Найти в Дзене
Андрей Кулябкин

Политика царского правительства в Беларуси в конце XVIII – Начале XIX в. Беларусь во время Отечественной войны 1812 г.

После присоединения беларуских земель Российская империя провела территориально-административную реформу - вместо воеводств появились губернии. Сохранялось крепостное право, но отменялись "золотые шляхетские вольности". Шляхта охотно приносила присягу на верность российской императрице, за что ей сохранялись права российского дворянства и аристократии. На территории ВКЛ продолжал действовать Статут 1588 года, появилась рекрутская повинность – мужчин призывали в армию на 25 лет (позже срок службы сокращался), устанавливалась черта еврейской оседлости (все лица иудейского вероисповедания могли селиться в пределах беларуских губерний с правом проживания в городах и местечках). 12 июня 1812 года армия французского императора Наполеона вошла на территорию беларуских земель, где была благосклонно встречена частью крестьян, считавших, что их освободят от крепостного права, как это случилось в Варшавском герцогстве немногим ранее. Особенно обрадовалась вторжению часть шляхты, считавшая, что Н

После присоединения беларуских земель Российская империя провела территориально-административную реформу - вместо воеводств появились губернии. Сохранялось крепостное право, но отменялись "золотые шляхетские вольности". Шляхта охотно приносила присягу на верность российской императрице, за что ей сохранялись права российского дворянства и аристократии.

На территории ВКЛ продолжал действовать Статут 1588 года, появилась рекрутская повинность – мужчин призывали в армию на 25 лет (позже срок службы сокращался), устанавливалась черта еврейской оседлости (все лица иудейского вероисповедания могли селиться в пределах беларуских губерний с правом проживания в городах и местечках).

12 июня 1812 года армия французского императора Наполеона вошла на территорию беларуских земель, где была благосклонно встречена частью крестьян, считавших, что их освободят от крепостного права, как это случилось в Варшавском герцогстве немногим ранее. Особенно обрадовалась вторжению часть шляхты, считавшая, что Наполеон восстановит политическую независимость Речи Поспалитой (несмотря на то, что такие же планы обсуждались и с российским императором Александром Первым накануне войны и существовал "план Огинского").

Российская армия была разделена на две части, которые планировали остановить противника с помощью оборонительных боёв на востоке Беларуси, но были вынуждены в тяжёлых сражениях отступать дальше к Смоленску, где смогли соединиться для генерального сражения.

Отступая, Российская армия использовала т.н. «скифскую тактику», сжигая посевы и уничтожая запасы продовольствия, для того, что бы они не достались французам. От этих действий в первую очередь страдало простое население; Наполеон же не отменил крепостное право, а требовал ещё больше продовольствия на содержание многотысячной армии.

Наполеон сумел перевернуть в свою пользу ничейное сражение на Бородинском поле, войти в Москву, но по причине истощения ресурсов и ухудшения погодных условий, был вынужден повернуть назад. Отступая французская армия встретилась с активным крестьянско-партизанским сопротивлением, голодом, болезнями, и была разбит во время переправы через реку Березина в районе деревни Студёновка.

Таким образом, Наполеон не сумел добиться своих целей, как и поддержавшие его шляхта и крестьянство, в то же время, последние, ждали отмены крепостного права за участие в разгроме французской армии от российского императора, но не получили желаемого.

За время боевых действий беларуские земли оказались разорены, сократилась численность населения, многие города опустели, в т.ч. и Сураж, в котором долгое время квартировала итальянская армия пасынка Наполеона Евгения Богарне и шли бои с русскими солдатами.

Очень острым для царского правительства был религиозный вопрос, который было принято решить через ликвидацию униатской церкви на Полоцком церковном соборе 1839 года и перевода униатов в православную веру.

Данное событие позволило русской православной церкви значительно увеличить своё влияние на беларуских землях, но стало сложным для простых прихожан, столкнувшихся с изменениями культа, языка церковного служения, и принять иногда насильственный перевод в православие.