Найти в Дзене
kin0guru

Лидеры советского проката: "Укротители велосипедов" (1963)

Согласно данным киноведа Сергея Кудрявцева, эту подзабытую ныне комедию посмотрели в премьерный сезон 1964 года 21,2 миллиона зрителей, что за вычетом иностранных фильмов позволило ей замкнуть десятку самых популярных на тот момент советских кинолент (даже такую будущую классику как "Я шагаю по Москве" обогнала - вот они превратности успеха у публики!). Притом, что работа довольно своеобразная - недавно в статье, посвященной мультфильму с созвучным названием "Похитители красок" (1959) я упоминул её как пародийную - жанр очень редкий на нашем киноэкране, особенно в те годы. К тому же с элементами модернизма, что и вовсе ни в какие ворота (шучу!). Возможно, это даже один из самых первых подобных опытов в советском кино. А где, скажите, кинематографисты ещё до экспериментов Ролана Быкова в "Айболите-66" и "Автомобиле, скрипке и т.д." игрались в несерьёзность кинопроцесса? Не припомню. Разве что "Весна" Г. Александрова и то с большой натяжкой. Вот и здесь, уже с первых кадров, режиссёр и с

Согласно данным киноведа Сергея Кудрявцева, эту подзабытую ныне комедию посмотрели в премьерный сезон 1964 года 21,2 миллиона зрителей, что за вычетом иностранных фильмов позволило ей замкнуть десятку самых популярных на тот момент советских кинолент (даже такую будущую классику как "Я шагаю по Москве" обогнала - вот они превратности успеха у публики!).

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Притом, что работа довольно своеобразная - недавно в статье, посвященной мультфильму с созвучным названием "Похитители красок" (1959) я упоминул её как пародийную - жанр очень редкий на нашем киноэкране, особенно в те годы. К тому же с элементами модернизма, что и вовсе ни в какие ворота (шучу!). Возможно, это даже один из самых первых подобных опытов в советском кино. А где, скажите, кинематографисты ещё до экспериментов Ролана Быкова в "Айболите-66" и "Автомобиле, скрипке и т.д." игрались в несерьёзность кинопроцесса? Не припомню. Разве что "Весна" Г. Александрова и то с большой натяжкой.

Вот и здесь, уже с первых кадров, режиссёр и сценарист фильма настраивают на сюрреалистический лад: как бы сами становятся действующими лицами, пробуют разные варианты сюжета, комментируют происходящее в кадре и за кадром... Есть конечно и сиюминутные, фельетонно-сатирические моменты, которые спустя 60 лет нелегко понять: что же авторы хотели высмеять, обыграть или спародировать. Как в случае с фразой, что "за свиноматку сам сядешь". Я лично с позиции нынешнего дня наблюдаю форменное издевательство над производственными и спортивными кинокартинами тех лет (хотя наверно это ещё по-доброму).

Из свободных интернет-источников
Из свободных интернет-источников

Фильм снят на эстонской киностудии, но российским режиссёром Юлием Куном, более известным по операторской работе в документальном и хроникальном кино. Тем не менее, первый же его опыт постановщика (совместный с молодым коллегой из Таллина Кальё Кийском) под названием "Озорные повороты" (1959) снискал огромный успех по меркам республики всего-то с миллионным населением (а посетителей кинотеатров среди них и того меньше). Эту комедию положений с прелестной 18-летней Терье Луйк, умудрившейся при полном отстутствии актёрских навыков очень достоверно изобразить двух, разных по характеру сестёр-близнецов, посмотрели тогда 15 миллионов зрителей!! За счёт РСФСР, само-собой, где фильм шёл дублированным. Жаль, что сейчас его мало кто у нас помнит и знает. Надо будет как-нибудь черкнуть статейку и про него.

Терье Луйк в фильме "Озорные повороты" (1959) - из свободных интернет-источников
Терье Луйк в фильме "Озорные повороты" (1959) - из свободных интернет-источников

И теперь у меня закралось подозрение, что Юлий Кун поставил целью переплюнуть самого себя в коммерческом отношении: поменяв мотоциклы на велосипеды, он решил сразу поставить на всесоюзную аудиторию. Для чего пригласил достаточно известных уже киноактёров: Олега Борисова, Людмилу Гурченко, Алексея Смирнова (его зачем-то переозвучили) и непревзойдённых комиков Сергея Мартинсона и Рину Зелёную. Но если к последним вопросов быть не может - свои репризы (иначе не скажешь - слишком уж короткие) они отыграли ожидаемо блестяще, то к Гурченко, как к исполнительнице главной роли, нареканий от меня многовато. Не понравилось ни как спела (а Модест Табачников композитор-песенник вроде не последнего ряда), ни как себя показала. Ох, не её были 1960-е годы, не её!

Из эстонских актёров, что запомнились в "Озорных актёрах", перекочевал только Рейно Арен (и опять же в амплуа самоуверенного красавца). Кстати, зрители моего поколения должны его знать по главарю "Пиратов XX века". В целом же картина достойна внимания, пусть во второй половине и многовато сумбура, будто режиссёр потерял интерес к происходящему. Не потому ли она так и осталась последней самостоятельной в его карьере постановщика.

3,5 из 5

(с) Albert Magnus специально для kin0guru