Найти тему
Малахитовая шкатулка

Когда реальность кажется фантастикой. Стеклянные цветы отца и сына Блашка

Этим моделям из стекла более века, они хранятся в Музее Естественной истории, в Гарварде (США) изготовлены отцом и сыном из Богемии Леопольдом и Рудольфом Блашка

-2

Леопольд Блашка (27 мая 1822 г. - 3 июля 1895 г.) и его сын Рудольф Блашка (17 июня 1857 г. - 1 мая 1939 г.) были дрезденскими художниками по стеклу , выходцами из чешско-немецкого приграничья, известными производством биологических моделей, таких как как стеклянные морские существа и стеклянные цветы Гарвардского университета

Галерея цветов из стекла Блашка

- Проблема с коллекцией стеклянных цветов Гарвардского университета, - объясняет профессор ботаники Дональд Х. Пфистер, - заключается в том, что они слишком реалистичны.

Когда их фотографируют, они просто выглядят как растения, — с сожалением говорит он. - Так как же сделать фотокнигу, которая позволит людям узнать, что это на самом деле стеклянные модели?

Даже первого директора Гарвардского ботанического музея Джорджа Линкольна Гудейла сначала обманули модели цветов в доме Блашка.

Во время поездки в 1886 году в Германию, чтобы посетить дом стеклодувов Леопольда и Рудольфа Блашка, он увидел то, что он принял за вазу с цветущими свежесрезанными орхидеями. На самом деле, каждый изящный лепесток и изогнутый стебель были изготовлены вручную из стекла.

Это было все, что нужно, Гудейлу, чтобы заказать у отца и сына тысячи ботанических моделей. Сегодня коллекция находится в специальной галерее Гарвардского музея естественной истории.

-4

Когда смотришь на эти стеклянные цветы и растения, невольно задаёшься вопросом - как возможно настолько мастерски и точно воспроизвести всё это из такого сложного материала, как стекло?

Леопольд Блашка приоткрыл эту тайну в своём письме, вот, что он написал:

Многие думают, что у нас есть какой-то секретный аппарат, с помощью которого мы можем внезапно сжать стекло в эти формы, но это не так.
Я часто говорил людям, что единственный способ стать умелым лепщиком по стеклу — найти хорошего прадедушку, который любил стекло; тогда у него будет сын с такими же вкусами; он должен быть твоим дедушкой. У него, в свою очередь, будет сын, который, как и ваш отец, должен страстно любить стекло. Тогда вы, как его сын, можете попробовать свои силы, и если у вас ничего не получится, это ваша вина. Но, если у вас нет таких предков, это не ваша вина. Мой дед был самым известным стекольным мастером в Чехии.
-5

Но вернёмся к началу работы отца и сына над коллекцией,которая прославила их на весь мир.

Сначала Блашки, которые уже создали процветающий стекольный бизнес, не хотели соглашаться на эту работу. Леопольд, старший Блашка, начал свою карьеру с изготовления бижутерии, аксессуаров для люстр и других предметов роскоши. Он даже сделал стеклянные глаза, как для человека, так и для таксидермии.

Но случай вмешался в карьеру стеклодува. Однажды по пути в Соединенные Штаты в 1853 году, корабль на котором путешествовал Леопольд дрейфовал посреди океана и он провел две недели, собирая и иллюстрируя медуз и других животных, населяющих близлежащие воды. Очарованный этими незнакомыми существами, по возвращении домой, он начал изготавливать стеклянные модели морских беспозвоночных.

Галерея морских обитателей из стекла

Леопольд невольно наткнулся на решение проблемы, с которой в то время сталкивались директора музеев естествознания. «Эти виды организмов трудно сохранить и представить в реалистичном виде», — объясняет менеджер Дженнифер Браун. «Вы можете положить их в банку, но они потеряют свою окраску и просто осядут на дно».

Музеи естественной истории от Индии до Шотландии заказали тысячи таких моделей по каталогам научных материалов.

Стеклянные цветы Блашка. Фото из открытых источников
Стеклянные цветы Блашка. Фото из открытых источников

Гудейл столкнулся с похожей проблемой, когда открывал свой музей: как выставить растения таким образом, чтобы это заинтриговало публику? «Как и морских беспозвоночных, растения также трудно сохранить и показать в увлекательной форме», — говорит Браун. «Растения традиционно прессовали и расплющивали на гербарных листах. Вы можете видеть, что целая куча прессованных, высушенных растений не будет самым захватывающим экспонатом для широкой публики».

Стеклянные цветы Блашка. Фото из открытых источников
Стеклянные цветы Блашка. Фото из открытых источников

Между 1887 и 1890 годами Блашки согласились тратить половину своего времени на изготовление моделей растений для музея Гудейла; другая половина была посвящена их популярным моделям морских беспозвоночных.

Первая партия стеклянных цветов прибыла в Бостон разбитой вдребезги из-за грубого обращения со стороны таможенников. Но даже по частям Гудейл мог сказать, насколько хороша была работа. К 1890 году Гарварду удалось заключить со стеклодувами эксклюзивный 10-летний контракт. В итоге проект просуществовал более четырех десятилетий; окончательная партия моделей поступила в 1936 году.

Стеклянные цветы Блашка. Фото из открытых источников
Стеклянные цветы Блашка. Фото из открытых источников

Удивительные растения, вышедшие из мастерской отца и сына Блашка - не идеальны, они выглядят совершенно такими, какими мы их видим в природе, иногда с завядшим бутоном или листом, поврежденным насекомыми, по-этому они выглядят естественно.

В итоге мастера изготовили для университета около 4300 стеклянных моделей.

 Гербария Гарвардского университета © Источник фото: artsy.net
Гербария Гарвардского университета © Источник фото: artsy.net

Современные стеклодувы не могут точно воспроизвести их работу, хотя они и пытались это сделать в серии ежегодных конкурсов, проводимых музеем. «Некоторые из них более успешны, чем другие», — говорит менеджер музея Браун. «Но это не то же самое»

Статьи и заметки о стеклянных произведениях: