, а также избрание глав МО. В республике на данном этапе 956 муниципальных образований, из которых 911 после реформирования МСУ будут ликвидированы, что повлекло за собой критику в Республике Татарстан. Стоит отметить, что основная часть положений законопроекта вступает в силу с 1 января 2023 г., а основная часть будет реализовываться до 1 января 2028 г. – за этот период система местного самоуправления должна стать одноуровневой. 25 января 2022 г. было проведено пленарное заседание, на котором были рассмотрены основные положения реформы МС. Большинство депутатов одобрило данный законопроект, а коммунисты и «эсеры» проголосовали против новшеств в системе местного самоуправления. По мнению члена партии эсеров А. А. Кузнецова, если органы местной власти будут отсутствовать, то власть в свои руки возьмут криминальные и национальные авторитеты. На конечном этапе за принятие проголосовало 294 депутата, против 77, двое воздержались. Первоначально заседание планировалось на 16 марта 2022 г., но в последствие было перенесено на июнь 2022 в связи с большим количеством поправок, которые поступают от различных глав муниципалитетов, мэров и других экспертов в сфере МСУ.Данный законопроект уже столкнулся с критикой среди большинства экспертов, многие из которых считают, что после реализации законопроекта местное самоуправление полностью исчезнет и перестанет существовать как отдельный институт. Муниципальный депутат А. А. Замятин высказал свое мнение по реформированию местного самоуправления: «Реформа Клишаса-Крашенинникова – это продолжение экспансии государства, которую тяжело будет повернуть вспять. Мы не можем установить самоуправление сразу в больших масштабах, но для начала можем добиться демократии на самом локальном уровне своего подъезда, дома, двора, за которыми могут последовать квартал, район и целый город». Если рассматривать законопроект более локально – на примере Иркутской области – то заседание по теме реформы МС сопровождалось вопросами от обеспокоенных глав Иркутских муниципалитетов о том, справится ли Иркутская область с таким переходом. Главы МО предполагают, что институт МС в Иркутской области столкнется с огромными негативными последствиями, которые приведут к финансовым потерям в различных сферах жизнедеятельности. После реформирования системы до одноуровневой население станет ещё дальше от власти, утверждают главы муниципалитетов. По мнению губернатора Иркутской области И. И. Кобзева, о реализации законопроекта о местном самоуправлении на территории нашего региона говорить рано, так как ко второму чтению будут внесены правки и исходя из окончательного отредактированного законопроекта, который будет представлен на заключительном чтении, региональная власть будет действовать. Стоит отметить, что по состоянию на 30 января 2022 г. губернатор И. И. Кобзев и его повестка о реализации муниципальной реформы в регионе занимает первое место в топ – 10 губернаторской повестки по мнению Телеграм-канала «Давыдов. Индекс». Подводя итоги изменений, которые запланированы на ближайшее время в системе местного самоуправления, можно подчеркнуть следующее: 1. ликвидируются муниципалитеты – вместо восьми останется только три. Таким образом местное самоуправление станет одноуровневым; 2. останется только одна администрация, которая будет отвечать за все вопросы области или района; 3. губернатор наделяется полномочиями в отношении главы местной администрации – т. е. сможет объявить выговор или отправить в отставку, если глава не будет справляться со своими должностными полномочиями; 4. будет установлен единый срок полномочий местным чиновникам – 5 лет; 5. закон устанавливает закрытый перечень из 27 неотъемлемых полномочий МС и перечень тех полномочий, которые будут распределены на региональном уровне; 6. Срок перехода на новую систему – 2023-2028 гг. Таким образом, в системе местного самоуправления грядут значительные изменения, которые на данном этапе сталкиваются как с критикой, так и с одобрением. Стоит отметить, что население, которое не приближено к институту местной власти, не сразу заметит запланированные изменения. По мнению экспертов, в результате проведения законопроекта институт местной власти ликвидируется и наступит кризис во всех сферах жизнедеятельности общества. На сегодняшний день в Госдуме принимаются поправки к статьям в законопроекте – уже поступило более 100 поправок как от глав муниципалитетов, мэров городов, так и от депутатов Госдумы. Как объясняет сам П. В. Крашенинников, большинство правок больше относятся к редакционным, но также среди предложенных поправок есть и значительно важные для законопроекта по своему содержанию. Поправки принимаются на рассмотрение, и 16 марта 2022 г. во втором чтении все поправки будут разобраны в Госдуме, но 18 февраля 2022 г. от П. В. Крашенинникова поступило предложение перенести второе чтение на июнь. По мнению автора, законопроект нуждается в тщательной проработке и поправках во многих аспектах, которые предлагается внести в реформу. У большинства экспертов возникают вопросы о том, каким образом будет проходить переход на новую систему или же по какому принципу будут формироваться территориальные органы в муниципалитетах. Эти и другие вопросы требуют тщательного рассмотрения и пояснения для полного понимания, чего ожидать после принятия законопроекта. Реформирование системы местного самоуправление назрело, но муниципалитеты должны быть готовы к предложенным изменениям, иначе институт местного самоуправления ожидают негативные последствия, а население в МО столкнется с множеством проблем при решении вопросов местного значения.