Пожалуй, традиция ношения нательного крестика - одна из самых древних в нашем Отечестве. Даже советская власть не смогла её запретить, а во время войны матери, не таясь, вешали уходившим на фронт сыновьям сохраненные и намоленные крестики. Этот христианский символ в 10 веке органично слился с языческими традициями восточных славян.
Несмотря на то, что «двоеверие» - один из основополагающих фактов русской культуры, это не означает противостояния язычества и христианства, наоборот: крест как символ принадлежности к христианской общине и предмет личного благочестия оказался воспринимаем народным сознанием как амулет. Крест-тельник наряду со славянскими лунницами и другими оберегами превратился в инструмент взаимодействия человека с силами внешнего мира.
Наверное, самыми первыми крестами-тельниками в Киеве были равносторонние каменные крестики, часто обрамленные серебряными обоймицами – корсунчиками, которые вместе с другой церковной утварью привезла дружина князя Владимира Красно Солнышко. Их находят на территории всех древнерусских княжеств.
При всем разнообразии типов русских нательных крестов XI–XIII столетий все они по форме являются четвероконечными и равносторонними. Именно такие кресты воздвигались и на куполах храмов домонгольской эпохи. Шести- и восьмиконечные нательные кресты появляются в 14 веке в Прибалтике. А классический русский восьмиконечный крест появляется только к началу XVII столетия. Первыми изделиями такого рода стали крестовидные подвески из расплющенных серебряных арабских дирхемов. Несколько десятков таких находок было обнаружено в Старой Ладоге. Они перемежаются с литыми медными крестами, которые могли быть предметом европейского импорта или отливались в русских мастерских в подражание скандинавским образцам.
Именно такая форма креста — с расширяющимися концами — присутствует на граффити, процарапанных на стенах Софийского собора в Новгороде в середине XI столетия.
Символический смысл ношения креста: готовность следовать Евангелию: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Первые нательные кресты были без распятья, которое появляется в 6 веке. Основное отличие православного креста от католического: на первом изображается воскресший Христос, а на втором- Христос распятый.
В православии считается, что крест любой формы – истинный, но самый распространенный – восьмиконечный: когда Христос нес крест, он был 4-конечным, до распятия появилось подножье, после – изголовье.
В Великом Устюге мастера-серебряники делают церковную утварь аж с 18 века! Именно с её изготовления началось искусство чернения серебра. И сегодня завод «Северная Чернь» предлагает созданные по всем канонам православия разнообразные варианты нательных крестов, образков, перстней, колец из серебра 925 пробы. Ведь именно серебро – самый распространенный металл, из которого создаются предметы религиозного культа.
Это, безусловно, одна из тех исторических нитей, переплетение которых создает полотно истории и культуры нашего народа!