В Вашингтоне надеются, что лишённые доступа к привычным благам российские миллиардеры – "пятая колонна" в отечественной элите – организуют "дворцовый переворот". Есть ли в России такая угроза? Достаточно ли делается для того, чтобы обеспечить если не мобилизацию, то хотя бы консолидацию элит в России?
Россия – это демократическая страна, у нас каждый имеет право на собственное мнение, обязанности любить власть ни у кого нет, да и власть этого не требует. Но в ситуации, когда весь западный мир объединился в экономической войне против России и изо всех сил накачивает смертоносным оружием Украину, политические разногласия неизбежно должны отходить на второй план.
Потому что свобода слова свободой слова, но понятий "государственная измена" и "угроза национальной безопасности" никто не отменял, – напомнила Анна Шафран. – Ни в одной стране мира, к слову, не только у нас. А то у нас некоторые свободолюбцы до сих пор удивляются тому, что США при всей своей декларируемой свободе слова никак не простят Джулиана Ассанжа и уже много лет добиваются его выдачи. И ведь добьются, и посадят пожизненно гражданина Австралии, несмотря ни на какие протесты.
Ведь давно уже понятно, что свобода слова по-американски – это критиковать тех, на кого укажет Демпартия. А всё остальное – это работа на Кремль. Вернёмся в нашу страну.
Бизнесмен Олег Тиньков в недавнем интервью заявил, что якобы из 20 богатейших российских миллиардеров 12, с которыми он общался, выступают против спецоперации на Украине. И хотя Тиньков склонен к эпатажу, в это заявление вполне можно поверить.
Мы помним жалостливое интервью коллеги Тинькова Фридмана, который жаловался, что из-за санкций вынужден впервые за много лет взять в руки веник. Правда, вскоре после этого интервью Фридмана видели в лондонском ресторане, где ужин стоит, как несколько зарплат уборщиц, но это уже не так важно.
Коллективный Запад изо всех сил унижает российских олигархов вовсе не по природной злобе. Запад нарушает собственные законы о защите собственности не потому, что может себе это позволить, – считает ведущая. – Просто Запад очень рассчитывал на то, что после введения антироссийских санкций у нас начнутся народные волнения. Не дождался. Наоборот, люди сплотились вокруг президента и армии.
И теперь в Вашингтоне из последних сил надеются, что лишённые доступа к привычным благам миллиардеры организуют внутриэлитный переворот, как это уже бывало во многих странах мира.
У богатых отняли их комфорт, но бунта элит не случилось
Есть ли в России угроза "дворцового переворота"? Достаточно ли делается для того, чтобы обеспечить если не мобилизацию, то хотя бы консолидацию элит в России? Об этом ведущая Анна Шафран беседовала с геостратегом Андреем Школьниковым, который считает, что "противостояние России и Запада вышло на уровень тотальной войны, мы в ситуации "всё или ничего":
Начало жёсткого противостояния с Западом и операция на Украине позволяют запустить процессы очистки, национализации, призыва пассионариев в элиту, – считает эксперт. – Через несколько месяцев после завершения противостояния на Украине станет ясно, по какому из путей мы идём и есть ли у России будущее – сумеет ли она возродиться аки Феникс.
Анна Шафран: Как вы считаете, Тиньков говорит правду о том, что 12 из 20 миллиардеров российских не поддерживают спецоперацию?
Андрей Школьников: Интересно, как это происходило. Он как, набирал номер и говорил: "Вам звонит социологическая служба Олега Тинькова, оставайтесь на линии, ваше мнение очень важно для нас"? Это же ерунда какая-то.
Если бы мы жили в англосаксонском обществе, то никого не удивило бы наличие каких-то закрытых клубов, где такие люди собираются. Но мы всё-таки понимаем, что такие граждане друг друга, как правило, недолюбливают, мягко говоря. А вот так, как он описывает, – связался, обзвонил, обсудил… Чисто теоретически он мог бы этим заняться, но скорее всего, это преувеличение.
Можно согласиться с тем, что многие из них не очень положительно относятся к происходящему, потому что сильно изменился их собственный комфорт. Они привыкли быть богатыми, быть людьми мира, свободно перемещаться, быть уважаемыми, несмотря на то что их уважение – это только деньги без какой-либо власти или влияния.
А сейчас это всё у них отбирают. К тому же, когда мы говорим о богатых людях, надо понимать, что их состояния во многом дутые. То есть громадная капитализация компании, которая и являет состояние. К примеру, человек владеет компанией, у которой капитализация составляет 10 миллиардов долларов. И человек себя чувствует очень хорошо. Но реально его компания даёт несколько сот миллионов долларов прямых доходов, которые идут на его личное потребление, на какие-то проекты.
А теперь, когда капитализация упала, выясняется, что у него под эту капитализацию набраны кредиты и он становится бедным человеком. Он уже не миллиардер, у него даже отрицательный баланс можно стать, потому что нет понимания, сколько стоит компания. Конечно, это никому не нравится.
И при этом главное, чтобы у них не было реального влияния что-либо изменить, чтобы их "нравится – не нравится" никак не влияло на будущее России. Вот это было бы очень важно. Так что, возможно, Тиньков их всех опросил. И опасность такая, конечно, существует.
Они работали на Запад, но Запад ничего им не вернёт
– Насколько велики финансовые потери российских миллиардеров? Жалеют ли они о том, что в своё время не прислушались к словам Путина, что надо все деньги держать в России? И надеются они на что, что им всё-таки вернут их арестованные яхты, замки?
– Основные их деньги – это капитализация компании. То есть, условно, оценка стоимости, сколько компания стоит. Если она сейчас ничего не стоит с точки зрения Запада, то, конечно, им тяжело.
По поводу того, вернут ли замки, яхты, то я очень надеюсь, что всё-таки есть какое-то понимание, не настолько они оторваны от мира, чтобы мечтать о том, что им что-то вернут. Давайте понимать, что всё это время они работали на Запад: забирали здесь, переносили туда, клали в нужные банки, покупали нужные футбольные клубы и всевозможные другие активы, производящие деньги, и чувствовали себя частью западного мира.
А сейчас этого нет. И не будет. Я думаю, они очень жалеют. Всё чётко понимая, они оплакивают каждую свою яхту, каждую свою виллу. Я надеюсь, что среди них нет откровенных дураков, они понимают, что никто никогда ничего не вернёт, даже если случится чудо в их понимании, даже если случится невероятное и Россия вдруг пойдёт на капитуляцию. Раз всё отобрано, зачем возвращать?
Да и с какой радости, за счёт чего отдавать им будут? Что они такого смогут в будущем сделать для Запада, чтобы им что-то возвращать? То, что у них отобрали, Запад уже воспринимает как своё и делиться с людьми, которые ничего не могут, никто не станет. А мальчиши-плохиши всегда найдутся, только никто им банку варенья и коробку печенья не даст.
– Получается, что они должны быть кровно заинтересованы в победе России? Потому что только в этом случае у них будут шансы на то, чтобы сохранить оставшееся и в перспективе его приумножить? В то же время мы понимаем, что внутри российской элиты есть огромное число представителей пятой колонны, которые до сих пор рассуждают так: сейчас время пройдёт, отменят санкции, и мы начнём по-человечески уже решать вопросы. Я сама накануне слышала таких людей за одной беседой. И немало этому удивлялась. Среди этих людей есть и те чиновники, которые на серьёзных должностях находятся и имеют отношение к экономической политике России.
– Это наивные, ничего не понимающие люди. Они почему-то искренне верят, что тот образ "истинных джентльменов", которые сохраняют договорённости, действительно существует. Они даже не допускают, что там никаких джентльменов нет. Да и откуда им взяться? Посмотрите на английскую аристократию, откуда они вышли? Это потомки опиумных торговцев, пиратов и "джентри", по-нашему, кулаков-мироедов. Вот это кто. И сейчас они ведут себя точно так же. Они ваше себе уже забрали, и с какой радости станут делиться?
Главный вопрос – на чьей стороне силовики?
– А возможен ли в России гипотетически "дворцовый переворот"? Защищена ли наша политическая система от предательства элит?
– Ключевой момент для любого дворцового переворота – наличие гвардии. В современном мире – это спецслужбы. Если среди них есть предатели, готовые встать и всем рискнуть, тогда шанс есть.
Если к этому моменту спецслужбы уже почищены, приведены в порядок, и они понимают, что дёргаться не надо, а выгодно быть верными, тогда переворота не будет.
Поскольку деньги деньгами, но мы всегда понимаем, что когда начинается мобилизационная экономика, когда начинаются ужесточения, когда начинается усиление, то ключевой момент в силовиках. Причём не в тех, кто на передовой, а в тех, которые внутри страны, поскольку разведка, контрразведка, как правило, основные, кто может попытаться пойти на дворцовый переворот.
И если эти силы максимально патриотичны и не склонны к предательству, дворцового переворота не будет. Сейчас главный ресурс не деньги, не рассказы "давайте за демократию". Общество в эти сказки уже не верит. Так что олигархи могут хоть в пикет перед Кремлём выйти, а толку-то что?
– А какими могут быть цели тех, кто делает ставку на дворцовый переворот, и насколько эти цели достижимы?
– Они хотят себе маленький кусочек оторвать. Им наплевать на сохранение страны, на силу страны, им главное что-то урвать для себя. На этом всё и строится, на чистом эгоизме и мысли о том, что они такие умные и могут откатить всё назад, договориться, и им пойдут навстречу. Наивные люди.
Наша система оказалась устойчивее, чем рассчитывал Запад
– Но неужели те, кто сейчас надеются на некий "дворцовый переворот", не помнят историю, не знают, какие риски такие события несут? Или, наоборот, они готовы пойти на эти риски?
– У нас есть пример Украины перед глазами, у нас есть закалка. Мы в течение 30 лет видели, как нашу страну уничтожали, как над нами издевались, и даже глубинное понимание того, что лучше не будет, что нам не простят того, что мы всё ещё существуем, оно есть.
Сейчас последствия такого переворота многие понимают очень серьёзно. И среди элиты тоже есть люди, которые это понимают. Давайте не сбрасывать со счетов тех, кто в своё время прошли через всё это. Это последняя волна вхождения в элиту, условные силовики-петербуржцы, которых довольно много всё-таки пришло, они прекрасно понимают.
Плюс есть люди в погонах, для которых в силу возраста, опыта и много ещё чего слова "офицерская честь" что-то значат. Да и не настолько у нас всё плохо, иначе вполне могло бы произойти то, о чём так мечтает Запад. А у нас даже намёков на это нет. Зато есть какие-то системы балансов, есть интересы. Да, есть ключевой человек, на которого много чего завязано, но это всё-таки институционализированная система.
Поэтому я не думаю, что в ближайшее время мы что-то подобное увидим. Наша система куда как более устойчива, чем хотелось бы нашим противникам.
Проекции чужих фантазий есть, а "фигуры" для переворота нет
– То, о чём вы говорите, воодушевляет. С другой стороны, забавно выглядит картина, когда интеллектуальные элиты в нашей стране, аффилированные так или иначе с государством или находящиеся рядом, всё-таки делают заходы на эту тему. И даже, как мы видим, издаются разные печатные издания с обложками, где вот эта фраза фигурирует – дворцовые перевороты. Либеральные же "мыслители" усиленно последнее время нас пугают развалом страны. Мы задаёмся вопросом: это предупреждение или проекция чьих-то фантазий?
– Там не только интеллектуалы, там ещё всевозможная богемная шелупонь, кто там только не появляется! И все они пытаются открыть окно возможностей.
Нет сейчас у власти на самых верхах партии капитуляции. Она так до сих пор и не сформировалась, сколько бы о ней ни говорили. Не появилось лидера, который может открыто с высокой трибуны сказать: "я считаю, что нужен мир", а потом все эти западные нарративы пересказать – и как ему стыдно, и как ему плохо, и так далее.
То есть все эти люди очень мелкого уровня, а наверху открыто об этом никто не говорит. Ведь из тех 12 миллиардеров, о которых рассказывал Тиньков, почему-то никто не вышел с лозунгами, все молчат. Правда, молчат и те 8 человек, которые с Тиньковым не согласны.
Не имея фигуры, за которую можно было бы зацепиться, некие люди пытались и из Владимира Мединского сформировать образ противника режима, готового сдаться, и из Дмитрия Пескова тоже. А не получается ничего. Но они продолжают искать того человека среди элиты, который выйдет и скажет, что он против, чтобы они смогли вокруг него скучковаться и сделать его своим знаменем.
Но говорят только те, кто давно за границей, а их влияние никак не соответствует их желаниям. Они пытаются найти таких людей, они кричат, намекают. Вы посмотрите на некоторые Telegram-каналы, которые долгое время были государственными, но немножко либеральными. А потом, когда фокус сместился в сторону патриотичности, все они вдруг стали откровенно либеральными и антигосударственными. Почитайте, что они несут!
И они тщательно отслеживают, какой чиновник что сказал, где у кого какое влияние. Это какое-то странное сборище секретарш, водителей и ещё кого-то, которые перемалывают рассказы о "Башнях Кремля", желая вернуть "всё обратно".
– Действительно, много этих людей, которые искренне верят, что сейчас ещё немного, ещё чуть-чуть, и будет всё по-прежнему. Они действительно в это верят, просто потрясающе.
– На днях появились данные о том, что, судя по телефонным номерам, 80% из тех, кто судорожно бежал из России последние три месяца, начали возвращаться обратно. Что это значит? Это значит, что люди начинают потихонечку понимать, что там не так уж и хорошо, хотя они искренне считали, что они уедут за границу, и там будет ровно то, что у нас было несколько месяцев назад.
Возвращаются обратно, но тихо, а должны – с покаянием
– И что они там тоже будут востребованы и продолжат вести свою замечательную прежнюю жизнь. Я знаю такие истории про обычный средний класс, которые убежали в какие-то страны постсоветского пространства, а через некоторое время выяснилось, что они там никому не нужны.
– Так они доверия не оправдали. Им прямым текстом было сказано: вы должны поднимать демонстрацию, вы должны выходить на митинги, вы должны свергнуть эту жуткую власть, а они взяли и удрали. Ну кому они там нужны? Они были здесь нужны, чтобы внутри России они были героями. Чтобы они разваливали страну, чтобы они тут бунты поднимали. А они взяли и удрали.
Но это и неудивительно. Судя по составу, по уровню пассионарности, самопожертвования и прочих вещей этих людей, другого от них ожидать было странно. Так что ждём, сейчас и остальные 20 процентов будут возвращаться. Тихо, неторопливо.
Они тихо возвращаются, вот что плохо. Надо, чтобы они красиво возвращались. Ну не знаю, выйти, например, к американскому посольству, нарисовать большую букву Z. Может, ограду поломать, какой-то перфоманс сделать. Или пусть возвращаются, но с покаянием.