"Азовсталь" сдалась – "Азов"* пленён. Однако впереди генеральная битва, и уже сейчас мы знаем о формировании авдеевского котла, где засели до 40 тысяч боевиков Киева.
Владимир Зеленский и прочие "официальные" лица могут сколько угодно играть словами, называя падение "Азовстали" то "эвакуацией", то "операцией по спасению личного состава", пытаясь сдачу в плен почти 2 тысяч боевиков из "Азова"* представить украинскому и западному обществу не в виде поражения, а в виде "победы".
Но факты – вещь упрямая: украинские солдаты, заблокированные на металлургическом заводе "Азовсталь" в Мариуполе, решили прекратить сопротивление и сдаться в плен. Ничего другого им не оставалось.
К середине мая положение из тяжёлого превратилось в критическое: закончились еда, вода и медикаменты, а количество раненых перевалило за шесть сотен. В результате украинские военнослужащие "мужественно сложили оружие и отважно вышли из катакомб, чтобы героически сдаться в плен", объявив о "выполнении поставленной перед ними задачи", как пишут украинские и западные СМИ.
На самом же деле это мощный удар под дых укропропаганде, которая постоянно называла бойцов "Азова"* военной элитой, лучшими солдатами. И вот теперь эта элита – голодная, оборванная, грязная – молча потопала в плен.
Однако здесь есть и один нюанс. По мнению военного эксперта Алексея Леонкова, из "Азовстали" вышли не все боевики, а только части ВСУ, которые там оказались в совместном пребывании с нацбатами. А поэтому пока рано говорить о серьёзном переломе в спецоперации:
Вот когда сдастся полностью весь "Азов"*, когда мы увидим их одиозных командиров Калыну и Волыну, когда мы увидим тех иностранных наёмников, ради которых множество влиятельных мировых политиков обращались к нашему Верховному главнокомандующему с просьбой освободить, эвакуировать их, – тогда можно будет говорить, что там перелом наступил окончательно и бесповоротно.
Интересно, что практически накануне этих событий, а точнее – 13 мая, глава Пентагона Ллойд Остин смог дозвониться до русского министра обороны Сергея Шойгу. Голос Шойгу американский военный чиновник не слышал аж с 17 февраля, Сергей Кужугетович попросту не брал трубку, о чём открыто говорили в США. Последний раз стороны общались ещё до начала СВО. Поговорили о привычном – Остин настаивал на прекращении огня на Украине.
Не успев закончить разговор, американский генерал поторопился "слить" содержание беседы министру обороны Украины Алексею Резникову. Имел ли Остин моральное право передавать украинцам содержание разговора с Шойгу? И что может означать возобновление общения между США и Россией на уровне министров обороны?
Активность Остина показывает, что американцы как были, так и остаются главными действующими лицами украинской политики, в том числе военной, сказал в беседе с Царьградом военный обозреватель "Комсомольской правды" Виктор Баранец.
Они сильнее всех накачивают Украину оружием и, естественно, хотят знать, идёт ли в коня корм, – считает обозреватель. – Это говорит о единстве военной тактики, об американо-украинском колхозе. Все же понимают, что американская разведка работает на украинскую в режиме онлайн.
Безусловно, в разговоре с Шойгу Ллойд Остин провёл разведку, уверен Виктор Баранец. Остин нашу ситуацию знает, он знает, что Шойгу не может сказать ничего, что противоречило бы позиции Путина. Потому что Верховный главнокомандующий и министр обороны стоят на одной позиции, которая не различается ни на йоту. А Остин, естественно, хотел узнать, не изменилось ли что-то в позиции русской стороны.
Я полагаю, что он прощупал возможности – есть ли перспективы переговоров между российской и украинской сторонами. Тут и к бабке можно не ходить – ему очень интересны условия, которые ставит Россия при нынешнем развитии ситуации. Но вы видели же, что следом за Шойгу наш замминистра иностранных дел заявил, что те условия, которые предлагает американская сторона, нам категорически не подходят. Я абсолютно уверен, что эти же условия в телефонном разговоре с Шойгу обозначил и Остин,
– заявил Баранец, отметив ещё один момент: обычно стороны, перед тем как вести беседу, договариваются, будут светить содержание или нет. Это происходит на эдаких "рыцарских началах", когда чётко очерчиваются вопросы, которые не комментируют для широкой публики. Хотя иногда американцы поступают нечестно. Мы договариваемся, что переговоры будут закрытыми, никаких комментариев, а они всё-таки начинают комментировать, напомнил обозреватель.
По его мнению, американцы сейчас начинают беспокоиться о том, что на накачивание Украины оружейными массивами выделяются огромные деньги. И конечно, Вашингтон не может не интересовать вопрос о механизме контроля за всем этим. Американцы понимают, что их оружие попадает в руки и донбасской милиции, и русской армии. Немалая часть вооружения просто крошится в пыль. И Остин мог в разговоре с Шойгу задать беспокоящие его вопросы на эту тему. Также глава Пентагона мог попытаться прощупать, какие планы в рамках спецоперации России на Одессу и Приднестровье.
Я думаю, что Остин, что-то узнав от Шойгу о позиции России по военной части, безусловно, передал эти слова Зеленскому и уже выстраивал американские шахматы с учётом разговора с Шойгу, давал советы с учётом этой беседы. Публике он ничего особенного не рассказал. А вот насчёт того, будет ли он передавать детали Зеленскому, это уже право Остина. Мы не можем ему запретить разговаривать с президентом Украины,
– отметил Баранец.
Комментируя ситуацию с "Азовсталью", обозреватель сказал, что считает её отдельным объектом. Куда глобальнее Донецкий оборонительный пункт, который в длину имеет 90 километров. Сейчас потихонечку разгорается генеральная битва за Донбасс, в ходе которой этот огромный опорный пункт, в котором окопалось более 90 тысяч нациков, силы России делят на части.
Некоторые прогнозисты типа Баранца думали, в отличие от Генштаба, что всё это будет окружаться полностью, вот эта огромная группировка полностью будет окружаться, и потом начнётся артиллерийская, авиационная атака, – отметил обозреватель. – Но нет, принято другое решение – откусывать вот эту колбасу, резать по частям, то есть вместо огромного гигантского котла принято решение наделать несколько котелков. Но это и правильно в данных условиях, поскольку в районе Изюма и Славянска силы спецоперации встретили ожесточённое сопротивление ВСУ. Видите, мы три недели идём очень медленным шагом, потому что они упёрлись, и полное закрытие котла пока не светит нам. Пока не светит.
Потому решил Генштаб начинать там, где есть успех. В районе Северодонецка есть такой опорный пункт, Авдеевка, сейчас там сосредоточены силы, заключил Виктор Баранец.
О том, что в этом районе уже почти сформировались три котла – Северодонецк/Лисичанск, Славянск/Краматорск и Авдеевка/Марьинка – говорят многие эксперты и военкоры. Пока невозможно утверждать, что крышки котелков захлопнулись. Однако наши вооружённые силы при поддержке военнослужащих ДНР всё сильнее, используя имеющиеся огневые средства, затягивают кольца на этих направлениях.
_______