Найти тему

Я б в айтишники пошел, пусть меня научат!

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Директор Школы и было у него три Заместителя.

Позвал однажды Директор Школы своих Заместителей и говорит им:

- Дорогие мои, милые мои, этот учебный год подходит к концу, а новый-то уже не за горами! Надобно нам с вами подумать немного и решить задачку одну сложную, доселе ни кем еще не решенную.

- Что же за задачка такая страшная, батюшка наш?

- Да вот был я вчера на встрече, куда приехали из разных отечественных и заморских царств директора школ. И зашел у нас разговор об образовании современном – как, да и что модернизировать надо, чему и когда детишек учить…

- Так как учили, так и будем учить уму разуму, батюшка. Учителя у нас все мудрые. Вот хоть Василису Никитичну Премудрую можно вспомнить – Учителя Года, – говорит один из Заместителей.

- Верно ты все говоришь, да вот задачка-то вот какая. Хвастал нам на встрече той один заморский Директор Школы, что у них уже в 10-11 лет дети в школе математические и информационные науки постигают, языки искусственные изучают и уже указы для механических машин на этих языках пишут! А называется это словом одним - «Профилизация».

- Слово-то какое мудрёное!

- Мудрёное ли, нет ли, не знаю. Но вот чем раньше начинается эта «профилизация» тем лучше, сказал нам тот Директор Школы. Вот и хочу я, дорогие мои заместили, Вашего совета, а может и разгадку этой задачи найти… Может и нам в нашем Школьном царстве издать указ о «профильных классах», где повелим с 5 класса учить детишек делам айтишным?

Вышли Заместители на широкий школьный двор, призадумались… и решили с людьми умными посоветоваться, да Директору Школы отчет предоставить – пусть сам задачку заморскую решает.

Царевна-лягушка (мультфильм, 1954)
Царевна-лягушка (мультфильм, 1954)

И вправду, сложная задача сегодня стоит перед современной системой образования. И родители, и педагоги считают правильным учитывать индивидуальные особенности развития ребенка, его способности и интересы. По идее, профильное обучение является воплощением этого принципа: как можно раньше предлагать углубленное изучение тех дисциплин, к которым школьник проявил наибольшую склонность. Однако, как показывает реальная практика, результаты ранней профилизации не всегда удовлетворяют учителей и родителей.

В этот раз мы решили поговорить с несколькими специалистами, которые не понаслышке знают об этой проблеме и узнать их мнение на этот счет. А именно – какие плюсы и минусы есть у профильного обучения, когда лучше начинать профилизацию и т.д.

Мельник Наталья Борисовна: «На мой взгляд, ранняя профилизация – это очень опасная тенденция. Любой предмет кроме непосредственного информативного содержания имеет и другие педагогические задачи. Литература не только дает знание литературных жанров, структуры текста, и т.п., на этом предмете через прочтение и обсуждение литературных произведений, проживание судеб героев формируется система ценностей вашего ребенка. Он точнее определяет для себя границу добра и зла, порядочности и мерзости, допустимого и неприемлемого… Математика формирует критическое и абстрактное мышление… Физкультура позволяет принять свое тело и научиться управлять им… Подумайте, почему, например, в Японии обязательным предметом в специализированных музыкальных школах является математика, а в физико-математических лицеях не только не сокращают литературу, но и организуют театральные студии…»
Мельник Н.Б., к.филос.н., доцент Уральского гуманитарного института УрФУ
Мельник Н.Б., к.филос.н., доцент Уральского гуманитарного института УрФУ

Ермошин Александр Анатольевич: «Ранняя профилизация — тренд, который был популярен в школьном образовании несколько лет назад. Однако в настоящее время мы видим разворот вектора в сторону междисциплинарности и разностороннего, гармоничного развития личности.
Работая со школьниками старших классов, могу отметить, что современные подростки очень поздно определяются со своей профессиональной траекторией, часто это происходит даже не в бакалавриате, а в магистратуре или после нее. В общем, точно не в школе… Более того, даже те, кто рано определился со своим выбором, часто не совсем представляют, что это значит. Так, например, я — биолог. Все знают, что такое биология из школы, И любовь к растениям или бабочкам или еще к чему-то приводит ребёнка к поступлению в ВУЗ, на биологический факультет. И во время обучения в университете оказывается, что биология гораздо разнообразнее, а главное — намного сложнее, чем казалось в школе. А кроме биологии в ВУЗе приходится изучать множество смежных наук, от латинского языка, до высшей математики, статистики и физики. Часто это для молодых людей оказывается открытием и приводит к разочарованию в биологии и отчислению.
Именно поэтому я считаю, что школа должна давать всестороннее и разнообразное образование, как в области гуманитарных, так в области точных и естественных наук. Тогда у ученика будет гораздо больше времени для осознания своих интересов и больше данных, для осознанного выбора своей профессиональной области. Более того, широта кругозора и отсутствие специализации, во время обучения в школе, поможет легче адаптироваться к разнообразию дисциплин в ВУЗе, а также позволит развить междисциплинарные и мультидисциплинарные навыки»
Ермошин А.А., к.биол.н., доцент Института естественных наук и математики УрФУ
Ермошин А.А., к.биол.н., доцент Института естественных наук и математики УрФУ

Уколова Ольга Сергеевна: «В любом случае выбор профиля должен осуществлять сам ребёнок исходя из своих интересов и планов на данный момент. Родители и школа могут помогать определиться, но не навязывать тот или иной профиль. На мой взгляд, профилизация в основной школе должна осуществляться гибко – через внеурочную деятельность, дополнительное образование. Профильные классы и группы до 10 класса нецелесообразны, потому что интересы подростков ещё неустойчивы»
Штин  С.А., к.хим.н., доцент Института естественных наук и математики УрФУ;  Уколова О.С., к.истор.н, доцент кафедры общественно-научных дисциплин  ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования»
Штин С.А., к.хим.н., доцент Института естественных наук и математики УрФУ; Уколова О.С., к.истор.н, доцент кафедры общественно-научных дисциплин ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования»
Штин Сергей Анатольевич: «Профильное обучения само по себе очень хорошая вещь. Именно оно положено в основу учебных планов в ВУЗах. Но для того, чтобы получить от профилизации максимальный эффект, необходимо чтобы ученик уже знал все возможные направления обучения, которые ему доступны. Знакомство со всеми возможными предметами в школе происходит только к концу 8 класса. На мой взгляд, до этого момента некорректно говорить об индивидуальных возможностях и интересах ребенка. Поэтому профильное обучение не должно начинаться ранее 9 класса, а лучше начинать его в старшей школе»

#лучшеучиться #луч #анолуч #studywell #какпоступить #огэ #егэ #воспитание #содействиеучебе #хочуучиться