1. Я песчинка.
Ну и что? Ведь целый мир в отдельный момент времени - песчинка, меньше песчинки, по сравнению с миром в вечности; абсолютное ничто. А я протяжён во времени и пространстве, стало быть я больше мира в застывшем моменте. Или больше целой вечности в абсолютно пустом пространстве, (если только уместно говорить о самом пространстве при ненаполненной пустоте) Почему же моё место в мире таково, что я ничтожен, и, в то же время больше вечности и бесконечности в указанном смысле? Произведение бесконечности на бесконечно малую величину есть неопределённость. При этом произведение любой величины, кроме бесконечно малой высшего или равного с бесконечностью порядка, на бесконечность есть снова бесконечность. Произведение чего угодно на нуль есть нуль. Нуль проще бесконечности и понятнее. И всё же его трудно представить... Как много сил человеческих, созидательных сил, было потрачено на постижение тайны Ничто, Небытия, Бессмысленности, Смерти... Как завораживает уход в Ничто, уход в некую абстрактную (потому что Ничто всё равно, где находиться) точку... Точка - это тот же нуль, только в пространстве. Сумасшедшие часто смотрят в одну точку. Физически и ментально. А здоровый, хотя бы отчасти, человек может от одного осознания её существования где-то в сознании, испугаться и начать бороться за свою психическую/физическую/духовную жизнь или стать больным... Точка в конце означает неминуемое Ничто, идущее в след за Сущим, но Сущему отдаётся первенство. Каждый из нас может (и должен?) сказать своё слово, перед точкой. Точка в конце предложения - это образ земной жизни, завершённой смертью...
2. Вопрос об искусстве.
Искусство, если оно действительно искусство, не просто выражение рефлексии, но выражение рефлексии, направленной на созидание личности автора. Но в чём его сила и как можно его отличить от искусства другого, разрушительного?? Я уверен, что фильм "Брат" Балабанова, это подлинное искусство. Я знаю, что мистические рассказы Гоголя из "Вечеров..." - истинное созидательное искусство. Чувствую величие самого высокого искусства в романах Достоевского. Но почему и эти авторы и, особенно эти, посвятившие жизнь свою духовному созиданию, так часто смотрят в точку Бессмысленности, Отчаяния и Безысходности, вглядываются в духовное Ничто???
3. "Свет во тьме светит" или немного диванного богословия.
"И свет во тьме светит, и тьма не объяла его" - один из первых, и, лично для меня, - самых сакраментальных стихов Писания. Но что было источником этого света? Т.е., как это можно себе представить? Свет Божественный. Но Бог больше мира. Мир как бы находится внутри вечного и бесконечного Бога. Не буквально - Бог духовен. Мир - как бы возлюбленная материализовавшаяся идея Бога, осве(я)щенная светом Его Разума и существующая в Его Сознании. Поэтому мир и начал быть через Логос, или Слово в русском переводе. Так как свет в мире мог начать литься из точки, если Бог окружает мир? Стало быть он лился отовсюду в Ничто, имеющее вскоре стать миром. Ведь и мы, задумав что-то, имей мы совершенный разум, захотели бы со всех сторон осветить им свою идею. И Ничто, если мне только позволят остаться физиком и поэтом, пока я пытаюсь богословствовать, ответило Большим Взрывом, ярчайшей вспышкой подобной улыбке младенца, которой тот отвечает на ласку матери. Из Ничто, ставшего непостижимым образом сингулярностью, т.е. всем во всём, заключённым в точке, произошёл мир, который нас окружает... А точка? Точки не стало, мир обрёл объём и начал двигаться без какого-либо выделенного направления во все стороны, в бесконечность, к своему Создателю. Движется он до сих пор, уже более 13,7 миллиардов лет. Движемся и мы - физически и, если захотим этого, - духовно. А точка существует только в сознании. В чьём сознании она возникла первой? Всё-таки, Бога, задумавшего мир, или сатаны, возомнившего себя центром бытия? Кто знает... И что если весь наш мир - это ответ и обличение от Бога для обезумевшего денницы? Сатана "ушёл" в точку, Бог создал из точки мир...
***
Бесконечность сложнее нуля, беспредельность сложнее точки. Это математический факт. Если нас пугает "уход" в точку, пусть сильнее напугает уход в беспредельность.Если точка нас манит, то пусть более манит та беспредельность, из которой мы её выбрали. А ещё - пусть мы задумаемся, почему выбрали это одно направление для своего мысленного взора и ужаснёмся своей дерзости и неблагодарности - желанию в угоду саморазрушению отказаться от беспредельной божественной свободы.
4. Снова об искусстве.
Искусство часто смотрит в точку безысходности, отчаяния и бессмысленности. Истинное искусство показывает абсурд этого заворожённого взора в пустоту через перипетии событий, происходящих с героями, исторический и культурный контекст, подчас - контекст самой жизни автора, а порой и через отсутствие у него и его героев возможности сфокусироваться на какой-то конкретной точке, читай, разрушительной идее; осознание, несмотря на желание разрушать себя, бесперспективности любого хода мыслей, не направленного в Вечность и Бесконечность, к Богу. И, конечно, эти "точки", эти проблемы взяты из жизни самих авторов, и глубина понимания связанных с ними душевных кризисов определяется глубиной авторской рефлексии. Здесь, кстати, бывает опасно, когда, читая книгу, человек переживает схожий же душевный кризис с тем, который переживал при написании её автор, потому что в этом случае легко "заразиться" заблуждениями и крайностями писателя. Однако, по сути, глубоко рефлексирующий в созидательном русле автор всегда ярко индивидуален и одинок, и может принести пользу большинству своих читателей. А обратиться к Беспредельности не забывали, хотя бы в финале своих великих произведений, ни Гоголь, ни Достоевский, ни Балабанов. Может в этом и секрет истинно русского литературного гения - глубокая рефлексия плюс обращение от эфемерной точки в сознании к абсолютной божественной беспредельности? Наверное, это слишком просто, но кто знает? А ещё, конечно, красота в глазах смотрящего!..
Не спалось или немного схоластики Нового Средневековья
20 мая 202220 мая 2022
4
4 мин