Найти тему
ВИВАРИУМ

Было ли что то хорошее в Опричине? Неудачное ли политическое решение Ивана Грозного? Мнения историков.

Оглавление

Иван Грозный, здесь только одно прозвище чего стоит! По истине легендарная личность истории государства Российского. Каждый школьник слышал про такое понятие как- "Опричина". Зачастую оно всегда подразумевается в негативном ключе, но что если попробовать рассмотреть этот вопрос с разных сторон и конечно же обратиться к мнениям историков? Давайте этим и займёмся.

С вами канал "Вивариум", не забывайте проявляться активность, вам не сложно, а нам приятно. Поехали!

Опричина- это фактически часть государственной политики 1565-1572 годов. Суть её была в укреплении власти и авторитета царя, которые на тот момент были в достаточно шатком положении. Частые измены и предательства со стороны бояр вылились в ужаснейшие массовые расправы.

По своей сути, всё это вылилось в то, что достаточно большая часть земель оказалась под исключительным правление государства. На них не допускалось никакое влияние бояр. Если вам будет интересно, мы сделаем отдельную статью, в которой разберёмся с основными причинами опричины, ходом её действия и на том как эта политика отразилась на нашей стране. А сейчас перейдём к мнениям историков.

Н.М. Карамзин:

Мнение первого сочинителя истории государства российского нельзя ни в коем разе упускать. Николай Михайлович считал то, что политика опричины бессмысленно жестока, а Иван Грозный является кровавым тираном. По мнению историка, всё началось с измены Курбского, после которой Царь стал видеть в каждом изменника и предателя.

-2

«Он видел предательство в их печальных взорах, слышал укоризны или угрозы в их молчании; требовал доносов и жаловался, что их мало; самые бесстыдные клеветники не удовлетворяли его жажде к истязанию… Иоанн искал предлога к новым ужасам»

Стоит отметить, что крайне положительно Карамзин охарактеризовывал первую половину правления Ивана Грозного, которую он называл- " время крупнейших успехов монархии и славных деяний царя"

В.Н. Татищев

-3

Приверженец абсолютизма в свою очередь оправдывал действия Ивана Грозного и саму опричину, которая укрепила "Монаршеское правление". В свою очередь, к тем, кто бунтовал, историк относится крайне отрицательно- он называет их "Безпутными вельможами".

Советская история или С.Ф. Платонов

Мнение именно С.Ф. Платонова легло в основу Советской исторической науки. Он считал, что смысл опричины раскрыт только учёными 20 века, а в свою очередь современники царя не смогли оценить и понять её. Это всё обоснованно, ведь царь не объяснял те меры, которые предпринимал. В связи с этим в летописях очень много записей в стиле:

«Возненавидел грады земли своея, и в гневе разделил их и яко двоеверны сотворил, и заповедал своей части оную часть людей насиловати и смерти предавати».

Платонов полагал, что вся суть опричины заключается в осознании опасности княжеской оппозиции. Царь не решался сразу распустить раду, следствием этого держал её около себя, но всё же внутренне отдалялся. Он убрал из Москвы Адашева и Сильвестра, а их попытки возвратиться были отклонены. На все недовольства бояр Иван Грозный отвечал репрессиями, убийствами и опалами.

-4

"Царь последовательно включал в опричнину, одну за другой, внутренние области государства, производил в них пересмотр землевладения и учет землевладельцев, удалял на окраины или попросту истреблял людей, ему неугодных, и взамен их поселял людей надежных…Эта операция пересмотра и вывода землевладельцев получила характер массовой мобилизации служилого землевладения с явною тенденцией к тому, чтобы заменить крупное вотчинное (наследственное) землевладение мелким поместным (условным) землепользованием"

Р.Г. Скрытников

Руслан Григорьевич- по истине выдающийся историк 20 века, считал опричину не очередным кровавым капризом психически нездорового репрессора, а продуманной реформой, которая была направлена на усилении власти царя путём уменьшения политического влияния боярского и княжеского сословий.

-5

Скрытников говорит о том, если бы Иван Грозный хотел расправиться с неугодными ему лицами, он не стал бы делать такую ресурсозатратную политику опричины.

Историк обосновывал свою позицию, тем что в своих работах рассматривал преследования боярских и княжеских родов, благодаря отчётам об учреждении опричины, писцовые книги Казанского края, разрядные записи и другие источники.

На этом пожалуй всё. Читай Вивариум и развивай мир внутри себя!