Найти тему

Антикризисные поправки и новая логика госзакупок

Госзакупки сменили вектор?
Госзакупки сменили вектор?

Не успели участники Контрактной системы освоиться с масштабными изменениями закона № 44-ФЗ, внесенными Вторым оптимизационным пакетом, как "отгремел" не менее масштабный т.н. Антикризисный пакет поправок.

Изменения, пожалуй, даже более существенные, тектонические. Главный лейтмотив по сути - ограничение количества поставщиков и снижение вовлеченности общества в процесс госзакупок.

Начать следует с главного: расширения случаев закупок без проведения открытых торгов. Введено множество новых оснований для закупок у единственного поставщика (и это при том, что данный перечень и так с каждым годом становится все шире), а также идет работа в направлении создания перечня федеральных единственных поставщиков (судя по всему, единственных импортеров). В таком же ключе, кстати, мыслит руководство Ленинградской области, что стало очевидным после выступления ее представителя на недавнем пленарном заседании форума "Госзаказ 2022". Практически все выступление было посвящено идее максимизации совместных закупок, даже между регионами. Мотив понятен: это удобнее для заказчиков и позволяет сэкономить, т.к. крупные компании, участвующие в таких тендерах, имеют куда больше возможностей для снижения издержек. Остаются вопросы: каково в такой системе место малого и среднего бизнеса, и положительно ли это скажется на развитии конкуренции? Вопрос, полагаю, риторический, о чем в ответ на такие предложения напомнила представитель Торгово-промышленной палаты.

Однако, монополизация рынка путем совместных закупок у крупных участников и закупок части товаров исключительно у одних и тех же поставщиков - это еще не все. Следующая мера предпринята исходя из того, что участники могут не выходить на торги, опасаясь включения в санкционный список, как работающих с подсанкционными контрагентами, и заключается в проведении исключительно закрытых торгов в случае, если заказчик находится под санкциями. Таким образом, заказчики будут сами решать, кого пригласить к участию. Путем нехитрых манипуляций такие закупки несложно превратить в закупки у единственного поставщика, что исключит конкуренцию как таковую, снизит эффективность закупок и обеспечит раздолье для коррупции.

Одновременно с этим, такие заказчики не будут обязаны размещать отчет о закупках у СМП, так что и поддержка мелкого бизнеса станет лишь декларируемой.

Тут надо сказать, что законодатель все-таки собирается попытаться как-то обуздать такие перспективы. А именно в планах обязать всех заказчиков размещать сведения по всем контрактам в ЕИС, включая закупки малого объема у единственного поставщика. Но здесь тут же появляется и другая инициатива: сделать ЕИС закрытой от "посторонних глаз" системой. Подвижки к этому были еще до Антикризисного пакета: подавать жалобы стало возможным только для зарегистрированных пользователей, т.е. участников. Таким образом, общественный контроль во многом перестал существовать. И в этом видится второе направление движения: снижение прозрачности закупок (напомню, что открытость (!) и прозрачность - один из основных принципов Контрактной системы) и увеличение таким образом коррупционного потенциала.

Безусловно, так удобнее заказчикам и государству в целом: закупать на свое усмотрение у ограниченного круга поставщиков и отчитываться лишь перед вышестоящими структурами, но не перед гражданами. В целом именно на такой путь, похоже, свернула система госзакупок. Многие изменения и послабления, конечно, заявлены как временные, но все мы знаем: нет ничего более постоянного, чем временное.

Как уже было сказано, подобные изменения видятся тектоническими сдвигами в сторону сворачивания того, что строилось многие годы, а именно развитие конкуренции и увеличение прозрачности закупок.

В качестве послесловия стоит отметить также принесенные Антикризисным пакетом изменения, запрещающие использовать при формировании начальной максимальной цены информацию о ценах с иностранных бирж и привязывать цену к валюте. Выглядит патриотично, но не следует забывать, что подобная практика возникает не на пустом месте: если товар импортный и не производится в РФ, то его цена в любом случае так или иначе будет привязана к валюте, какие запреты ни вводи. А заказчикам придется искать методы обхода таких ограничений. По сути это создание дыр, которые вскоре придется латать.