До сих пор среди историков нету единогласия по поводу того, как на самом деле выглядел Пётр I. Сохранилось немного прижизненных портретов великого монарха, и на всех них он выглядит сильно по-разному.
Парадные портреты царя
Большинство портретов Петра Великого восходят к этой картине, написанной немецким художником бароном Густавом фон Мардефельдом где-то между 1707 и 1720 годами. На нём царь Пётр изображён вместе со своим арапом Абрамом Ганнибалом.
Или вот к этому, где Петра в 1716 году изобразил французский художник Луи Каравак, предположительно во время визита царя во Францию.
Обращает на себя внимание, что оба портрета по крайней мере частично написаны не с натуры. Задний фон явно домыслен художниками для придания образу царя батального величия. А Абрама Ганнибала немец тоже вряд ли видел воочию, ибо, по всем воспоминаниям современников, арап Петра Великого вовсе не был таким чёрным: он был не негроид, а эфиоп.
Возникает подозрение, что и облик самого Петра мог быть этими художниками несколько приукрашен.
Дополнительные материалы смотрите у нас на ТЕЛЕГРАММ канале и сообществе ВКОНТАКТЕ.
Спорный портрет молодого Петра в «Великом посольстве»
Это подозрение усиливается, если посмотреть на самый ранний из сохранившихся портретов царя-преобразователя.
Он был сделан летом 1698 года голландским художником Антоном Шуньянсом, проживавшим тогда в Вене. Известно, что через Вену сам царь возвращался в Россию после полуторагодичного пребывания за границей в составе «Великого посольства». Следовательно, этот портрет вполне мог быть написан с натуры. Впечатление подлинности усиливается отсутствием всяких деталей на заднем плане. Это был точный портрет, вроде нынешней фотографической карточки.
Наблюдателям кажется, что Пётр не мог так выглядеть в 26 лет. Однако всмотримся, что же порождает их недоверие? Обилие растительности на лице? Но это просто свидетельство хорошего развития мужских гормонов. А Пётр, как считают, в «Великом посольстве» придавал не слишком большое внимание своей внешности. Проще говоря, брился от случая к случаю. И подстричься не успел. Впрочем, в ту пору мужчины часто носили длинные волосы.
И вполне вероятно даже, что царь мог пожелать, дабы его запечатлели «в походной обстановке»: ведь в посольстве он то плотничал, то приобщался к культуре европейских кабаков…
Подтверждение подлинности
О том, что именно на портрете работы Шуньянса черты лица великого русского монарха запечатлены наиболее точно и выразительно, без прикрас, может свидетельствовать ещё одно изображение Петра I, сделанное польским художником Яном Купецким в 1711 году.
Купецкий тогда проживал в Вене, а Пётр приезжал на воды в Карлсбад. Сюда он и вызвал польского художника и щедро вознаградил его за работу.
Мы видим на этом портрете явно того же самого человека, что и на картине Шуньянса. Два одинаковых портрета вполне могут ручаться за подлинность и точность изображения.
Известно, что иногда у Шуньянса возникали недоразумения с богатыми заказчиками, желавшими, очевидно, выглядеть на картине привлекательнее, чем в жизни. Но Шуньянс всегда оставался верен своим принципам реализма. Возможно, что он сознательно или бессознательно усиливал резкие контрасты в чертах лица своих заказчиков. Не исключено также, что сам Пётр мог пожелать, дабы художник изобразил его строже и старше, чем царь был в то время на самом деле.
В любом случае, Пётр I на портрете Шуньянса предстаёт здоровым, жизнерадостным человеком, а в его глазах светится юмор. Совершенно точно, что сам царь не был недоволен своим портретом, иначе мы бы об этом знали.