В XIX-XX веках в крупных российских городах активно строились фабрики, заводы, формировались целые промышленные районы. С притоком в города новой рабочей силы вокруг производств строились жилые кварталы.
На данный момент промзоны занимают более 17% территории «старой» Москвы. Эти объекты имеют устаревшее производство, зачастую давно не используются по назначению и, как правило, функционируют в качестве арендного бизнеса. Комплексная реорганизация промышленных зон призвана создать новые жилые площади, дороги, парковки, объекты соцкультбыта, новые рабочие места и технопарки, а также решить задачи развития инфраструктуры, в том числе улучшения транспортной ситуации. С каждым годом успешных примеров реализованных в Москве проектов редевелопмента промышленных территорий становится все больше. В их числе— заводы ЗИЛ, «Серп и Молот», АРМА, кластер «ArtPlay» и дизайн-завод «Флакон», а также швейная фабрика «Красная роза», преобразованная в бизнес-центр.
Таким образом, вместо заброшенных и практически не функционирующих территорий в Москве появляются новые точки роста и притяжения горожан, создается комфортная городская среда. Один из ключевых элементов этой масштабной программы является реновация прибрежных территорий Москвы-реки, которая станет линейным центром города к 2035-му году. Сегодня позиция столичных властей такова, что половина будущего объема недвижимости на застраиваемых территориях бывших промышленных предприятий должна приходиться на жилую застройку.
Одним из самых ярких примеров московского редевелопмента на сегодняшний день является грандиозный проект Shagal, который реализуется на набережной Марка Шагала в рамках редевелопмента территории бывшего завода ЗИЛ. Строящийся жилой квартал буквально задаёт новые стандарты жизни в мегаполисе и претендует на роль одного из новых центров столицы.
Разработчиком мастер-плана территории ЗИЛ-Юг выступило голландское бюро KCAP Architects & Planners, ведущая международная проектная компания, специализирующаяся на реконцепции, то есть на изменении назначения территории и объекта недвижимости. В портфеле KCAP более 200 проектов в Европе, Китае и России, в том числе Олимпийские объекты Лондона, реконцепция фабрики Хонгду в Китае и другие масштабные мировые проекты.
Проект, общей площадью в 109 га, спроектированный по принципу 15‑минутной доступности, будет включать насыщенную инфраструктуру, многообразные ландшафтные и рекреационные зоны, пешеходные бульвары, детские площадки и центры, а также удобные выходы к благоустроенной набережной.
Квартал по сути представляет собой полноценный мини-город, предлагающий самые разнообразные форматы жилья, никогда ранее не пересекавшихся в рамках одного проекта в Москве: от таунхаусов до небоскребов, которые удовлетворят самые разные запросы жителей.
Редевелопмент промзоны ЗИЛ меняет функциональное значение района, наполняет территорию новыми смыслами, инфраструктурой, благодаря чему так называемый «полуостров ЗИЛ» всего в нескольких километрах от Кремля становится все более привлекательным местом для жизни и отдыха среди успешных и практичных горожан.
Санкт-Петербург стоит на втором месте в России по площади городской территории. Здесь находится большое количество пустующих зданий производственных предприятий или неиспользуемых объектов транспортной инфраструктуры, которые постепенно преобразуются в творческие центры, формируя новые бренд города. Многие эксперты сходятся во мнении, что редевелопмент промзон Санкт-Петербурга экономически эффективен и по доходности более конкурентоспособен по сравнению с новым строительством. Одним из главных преимуществ подобных проектов является развитие креативной составляющей города, которая очень гармонично вписывается в городскую концепцию культурной столицы. Творческие кластеры способны аккумулировать значительные инвестиции и развивать депрессивные, неблагополучные территории. Главным стимулом для развития Санкт- Петербурга является новая современная инфраструктура. В Санкт-Петербурге еще в 2012-ом году Комитетом по инвестициям была разработана концепция креативного кластера, в которой отмечался европейский опыт создания арт-кластеров на месте бывших промышленных зон.
Таким вот образом возле реконструированного исторического здания бывшего локомотивного депо Балтийской железной дороги в 2017-ом году открылся главный железнодорожный музей России и один из крупнейших музеев железных дорог в мире.
Музейный комплекс площадью 18 тыс. кв. м, расположенный на территории более 5 га, состоит из двух подковообразных павильонов, соединенных в единый комплекс галереей, позволяющей переходить из одного экспозиционного пространства в другое, не выходя на улицу.
Строительство нового музея послужило импульсом для превращения Гатчинского двора Балтийского вокзала в тематический центр семейного досуга и музейного туризма. При этом Группа «Эталон» в ходе реконструкции депо сохранила монументальные дореволюционные здания.
Сегодня это один из лучших в мире железнодорожных музеев, созданный на основе уникальной коллекции исторического подвижного состава, собранной на Октябрьской железной дороге, которая является филиалом ОАО «РЖД».
Музей железных дорог России, ставший номинантом на премию «Европейский музей года – 2019», победителем всероссийского конкурса «Лучший корпоративный музей – 2019», был построен в рамках реализации масштабного жилого проекта в Санкт-Петербурге – квартала «Галактика».
Жилой квартал общей площадью 744 тыс. кв. м, расположенный на территории бывших объектов Варшавской железной дороги в Адмиралтейской и Московском районах Санкт-Петербурга, рассчитан примерно на 10 тыс. квартир различных конфигураций в домах классов «комфорт» и «бизнес-лайт».
В составе этого проекта комплексного развития территорий – современные жилые дома, детские сады, школы, детские и спортивные площадки, паркинги, зоны отдыха, коммерческие помещения под магазины, рестораны, кафе, салоны красоты, ремонтные мастерские и отделения банков. Кроме того, на территории расположены кабинеты врачей общей практики. Причем частично социальная инфраструктура здесь вводится раньше, чем заселение квартир, что, несомненно является отличительным преимуществом проекта по сравнению с большинством новостроек. Переезжая в свои новые квартиры, жители домов уже точно знают, что имеют под боком школу, врача и все необходимые сервисы.
Буквально в двух шагах от «Галактики» находятся сразу три станции метро: «Балтийская», «Фрунзенская» и «Московские ворота». Рядом проходят крупные городские магистрали: Московский проспект, наб. Обводного канала, Митрофаньевское шоссе, а также Западный скоростной диаметр (ЗСД). В ближайшей доступности располагается торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс» с кинотеатром, концертной площадкой и инфраструктурой для занятий спортом.
Как показывает отечественный опыт, востребованность новой жилой застройки на территориях бывших промзон в сложившихся районах недалеко от центра города, растет с каждым годом. В развитии редевелопмента заинтересованы как государство, так и частный бизнес, и население. В нашей стране редевелопмент – понятие не новое, но все более актуальное из-за дефицита незастроенных площадей, нехватки жилой и коммерческой недвижимости и интереса к историческим локациям.