Найти тему
СестРа

Мамонт, Homo sapiens и другие...

Один персонаж из рассказа Антона Павловича Чехова однажды произнес фразу, ставшую крылатой: «Этого не может быть потому, что этого не может быть никогда!» Она на многие десятилетия определила отношение научных кругов ко всему непонятному, происходящему как в природе, так и в обществе, и не укладывающемуся в сложившиеся законы и понятия. Это и так называемый «ейти» (снежный человек) и яг-морт (лесной человек), НЛО, и многое другое, что не поддается объяснению с научной точки зрения, хотя неоднократно наблюдалось и у нас, и в других странах. Конечно, самым ярким доказательством (хотя и не бесспорным) является фото или видео события. Но съемка не всегда возможна по разным причинам. А иногда её просто невозможно произвести в силу сложившихся обстоятельств...

Неужели мамонты жили еще в начале нашего летосчисления? Сегодня мы затронем эту очень интересную тему, которая по сей день считается спорной. Очень много копий было сломано учёными и любителями истории в спорах на тему - когда вымерли мамонты. Вот её мы и коснёмся. От берегов Атлантического океана до берегов Тихого океана простиралось в древности царство первобытного человека - охотника на мамонтов; об этом говорят многочисленные находки наскальных рисунков мамонтов в Европе и Азии.

Прежде чем начать само повествование - расскажу небольшую предысторию.

Советский и российский учёный-физик Сергей Петрович Капица, просветитель, телеведущий, главный редактор журнала «В мире науки», вице-президент РАЕН. С 1973 года бессменно вёл научно-популярную телепрограмму «Очевидное - невероятное». В своих мемуарах он вспоминал:

Академик и вице президент РАЕН Сергей Петрович Капица
Академик и вице президент РАЕН Сергей Петрович Капица

«Когда я начинал свою работу на телевидении, тогда всякая публикация в области науки сопровождалась подробными актами экспертизы — что, мол, мы не выдаём секретных сведений. Меня вызвал Сергей Лапин, тогда председатель Гостелерадио, и объяснил: „Сергей Петрович, мы с вас этих экспертиз требовать не будем. Вы должны сами отвечать за то, что говорите. А мы будем смотреть“. Этим я и руководствовался».

В 2012 году дело всей жизни академика Капицы - телепрограмма "Очевидное - Невероятное", которая шла с 1973 года была закрыта. Академик объяснил это так:

«Первый канал требовал, чтобы я, во-первых, громил советскую науку и, во-вторых, не возражал против всякой лженауки. Я отказался категорически. Тогда меня выгнали от туда."

Мало кто знает, что в последнем выпуске программы Сергей Петрович совершенно без хитростно обращаясь к зрителю, сказал:

- А вы разве не знали, что мамонты ещё 500 лет назад бродили по всей среднерусской равнине и северу? У нас в Российской Академии Наук об этом все знают!

Вот это поворот! Оказывается, кому надо об этом знать - об этом давно знают!

Это стало последней каплей в чаше терпения умных мужей от истории, потому как академик Капица периодически ломал их стройную парадигму официальной истории своими откровениями. Программа была снята с эфира, а через пол года Сергей Петрович Капица умер, лишившись любимого дела своей жизни.

Такая вот не весёлая присказка у нашей истории. Но и её хватает для того, чтобы понять, что история мира совсем иная, нежели нам пытаются навязать официальная историческая наука в учебниках, диссертациях и монографиях. Нам рассказывают о тысячах и миллионах лет эволюции, никак не подтвердив эти тезисы опытным путём. А, вот академик Капица, в своей последней передаче открыл нам то, что РАН тщательно скрывает от людей, и сколько подобных секретов хранит эта организация не знает никто.

-3

Итак начнём нашу историю основанную на работах известного русского геолога Геннадия Ерёмина, которые он писал в семидесятых годах двадцатого века. Вот его статья:

"... Давно это было, еще дед рассказывал Айсату! Отправился один рыбак на сенокос. Лето в Заболотье стояло жаркое, сухое - комары попрятались по болотам, мошка еще в силу не вошла, Косил, косил он траву, передохнуть решил, ягод посбирать. Едва взошел на лесной бугор - заскользила под ним земля и вниз пошла. Провалился рыбак в большую темную пещеру, насмерть перепугался: как наверх выберешься! Сколько ни силился, ничего не вышло: высоко, не допрыгнешь. Решил камней натаскать, чтоб горку сделать. Нагнулся за первым попавшимся камнем - и обомлел. Прямо на него громадный «земляной бык», маммутом называемый, ползет, рога свои кривые и гладкие наставляет. Обомлел рыбак - конец настал: проткнет его «бык» страшными рогами. Но мамонт подполз, подул на него, пофырчал, а потом у ног примостился. Сидит рыбак ни жив ни мертв. Темнеть в пещере стало - видно, свечерело наверху. Поднял мамонт свою лохматую голову, посмотрел в упор на человека и к камню, что хотел взять рыбак, направился. Стал он камень тот лизать, урчать от удовольствия, досыта нализался, а после и рыбака к камню вроде бы подтолкнул: ешь! Рыбак попробовал камень языком - теплый, на хлеб похожий, ну и тоже лизать принялся. Сразу голод прошел. Осмелел рыбак, сызнова вознамерился наверх выбраться, но мамонт от дыры его оттолкнул и в ход за собой повлек.

И начал рыбак с мамонтом по подземным ходам шастать, мамонт рогами землю роет, лбом уминает … за ним дорога и остается, Иногда же на свой ход набредут или на чей еще там, по нему идут. Много они исходили, камнями питались, кореньями. А однажды отлучился куда-то мамонт, и не было его несколько дней, наверное, Рыбак нигде съедобных камней найти не мог, отощал, чуть с голоду не помер. Потом пошел по следу мамонта разыскивать, и - чудо! - впереди вроде бы свет. Смотрит, дыра в береговом обрыве и день видно. Кинулся рыбак к той дыре, да чуть было не ослеп с непривычки от яркого солнца и не разбился - высоко в обрыве нора была, свалился он вниз, по грудь в речную тину ушел. А когда опамятовался, то увидел: находится он у Тапкинских юрт, что выше Лайтамака стоят на реке Носке… Стало быть, не одну сотню километров отмахал рыбак под землей. Добрался он до дому, а там его давно уже ждать перестали, посчитали мертвым. Как-никак прошло целых три года, рыбаку же показалось - три месяца минуло…

Ну, а куда мамонт делся, никто не знает: говорят, тапкинские мужики нору ходили на берег смотреть и видели будто бы след к реке от чего-то тяжелого, будто бы полз кто-то к воде и там скрылся, Но для мамонта это не страшно, он ведь и в воде может жить. Сказывают, будто это мамонт зимами ломает толстый лёд в реках и озерах, устраивает на реке заторы в ледостав. Порою хозяин реки, «албаны», рассердившись на «земляного быка», затирает его льдинами или обрушивает под ним берег. Вот тогда жители прибрежных селений и находят на берегу скелеты и «рога» мамонтов, И еще говорят: не выносят мамонты солнечного света, гибнут, как только луч солнца коснется их шкуры…

-4

Такую странную легенду о мамонте, гигантском животном ледниковой эпохи, рассказал мне старый охотник Айсат на Аулкуле, в Заболотье, неподалеку от Тобольска. Не часто приходится слышать подобные байки, как-никак, а мамонты вымерли много тысяч лет назад. Наверное, я бы не торопился поделиться с читателями своими мыслями, если бы не «случайная встреча» в библиотеке Тобольского музея-заповедника осенью того же года.

Помню, работая над архивами, я просматривал старые подшивки «Ежегодника Тобольского губернского музея», В выпуске XVIII за 1908 год рядом с серьезными научными статьями доктора Бахметьева «Биометрические исследования из области ботаники», «Список растений Тобольской губернии» Николая Скалозуба и другими я увидел небольшую публикацию краеведа Петра Городцова - «Мамонт. Западносибирское сказание», И вот что любопытно: один из рассказов о мамонтах, сообщаемый Городцовым, записан в Заболотье.

Время действия 1863-1868 годы, аналогия рассказу Айсата поразительная, впечатление, будто бы Городцов брал интервью у дедушки Айсата. Есть незначительные различия в деталях и в географии - «мамонтовая нора» находилась у каких-то неизвестных мне Воспожинок (кстати, где они в Заболотье?). Да «земляной бык» в сказании Городцова выглядит несколько «добрее»: он отпускает человека на волю, выводит его на речной плес, а сам скрывается в воде. Удивила меня вовсе не живучесть легенды, история знает примеры куда более долговечных преданий. Да и находки целых замерзших трупов мамонтов давно не сенсация в Сибири. Другое удивило: та приязнь, с которой легенда сообщает о вымершем гиганте, о его незлобивом, добром характере, «невраждебности» человеку. Так могли говорить только люди, хорошо знавшие характер животного.

Пётр Городцов, приводя западносибирский цикл сказаний о мамонтах у обских угров, сибирских татар и русских, пишет с их слов:

- «Мамонт существует на земле и до сих пор, только в небольшом количестве. Это животное теперь очень редко. Ранее же - в прежние времена - мамонтов водилось на земле, несомненно, гораздо больше. Мамонт внешним своим видом и строением тела напоминает быка или лося, но размерами своими он значительно превышает этих животных. Мамонт раз в пять-шесть больше самого большого лося. На голове у мамонта имеются два громадных рога. Рога его гладкие, розовые и чистые, слегка изогнутые, как у быка, но не ветвистые, как у лося. Копыта у него раздвоенные. Мамонт так силен, что совершенно свободно и легко пролагает себе путь в земле, в пластах цельных и совершенно нетронутых.

Мамонт по своему нраву животное кроткое и миролюбивое, а к людям ласковое; при встрече с человеком мамонт не только не нападает на него, но даже льнет и ластится к человеку.

Какое поразительное знание психологии зверя, жившего, согласно общепринятому мнению, самое позднее в эпоху верхнего палеолита, то есть 30-14 тысяч лет назад. Откуда эта осведомленность наших современников о мамонте?

-5

В древностях, найденных на территории Приуралья, там, где когда-то процветали знаменитая Волжская Болгария и загадочная Биармия, ученых поражал довольно часто повторяющийся мотив «ящеров». Металлические литые фигурки изображали каких-то фантастических чудищ, соединявших в себе черты нескольких животных - медведя, бобра и какого-то рогатого и клыкастого зверя с короткими лапами. Таким же коротким и толстым хвостом, состоящим из нескольких отростков, чешуйчатым туловищем и прямо торчащими ушами. «Ящеры» интересны тем, что нижняя их челюсть имеет форму загнутого кверху клыка или бивня. Разумеется, сей монстр мало походил на величавого жителя приполярных тундр и лесов. Можно полагать, что поводом для создания подобных изображений послужили, как и в позднее время, находки бивней мамонта, заставлявшие авторов этих изображений предполагать существование какого-то крупного, но не известного им животного. Комментатор «Сказания о человецех, незнаемых в восточной стране», известный русский историк и этнограф профессор Дмитрий Николаевич Анучин, «ящера» Приуралья, как и мамонта, относил к числу легендарных подземных животных. Не о таком ли «гибриде» из нескольких зверей говорят сказания русского народа, например, известный «Азбуковник» (собрание Ивана Петровича Сахарова, 1849 г.).

«Ноздрох-зверь приличен слону, а страшнее слона, уши у него медвежьи, а очи - под горлом, рога на губе, а рогами может великое древо искоренити».

-6

Дмитрий Анучин отмечал в «ящере» одну важную «идеологическую деталь», помогающую понять суть этого, видимо, ритуального изображения: «Зверь этот изображался или в виде отдельных фигур, или в подножии антропоморфных зверовидных фигур - «образков», как бы заменяя собою Землю. Тем не менее ящер представлялся все-таки способным к передвижению на себе других, более или менее антропоморфных существ».

Рассказы о мамонте собраны и записаны у многих народов Западной и Восточной Сибири, есть они и у народов Восточной Европы. В знаменитой «Голубиной книге» можно прочесть такие строки, рисующие легендарного зверя Индрика русских сказаний:

Живет зверь за Окияном-

морем,

И рогом проходит зверь по

подземелью,

Аки ясное солнце по поднебесью,

Он происходит все горы

белокаменные,

Прочищает все ручьи и

проточины,

Пропущает реки, кладязи

студеные.

Когда зверь рогом

поворотится,

Словно облацы по

поднёбесью,

Вся мать-земля под ним

всколыбается…

Все зверья земные к нему

приклонятся, Никому победы он не делает.

-7

Англичанин Ричард Джеймс, побывавший в 1618-1620 годах в Прибалтике и на Русском Севере, писал в своих заметках о чуди, эстах, лопарях, самоедах и черемисах. По поверьям эстов, «мамонт живет и ходит под землею, прочищает русла ручьёв и подземных рек». Совсем как в «Голубиной книге»!…

A теперь покинем европейскую Россию и совершим путешествие вслед за мамонтом: сначала в Западную Сибирь, к тем народам, у которых мы еще не бывали в поисках следов древнего животного, затем далее на восток. Кстати, мы, вероятно, повторим маршрут последних европейских мамонтов, покинувших когда-то Европу и ушедших вслед за таявшим ледником в Сибирь. По крайней мере, так считают многие археологи-«каменщики», то есть специалисты по древнекаменному веку.

Ссыльный казак-мазепинец Григорий Новицкий, автор одной из первых в мировой литературе этнографических монографий «Краткое описание о народе остяцком» (1715 г.), почти не сомневался в существовании мамонта - чудесного зверя остяцких и ненецких легенд: «Различно разумеють: глаголют же ненцы и звера сего быти земна, иже влагою земною живеть и в пещерах земных обретается, наипаче влажных. Сухого бо и зрачного воздуха блюдется зело, и глаголють, яко егда киим случаем пещера его опадёть, и изыйдеть на воздух, в влажную же скоро не обратится пещеру, тогда воздухом скоро убивается и погибает и тако оставляет кости»

Береговые ненцы-юраки называли мамонта «кипахой». Другие названия мамонта в различных ненецких родах - «janhorei», «erropa», происходящие, по мнению большого знатока Зауральского Севера археолога Валерия Николаевича Чернецова, от искаженного «jan hora», где «jan «земля», а «hога» - «самец», что в целом означает «земляной бык». Южные соседи ненцев - манси (вогулы) и ханты (остяки) также называют мамонта «земляным быком».

-8

Видимо, заболотцам понятие «земляной бык» перешло от их северных соседей,

По рассказам ненцев, питался мамонт вначале растениями, когда жил на поверхности, и землей - когда перешел в ее недра. Там, где проходил этот громадный «земляной бык», образовывались реки и озера; где рыл землю - поднялись сопки и горы, пролегли овраги. Перед этим сильным и могучим зверем ненцы испытывали мистический страх, считая его своим священным животным. Некоторые народы Западной Сибири видели в мамонте не только подземное, но и подводное, и даже летающее животное, представляя его этаким гибридом (например, щуки с оленем, с лосем или медведем). Деревянные и металлические изображения «гибридизированных» монстров-мамонтов, аналогичные приуральским «ящерам» и Ноздроху - Зверю русских сказаний, встречаются у многих северных народов.

Посол австрийского императора хорват Сигизмунд Герберштейн, посетивший в середине XVI века Московию, писал в 1549 году в своих «Записках о Московии»: в Сибири «имеется великое множество птиц и различных животных, каковы, например, соболи, куницы, бобры, горностаи, белки и в океане животное морж. Кроме того, Вес, точно так же белые медведи, волки, зайцы» Кем был этот таинственный зверь Вес, долгое время никак не могли понять комментаторы «Записок». А ведь еще 1911 году тоболяк Павел Городков писал в очерке «Поездка в Салымский край» («Ежегодник Тобольского, губернского музея», выпуск XXI за 1911 год), что у салымских хантов «щука-мамонт» называется «весь». Этот монстр был покрыт густой длинной шерстью и имел большие рога. Иногда «весь» затевали между собою такую возню, что лед на озерах ломался со страшным грохотом. Не удивительно, что впечатлительный посол, наслушавшись рассказов о таинственном звере Весе, занес его в разряд реально существующих животных наряду с медведями, волками, белками и соболями.

Интересно, что чем дальше на восток мы идем по следам «земляных быков», тем больше находим в легендарном образе схожести с оригиналом - живым и ископаемым мамонтом. Известный советский исследователь Чукотки и Дальнего Востока, этнограф Владимир Германович Богораз сообщал, что чукчи и юкагиры видят в «рогах» мамонта не рога, а клыки-бивни, торчащие из носа и в крайнем случае растущие на плечах животного, но никак не на голове.

-9

Очевидно, палеоазиаты - юкагиры и чукчи - одни из самых древних жителей северо-востока Сибири, да и нашей планеты, не раз находили не только бивни и скелеты мамонтов. Даже целые мороженые туши этих животных, но и сохранили память о живом мамонте. Разумеется, это всего лишь предположение, но. Тот же Владимир Богораз приводит в своем известном труде «Чукчи» одну местную легенду, в которой рассказывается, как однажды были найдены бивни мамонта, торчащие из земли. Собравшиеся чукчи принялись бить в бубен и шаманить, произнося магические заклинания, И вот открытый костяк стал обрастать живой плотью, и люди ели мясо мамонта. А в 1897 году Владимиру Богоразу случайно посчастливилось в одном из заброшенных юкагирских амбарчиков на реке Анюе найти оригинальную дощечку, окрашенную в два цвета - черный и красный, На черной стороне дощечки, видимо изображавшей потусторонний «подземный» мир, и был нарисован мамонт, причем в окружении «сегодняшних» животных. Впереди, наклонив тяжелую «лошадиную» голову с большими лирообразно изогнутыми бивнями, шествовал мамонт, за ним цепочкой следовали лошади и собаки, над мамонтом парили две птицы, с каким-то неясным рисунком между ними, Какое значение имел для юкагиров этот сюжет, выяснить не удалось, известно только, что дощечка применялась юкагирскими шаманами для призывания духов-помощников. В одном древнем предании, записанном в 1900 году, рассказывается о том, как однажды старый могущественный шаман вызвал «холбут аібі» - «тень мамонта», взобрался с сыном на спину этой «тени» и заставил ее плыть по озеру. Только могущественный шаман-чародей мог «передвигаться» верхом на мамонте, и только ему, жрецу рода или племени, мог повиноваться мифический зверь сибирских легенд. Маньчжуры считали мамонта огромной подземной мышью, обитавшей в северных странах под толстым слоем льда. Мясо этой мыши весило якобы 1000 фунтов и было вполне съедобным, а шерсть достигала нескольких футов длины. О мамонте же писал маньчжурский император Кан-хи, большой любитель и знаток старинной литературы:

«Далеко на Севере, в стране олоссов (русских), близ моря, имеются мыши величиной со слона. Они живут в земле и умирают, едва лишь их коснется дуновение воздуха или луч солнца. Мясо этих животных холодно как лед. Зубы их сходны с зубами слонов».

-10

Видимо, Кан-хи хорошо знал древнекитайскую историческую и географическую литературу. По легендам китайцев, еще в древности узнавших о богатствах северных стран, в том числе и о загадочных животных «Страны тьмы», мамонт представлял собой исполинскую крысу или мышь «тиен-ту», водившуюся на холодных побережьях Ледовитого моря. Китайцы полагали, что тиен-ту избегает света, живет внутри земли в темных пещерах и производит землетрясения, Мясо «тиен-ту» считается съедобным и даже полезным для человека.

А первым, кто сообщил миру о сибирских мамонтах, вероятно, был «китайский Геродот» - знаменитый древнекитайский историк и географ Сыма Цянь (188 -155 годы до н. э.). В своих «Исторических записках» он сообщает, как ни странно, о представителях далекой ледниковой эпохи как о ныне здравствующих на севере Сибири:

«Из зверей водятся огромные кабаны, северные слоны в щетине и северных носорогов род». Действительно, нетрудно увидеть в этих животных мамонта и шерстистого носорога - древних вымерших гигантов, сведения о которых каким-то чудом дошли до Сыма Цяня, Можно предположить, что вмерзшие в сибирскую мерзлоту туши этих монстров видел кто-то из путешественников или торговцев мамонтовой костью и сообщил об этом любознательному ученому. Удивляет одно: почему Сыма Цянь не называет их мифическим именем крысы «тиен-ту», и не сообщает об их «ископаемом» состоянии, ведь еще в 250 году до н. э. мамонтовые бивни ввозились в Китай из Сибири? Поневоле складывается впечатление, что речь идет о реально существующих животных, обитавших в Сибири еще в III-II вв. до н. э. Или же талантливый ученый правильно представлял себе существо дела и не верил ни в какие россказни о гигантской волосатой крысе?

Спустя века предвидение ученого, основанное на реальных фактах, было предано забвению, как это не раз бывало в императорском Китае, и уступило место фантастическим спекулятивным измышлениям о крысе «тиен-ту». Уже китайский посланник Тулишен, проехавший через Сибирь в Россию, сообщал в 1714 году императору:

«А находится в сей холодной стране некоторый зверь, который, как сказывают, ходит по подземелью, и как скоро солнце или теплый воздух до него коснется, то он умирает. Имя сего зверя «мамунт», а по-китайски «хишу»…

Итак, вполне возможно предполагать - не более!- что мамонт в древности у народов Сибири считался священным тотемным животным.

Что ж, в истории человечества был широко распространен культ животных. Например, культ обезьян, змей, кошек или священного быка Аписа у древних египтян, священной коровы в Индии. Животные-боги, особенно дикие, отлавливались, приручались, им воздавались почести, приносились жертвы. В их честь воздвигались статуи, храмы.

Не было ли на заре истории у наших далеких предков-охотников желания приручить доброго, миролюбивого мамонта, живую кладовую мяса, как приручили его ближайшего родственника азиатского слона в Индии - еще в незапамятные времена! На этот счет молчат письмена, нам лишь остается строить более или менее правдоподобные версии и гипотезы.

И последний вопрос: когда исчез мамонт с лица планеты? В далекое ледниковое время? Или же отдельные колонии мамонтов пережили климатический катаклизм и долго обитали в малонаселенных и малодоступных районах приполярных областей нашей планеты уже в послеледниковое время? Неизвестно."

Вот как комментирует эту статью Ерёмина кандидат исторических наук Т. Булавинцева, человек от официальной науки:

"В захоронениях на всемирно известной стоянке Сунгирь, близ Владимира, раскопаны тысячи предметов, изготовленных из мамонтовой кости. В том числе целый склад палеолитического оружия - острые и тонкие кинжалы - стилеты, метательные копья дротики, большие и тяжелые копья длиной свыше 2 метров. Но чтобы изготовить подобное копье, необходимо было размягчить 200-килограммовый бивень, распрямить его. Каким образом? Увы, секрет «бивневой» технологии утерян безвозвратно.

-11

На каком этапе истории планеты вымер мамонт? Известный русский путешественник и ученый Эдуард Толль предполагал, что мамонты в европейской части России и в северной Сибири существовали в эпоху последнего оледенения, а отдельные их колонии даже в послеледниковое время. Таких же взглядов придерживался и Владимир Докучаев. После находки в 1949 году «таймырского мамонта», датированного 10 тыс. лет до н. э., академик Егор Павловский заявил: «Мамонт не мог существовать в условиях только ледникового периода, он мог жить только в более теплое, послеледниковое время». Кстати, об этом говорил и споро-пыльцевой анализ почвы на месте находки. Интересно мнение академика Ивана Григорьевича Пидопличко, убежденного, что мамонт «житель» современного климата. На VII Международном конгрессе антропологов и этнографов в Москве он заявил: «Мамонт существовал еще в I тысячелетии нашей эры. Есть все основания признать, что основным фактором в вымирании мамонта был человек». А в своей книге «Позднепалеолитические жилища из костей мамонта на Украине» ученый пишет: «Как вид и как редкость мамонт продолжал существовать в условиях Восточной Европы до начала техноцена, то есть до начала письменно-исторических времен». Что ж, может быть, действительно Сыма Цянь упоминал о живом мамонте…"

-12

Вот так, друзья мои! Так о каких десятках тысяч лет, прошедших с момента исчезновения мамонта, говорят нам учебники и учёные? Им ещё в конце прошлого векм было хорошо известно, что мамонт чуть-ли не являлся современником и соседом человека во времена ещё Ивана Грозного! Получается, что академик Капица раскрыл нам одну из священных тайн официальной науки, которую они так тщательно скрывали от нас! Но на этом эта тема не заканчивается.

Продолжение следует!

Здесь можно посмотреть мой видеоролик по этой статье: