В Российской академии образования прошел круглый стол «Воспитание в современных условиях: состояние и перспективы». РАО заявляет свои амбиции на роль агрегатора в сфере наук об образовании и видит себя в качестве ключевого научно-методического центра. Новые вызовы современности оказывают существенное влияние на систему воспитания и требуют ее трансформации в соответствии с запросами времени.
Сегодня в фокусе РАО в вопросах воспитания — комплексный подход и преемственность. При этом, как отмечает президент РАО Ольга Васильева, несколько десятилетий воспитание часто сводилось к формальному плану и было «спрятано внутри образования». От этого терялась его суть. Сейчас особую значимость приобретает формирование экосистемы воспитания на всех этапах формирования личности, включая студенчество.
В настоящее время отмечаются позитивные «воспитательные» тенденции, однако президент РАО уверена, что необходимо укрепить практику регулярных встреч профильных экспертов, как практиков, так и теоретиков, с целью выявления болевых точек и поиска совместных решений.
«Ключевое слово сегодняшнего дня — новые вызовы. Они актуализировали воспитательную повестку», — отмечает член Совета Федерации, заместитель председателя комитета Совета Федерации о науке, образованию, культуре и информационной политике Любовь Глебова.
Она подчеркнула, что интенсивное развитие волонтерства уходит корнями в тимуровское движение. И эта деятельность лежит в основе всех подходов к воспитанию.
«Воспитание — механизм воспроизводства культуры, которые обеспечивает качество человеческих ресурсов», — добавила Любовь Глебова.
Она выделила 3 блока работы в части воспитания:
- Включение воспитания в саму образовательную деятельность;
- Общественное участие и институты — формирование благоприятной среды исполнительными органами власти — отмечается положительная динамика финансирования;
- Просветительская деятельность за пределами образовательных программ. Эффективным инструментом для реализации этих направлений стал центр воспитания и развития личности РАО.
«Последние годы можно назвать новым этапом в развитии системы воспитания. Ведётся работа по созданию единого образовательного и воспитательного пространства. Объединяющее начало — целевые ценностные ориентиры. На этом строится система воспитания. Главное, чтобы педагог транслировал и передавал их детям», — отметила заместитель директора департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения Соня Погосян.
При этом она выделяет еще одно важное направление — оценка эффективности воспитательной работы.
Заместитель руководителя Росмолодежи Дамир Фаттахов подчеркнул, что важным институтом воспитания являются молодежные организации и движения, Росмолодежь ведет их реестр. Как никогда актуальные вопросы — какая детская организация нужна современному поколению сегодня: как научиться говорить на одном языке, сохраняя рамку государственной задачи? Эти задачи ставит перед собой главное молодежное ведомство страны.
Следующий шаг, по оценке Росмолодежи, предполагает консолидацию детских движений, развитие программ подготовки кадров и возобновление методической работы детского движения, содержательная переборка деятельности под поколение 21 века, фокус на невовлеченных детей, обеспечение бесшовного перехода из детских движений в молодежные с сохранением социального капитала молодого человека.
Таким образом, назревшая потребность преобразований очевидна, при этом выстраивать новое можно только имея некую опору. Здесь важно соблюсти баланс — перестраиваться в соответствии с актуальными вызовами и трендами, опираясь на то что было, но не ориентируясь на него. А также помнить — среда может как содействовать, так и препятствовать становлению личности. От действий сегодня будет зависеть не просто будущее системы воспитание, но и формирование сильного здорового и эффективного молодого поколения.
Материал в нашем Телеграм-канале: https://t.me/scienpolicy/24879