Новую транспортную схему, предполагающую сокращение ряда маршрутов и введение регулируемых тарифов, введут уже этим летом. Сейчас активно обсуждается введение проездных и абонементов с правом бесплатной пересадки для льготников. На минувшей неделе педагоги на встрече с создателями транспортной схемы предложили сделать бесплатные пересадки в течение часа по проездным для школьников и пенсионеров, которые часто сопровождают детей после занятий в кружки и секции. Эксперты PolitBook вместе с простыми нижегородцами рассуждают, как еще можно облегчить непростую транспортную жизнь города.
Запас времени на пересадку - увеличить
Вопрос, который особенно волнует нижегородцев, - зачем отказываться от существующих удобных маршрутов, чтобы делать пересадку, а то и не одну? Раньше власти уже упоминали, что в новой схеме основная ставка будет сделана на электрический транспорт и метрополитен. Так вот, под сокращение попадают в первую очередь маршруты, дублирующие линии такого транспорта.
«Такие маршруты предложено сделать подвозящими, за счет этого и появилась необходимость пересадки. Неудобства, связанные с этим, компенсируются сокращением интервалов движения транспорта (время ожидания транспорта на остановке будет минимальным), использованием комфортного подвижного состава, введением единого тарифного меню с возможностью бесплатной пересадки», - сообщили в пресс-службе АО «Институт Стройпроект».
В компании подчеркивают, что измененная маршрутная сеть построена таким образом, чтобы жителям была обеспечена возможность добраться любого места в городе до другого с минимальными временными затратами.
По словам замглавы института «Стройпроект» Виктории Калининой, решению об отмене ряда маршрутов предшествовала длительная работа. Представители компании «вживую» проанализировали каждый рейс: они ездили от одной конечной станции к другой, записывали количество входящих и выходящих пассажиров.
«Мы внимательно смотрим и анализируем все вопросы, которые нам присылают, стараемся их учитывать. Понятно, что каждому хочется, чтобы маршрут шел от его дома до удобного места. Но, к сожалению, такое количество маршрутов на весь город сделать невозможно», - отметила Калинина.
О том, что «люди не должны стоять на остановках часами», заявляет председатель комитета Законодательного собрания по транспорту и дорожному хозяйству Владимир Солдатенков. «Важно создать такие условия, чтобы они могли планировать свое время. Для этого необходимо, чтобы люди знали расписание того или иного вида транспорта. И в случае нарушений, могли обратиться в уполномоченные органы, предоставляя конкретные факты».
Директор ГКУ НО «Центр развития транспортных систем» Артем Бафанов напоминает, что с введением новой схемы на всех без исключения маршрутах будут действовать проездные билеты и пересадочные тарифы на 60 и 90 минут. Однако нижегородцы опасаются, что теория, возможно, не будет совпадать с практикой.
«Тарифы с пересадками будут работать только при чётком следовании маршруту и при отсутствии пробок, - считает нижегородский журналист Александр Асриян, - с учетом высоких интервалов наземного транспорта в Нижнем Новгороде и частых поломок подвижного состава, запас времени на пересадку должен быть рассчитан исходя из 90-100 минут. Иначе идея может не сработать или сработать частично.
В ряде мест города при проезде всего на 3 км можно простоять до часа в пробке или на ж/д переезде. Запас времени в этом случае сгорает, и школьник понесет стандартные расходы лимита. 60-минутные пересадки могут стать рабочей схемой в случае глубокой транспортной реформы, когда проблемы с интервалами будут решены, например, умным сочетанием автобусов большой, средней и малой вместимости с действительно удобными интервалами для нижегородцев».
Стоимость проезда - не повышать
В конце марта на сайте правительства Нижегородской области был опубликован проект постановления, согласно которому стоимость проезда на автобусах, в метро, а также на троллейбусах и в трамваях при оплате наличными может вырасти до 35 рублей, при оплате по карте - до 30 рублей. Сейчас стоимость проезда составляет 28 рублей, при безналичной оплате - 26 рублей. При этом только в декабре 2021 года в мэрии города заявляли, что пока стоимость проезда в общественном транспорте повышать не планируется.
На минувшей неделе в группе «Общественный транспорт Нижнего Новгорода и области» стартовал анонимный опрос с целью узнать, что думают нижегородцы о повышения тарифов на проезд. Как и ожидалось, большинство (67%) респондентов высказались «против». «В нынешних условиях проезда повышение стоимости при очевидном снижении качества обслуживания социальными автобусами явно недопустимо», - оставил свой комментарий в группе Даниил Ладыгин.
Подобный опрос (Что думают нижегородцы о повышении тарифов на проезд?) несколькими неделями ранее проводило ИА «Говорит Нижний». Горожане заявили, что в работе общественного транспорта их не устраивает интервал движения, неправильная работа «умных остановок», отсутствие комфортабельности в салонах, а также увеличение числа пересадок. Для ряда нижегородцев очередное повышение цены за проезд является крайне существенным для их бюджета, так как ни зарплаты, ни пенсии, по их словам, сейчас не повышаются.
Еще, как выяснилось, существуют проблема неработающих валидаторов. Или же их отсутствия. «Ехал сегодня в А71 и А 95. В первом был кондуктор и работающие терминалы оплаты, во втором - ни того ни другого. В итоге при заполняемости А95 на две трети к водителю за билетом народ уже ходить не стал. Вывод : надо не стоимость оплаты проезда поднимать, а налаживать возможность оплаты проезда из разных частей салона транспорта», - рассказал нижегородец Евгений Кирилин.
Жительница приволжской столицы Надежда Назарова в группе «Общественный транспорт Нижнего Новгорода» поделилась: «Я езжу не так и часто, и мои автобусы в основном 8,35,57,71. Я первый раз в 57- ом увидела работающий валидатор, второй раз в 71, но без билетов (закончилась бумага). И все!!! Больше их не было. Хорошо еще, что в 8,35,71 есть кондукторы, но в 57- ом это очень большая редкость. Так и приходится идти к водителю обилечиваться. Все для удобства пассажиров…».
Предотвратить сбой расписания и сберечь нервы пассажиров
По словам Артема Бафанова, транспортные нововведения в Нижнем Новгороде планируют начать уже в августе. А пока завершаются работы по разработки цифрового портала с интерактивной картой маршрутной сети. После открытия портала информацию планируется довести до всех горожан.
Все автобусы (магистральные и подвозящие) переведут на единую систему брутто-контрактов и «четкий тайминг рейсов». Создание выделенных полос будет способствовать приоритету общественного транспорта, причем последний должен будет ходить без длительных перерывов. Проектировщики заверяют, что все это будет удобным.
Нижегородский транспортный обозреватель Александр Седов уверен, что облегчить транспортную ситуацию Нижнего Новгорода можно только развивая инфраструктуру. Для этого нужно строить новые дороги, организовывать «выделенки», развивать автономный транспорт: метро и трамвай, а также делать удобными хабы (места для пересадки).
«Других путей нет, иначе мы опять упремся в пробки, - отмечает наш собеседник, - а это сбой расписания, нервы пассажиров и хронические опоздания. Нынешняя дорожно-транспортная сеть ведь уже давно исчерпала свои резервы, за постсоветское время мы должны были её развить на 40% минимум, а получилось всего около 10. Отсюда и проблемы.
Решить их помогут инфраструктурные кредиты: метро, мост в Новинки, и дублеры Гагарина и Ленина, а также программа по модернизации электротранспорта на 43 млрд рублей. А вот переписать таблички на автобусах с номерами маршрутов - это не про кардинальные перемены».
… А пока у эксперта есть некое недоумение по поводу того, «как реформе сделать «человеческое лицо», когда остальное-то тело от животного».
Анастасия Шохина
Материал опубликован 19.05.2022 в PolitBook