Найти тему
PROG ISLAND

Prog Island: URIAH HEEP - 50 лет "Demons And Wizards", часть 2

Prog Island: URIAH HEEP - 50 лет "Demons And Wizards", часть 2

Prog Island: URIAH HEEP - 50 лет "Demons And Wizards", часть 1

Действующие лица

Когда Дин приступил к созданию своего портфолио, URIAH HEEP и сами были на подъеме. Оглядываясь назад, Мик Бокс вспоминает этот момент в карьере группы как тот, в котором их художественные варианты казались бесконечными. "Начало семидесятых было абсолютно золотой эрой для нашей группы, и для других групп в нашем жанре тоже. Самое важное в нашей музыке было то, что она была очень реальной, поэтому она была связана со столькими людьми. Ты пошел в студию и записался как группа, и ты чертовски хорошо звучал именно как группа, ансамбль! В наши дни люди собирают альбомы по частям, с одним парнем в одной стране и другим в другой. Вы не чувствуете эту группу - и поэтому сердце и душа выходят из нее. Но с нами такого не было, и никогда не будет."

"HEEP" всегда мог похвастаться звездными музыкантами в своих рядах, как и следовало ожидать от часто сложной, жесткой музыки, которую они сочиняют. Незадолго до записи "Demons And Wizards" группа подверглась перетасовке, в которой к Боксу, Хенсли и певцу Дэвиду Байрону присоединились новый барабанщик Ли Керслейк и новый басист Гэри Тейн. Этот устрашающе совершенный квинтет соединился с легкостью, когда они собрались в лондонской студии Lansdowne, чтобы записать новый альбом в марте 72-го. Покойный Джерри Брон, глава своего лейбла Bronze, cкоторым были подписаны HEEP, взял на себя роль продюсера.

Хенсли однажды заметил, что на этом этапе карьеры URIAH HEEP группа была "самой сплоченной, музыкально сосредоточенной, такими мы тогда были, сильнее чем когда-либо. Взаимосвязь между нами была великолепной. Не было никаких препятствий, никакого эгоизма, никаких споров о гонорарах или кредитах - мы просто не думали об этом. Альбом "Demons And Wizards" собрал все сильные стороны группы и объединил их в одну пластинку - и по этой причине он стоит особняком как высшее достижение URIAH HEEP. Это наша музыкальная вершина."

Хотя группа неслась на всех цилиндрах, им приходилось тяжко вкалывать, проведя много месяцев в дороге. Хенсли, как основной автор песен, особенно ощущал усталость, он говорит: "До "Демонов" мы познали успех наших выступлений на глобальном уровне, а также с точки зрения продаж записей, поэтому многие люди стали больше интересоваться группой, чем раньше. По этой причине звукозаписывающая компания стремилась выпускать один альбом за другим - что объясняет, почему между "Look At Yourself" и "Demons And Wizards" всего 10 месяцев!

"В то время я не считал это необходимым, потому что если выпустить альбом и так быстро продолжить его другим, то люди вряд ли успеют как следует насладиться первым. Как только ты съезжаешь с концертной дороги, тебе приходится, сцепив зубы, пускаться в другой тур, чтобы продолжать гонку и это вынуждало меня писать песню за песней."

Ремесло

Давление, казалось, не причинило Хенсли никакого вреда, поскольку он сочинил действительно классический набор песен для нового альбома. Остальная часть группы тоже была в блестящей форме, давая выступления, которые соответствовали любому из их современников в хард-роке и прог-роке и всем канонам жанров. Благодаря всему этому есть веские причины, по которым мы обсуждаем этот альбом столько лет спустя.

Одним из них является тематический подход. Взгляните на обложку: волшебник, колдун или чернокнижник, одетый в то, что похоже на крылья бабочки, пробирается вдаль, находясь как бы между скалами и пространством. Этот фантастический стиль идеально соответствовал лирическим темам Хенсли; в отличие от предыдущих альбомов HEEP, органист нырнул с головой в потустороннюю вселенную, которая идеально связана с подъемом альтернативной философии.

Представьте, если бы Вы были длинноволосым рок-музыкантом в начале семидесятых, ваши ежедневные темы разговоров вращались бы вокруг целого ряда эзотерических тем, от силы медитации и психоактивных наркотиков, через альтернативные религии и свержение общества, до скрытых посланий Властелина колец и далеко-далеко за их пределами. Так или иначе, "Demons And Wizards" прекрасно обслуживал пытливые умы населявшими этот рассказ темами.

“Терпеть не могу научную фантастику, но обожаю фэнтези,” - хихикает Мик Бокс. "Я никогда не читал Толкина или что-то из этого, но на "Демонах" тексты Кена были очень фэнтезийными, и они, казалось, захватили воображение каждого на долгое время. До этого много рок-музыки было в духе "moon in June" и "lovey - dovey", а мы вышли с этой альтернативной магией, которая действительно произвела взрыв. Я знаю, что эти слова вдохновили множество других групп последовать за нами, и когда мы привлекли Роджера, мы поняли, что у нас есть нечто особенное."

Мик Бокс недооценивает эпический характер альбома. С первых нот вы знаете, что отправляетесь в звуковое путешествие, как и многие другие. ‘The Wizard’ - идеальная вступительная песня с звучным акустическим интро Бокса, интонированными возгласами Байрона и великолепно демонстрирующая новую ритм-секцию. Многоголосые вокальные наложения бэк-вокала напоминают нам, что это команда, пишущая и исполняющая песни, как никто другой; послушайте просто тонкий эхо-эффект Байрона, примененный к некоторым вокальным линиям.

‘Traveller In Time’ идет следующей, основанная на риффах в лучших традициях хэдбенгерства семидесятых годов, которые основательно подкреплены экстравагантными басовыми партиями Тэйна. Отличное представление нового басиста широкой аудитории... и потом сразу следует - ‘Easy Livin’, самая известная песня "Demons And Wizards". Этот мировой хит стал единственным синглом HEEP в Америке, войдя в чарты по всей Европе и Канаде. И по сей день она остается одной из фирменных песен группы.

На вопрос об этой быстро развивающейся, адреналиновой песне Хенсли объясняет: " ‘Easy Livin’ была вдохновлена людьми, предполагающими, что у нас была легкая жизнь. Я написал эту песню за 15 минут на заднем сиденье такси, в результате наблюдения, что люди думали, что у нас все так просто. Они думали, что мы просто пришли на концерт, собрали миллион долларов и пошли домой. В то время мы только что закончили три дня подряд записываться в студии, пытаясь уложиться в один из отвратительных сроков Джерри, поэтому слова "легкая жизнь" застряли у меня в голове. Приехав домой, я поставил чайник, сел за пианино, и песня была готова, вот так!"

Относительно простая природа ‘Easy Livin’ сделала ее совершенным контрастом более сложным произведениям, таким как ‘Poet’s Justice’, песне, написанной Боксом, Хенсли и Керслейком, которая может похвастаться хоровым вступлением и кучей композиционных трюков. Если вам нужен мощный барабан, он здесь, но он также и «раскачивает» песню с определенной долей фанка. Бoкс играет соло с красивыми гармониями, Хенсли выдает каскад органных нот, и есть очень стойкое ощущение, что это группа огромных талантов, все из которых хотят максимально продемонстрировать свои способности. Это признак высокого мастерства аранжировки, - песня никогда не становится слишком затянутой, несмотря на ее многочисленные элементы.

На самом деле, искусство построения динамики в песне всегда было центральным для музыки URIAH HEEP. Возьмите ‘Circle Of Hands’. Это еще один роковый номер, и фанаты любили его по этой причине, но здесь больше глубины, чем просто объем и энергия. Органное вступление Хенсли на любимом «Хаммонде» задает настроение для мягкой вокальной части Байрона, прежде чем начнется ожидаемая дуэль гитары и клавишных. Тейн выдает одну из своих самых громоподобных басовых частей, а барабаны Керслейка варьируются в соответствии с настроением каждой части песни. Это материал, не обязательно звучащий таким образом часто - ключ к запоминающейся музыке.

Перевод Александр Ковтун

(© Prog Island, СПб, март 2019)