Найти в Дзене
ПАНТОГРАФ

НИЖНИЙ НОВГОРОД ТРАНСПОРТНЫЙ: ВОСЬМИСОТАЯ ОСЕНЬ. ЧАСТЬ 7

Авторский материал. В нескольких частях.

Продолжение. Часть 1: НИЖНИЙ НОВГОРОД ТРАНСПОРТНЫЙ: ВОСЬМИСОТАЯ ОСЕНЬ

Часть 2: НИЖНИЙ НОВГОРОД ТРАНСПОРТНЫЙ: ВОСЬМИСОТАЯ ОСЕНЬ. ЧАСТЬ 2

Часть 3: НИЖНИЙ НОВГОРОД ТРАНСПОРТНЫЙ: ВОСЬМИСОТАЯ ОСЕНЬ. ЧАСТЬ 3

Часть 4: НИЖНИЙ НОВГОРОД ТРАНСПОРТНЫЙ: ВОСЬМИСОТАЯ ОСЕНЬ. ЧАСТЬ 4

Часть 5: НИЖНИЙ НОВГОРОД ТРАНСПОРТНЫЙ: ВОСЬМИСОТАЯ ОСЕНЬ. ЧАСТЬ 5

Часть 6: НИЖНИЙ НОВГОРОД ТРАНСПОРТНЫЙ: ВОСЬМИСОТАЯ ОСЕНЬ. ЧАСТЬ 6

6. «НА ВОЛГЕ ШИРОКОЙ, НА СТРЕЛКЕ ДАЛЁКОЙ…(1

Застывший на пьедестале катер «Герой» может считаться также памятником тому, что «В годы гражданской войны, 1918-1920, Нижний Новгород был единственным действовавшим военно-морским портом страны, а Волжская военная флотилия стала градообразующим предприятием. Сюда перевели [из ставшей прифронтовым городом «нашей Северной Столицы»] специалистов и оборудование Адмиралтейского и Балтийского заводов, миноносцы, катера, подводные лодки, корабельную артиллерию и службу связи Балтийского флота. В состав последней входили радиостанции, специалисты радиоразведки и дивизион гидроавиации.

Для ремонта самолётов была создана специальная воинская часть, которая превратилась в завод «РемВоздух», где строили бомбардировщики типа «Авро»… Подготовку специалистов для службы связи осуществляли засекреченные Радиотелеграфная школа Волжско-Каспийской флотилии и Школа электроспециалистов Морского комиссариата.

Кроме военных моряков, в Службе связи работали вольнонаёмные специалисты со знанием немецкого и французского языков. Они поставляли информацию для двух нижегородских газет и нижегородского отделения РОСТА (Российского телеграфного агентства, предтечи современного ТАСС – Н.С.). Провинциальная пресса, которая всегда перепечатывала столичные новости, на целых два года стала всероссийским информационным лидером…(2)».

В день моего визита, напомню, 15 октября 2021 года, навигация уже близится к завершению, и великая Волга откровенно пустынна. Разве что, на судовом ходу ближе к противоположному берегу отчего-то застыл, как минимум, на все два с лишним часа моего пребывания у реки, многопалубный круизный лайнер из довольно крупной партии, изготовленной на рубеже 1950-60-х годов специально для отечественных рек корабелами тогдашней ГДР (Германской Демократической Республики). То ли проходит некие испытания, то ли дожидается очереди на зимнюю швартовку в каком-то далёком затоне… Название не разглядеть: и без того пасмурный день постепенно клонится к сумеркам.

По нижнему, у самой воды, уровню набережной иду мимо многочисленных и также пустынных причалов к живописному слиянию Волги и Оки. Кстати, современная географическая наука считает «впадающей» реку с меньшей площадью бассейна, то есть – территории, с которой река та собирает воду всеми своими притоками. Следуя этому принципу, Волга… впадает у Нижнего Новгорода в Оку, которая течёт затем через пол-России, до самого Каспия! Словно подтверждая это, Волга за последнее время столь обмелела как раз перед встречей с Окой, что современные крупные теплоходы могут преодолеть тот участок, да ещё в разгаре засушливого лета, лишь по одному, после долгого стояния в форменной очереди, и решить проблему предполагается за счёт дорогостоящего сооружения новой плотины Городецкого гидроузла, названному так по близлежащему живописному городку… Однако, сотням/!/ поколений наших предшественников чисто визуально представлялось, напротив, впадение Оки в Волгу, и переделывать карты со справочниками пока, тьфу-тьфу-тьфу, никто не порывается.

Ока и Волга в Нижнем. фото Слава Степанов
Ока и Волга в Нижнем. фото Слава Степанов

Так или иначе, по другую сторону широченного слияния двух рек постепенно, по мере моего к нему подхода, вырастает мыс, как и во многих иных подобных местах, именуемый Стрелкой. Впрочем, пока точнее будет сказать, вырастал до тех пор, пока, при подготовке к проведению в Нижнем Новгороде летом 2018 года ряда матчей Чемпионата мира по футболу, оттуда не вывели вверх по течению Волги, как раз ко всё ещё гипотетическим Городецкому гидроузлу и СЕВЕРНОМУ автодорожному обходу города, грузовой речной порт, и все строения снесли ради безжизненно-плоского газона перед возведенным для того же чемпионата, напротив, чрезмерно крупным, маловыразительным внешне комплексом нового крытого стадиона «Нижний Новгород». Хорошо хоть, последний за два «пост-футбольные» года перекрасили из первоначально белоснежного в чуть менее раздражающий глаза тёмный цвет! Кстати, «зачистили», используя новомодное слово, нижегородскую Стрелку как раз к… 200-летию переноса на неё от расположенного ниже по Волге Макарьевского монастыря одной из крупнейших ежегодных ярмарок российского, если не даже евроазиатского значения. Всё более затейливые и многочисленные ярмарочные строения вырастали там вплоть до свёртывания Новой экономической политики (НЭП) в 1929 году, уступив затем место также лишь увеличивавшимся с годами строгим силуэтам погрузочно-разгрузочных механизмов и складов крупного грузового порта, ныне также подчистую ликвидированных!

Макарьевский монастырь, фото tonkosti.ru
Макарьевский монастырь, фото tonkosti.ru

Со стороны ГОРОДЦА вдруг показывается нечто миниатюрно-оранжевое, поднимающее, однако, очень даже суровые волны. Это – одна из новинок нижегородско-сормовских корабелов: малое скоростное (до 65 км/час) пассажирское судно на подводных крыльях «ВАЛДАЙ 45Р». Экземпляр, проносящийся мимо меня к причалу, несёт на борту довольно внушительный № 49 и обозначение порта приписки: «АСТРАХАНЬ». Руководство означенного города совсем недавно обещало устроить там разветвлённую сеть регулярного «водного автобуса» по многочисленным притокам и протокам Волжской дельты, ну так обещанного ждут, сами знаете, как долго… Нижегородская осень – на порядок холоднее астраханской, и на борту оказывается одна-единственная пассажирка, высадив которую, «ВАЛДАЙ» отшвартовывается и уносится вдаль проворнее иных сухопутных «маршруток»!

Суда «ВАЛДАЙ 45Р»
Суда «ВАЛДАЙ 45Р»

Согласно расписанию на столбике, это был регулярный рейс из города ЧКАЛОВСКа: «малой родины» уже знакомого нам великого авиатора 1930-х годов В.П. ЧКАЛОВа, прежнего села ВАСИЛЁВО. Такой маршрут с использованием именно новейших «ВАЛДАЕВ 45Р» впервые предложила нижегородцам 20 мая (традиционно отмечаемого в городе как День ВОЛГИ) 2020 года фирма «ВОДОЛЁТ». Плавание длится порядка двух с половиной часов в один конец и, к сожалению, может быть отменено при черезчур сильном для миниатюрного теплохода на подводных крыльях волнении Горьковского водохранилища; двух с половиной часов до обратного рейса в НИЖНИЙ НОВГОРОД вполне достаточно, чтобы осмотреть Дом-музей В. П. ЧКАЛОВа, в специальном ангаре рядом с которым выставлены реальные образцы пилотировавшихся ЧКАЛОВым самолётов У-2, И-16, И-17 и АНТ-25.

Техника в Доме-музее Чкалова, фото avrora-tur.com
Техника в Доме-музее Чкалова, фото avrora-tur.com

Юбилейным для Нижнего Новгорода летом 2021 года тот же «ВОДОЛЁТ» также организовывал, начиная со Дня России 12 июня и до поздней осени, вечерние экскурсии на «ВАЛДАЯХ 45Р» вверх по Оке к сохранившемуся на левом её берегу в черте современного города ДЗЕРЖИНСКа одному из позднейших, наиболее совершенных во всех отношениях «гиперболоидов» уже хорошо знакомого нам инженера В. Г.Шухова: возведенной в 1929 году 128-метровой высоты опоре воздушной линии электропередачи (ЛЭП) через реку. В соответствии с изначальным авторским проектом, рядом размещались две аналогичные опоры, каждая несла по три высоковольтные провода большого сечения. Однако, по мере естественного износа этих уникальных сооружений к началу XXIвека, ЛЭП почли за благо перемонтировать на современные, типовые опоры, а одно из творений Шухова – разобрать «за ненадобностью» на металлолом ещё в 2005 году. Сопровождавшие это довольно активные протесты общественности заставили эксплуатирующее ныне ЛЭП АО «Россети»,напротив, провести в 2020 году капитальную реставрацию уцелевшей опоры, включая укрепление речного берега, на котором та возвышается, нанесение на металл современных средств защиты от коррозии, монтаж системы круглосуточного видеонаблюдения для защиты от возможных актов вандализма. Речная экскурсия к опоре и обратно БЕЗ высадки на берег длилась полтора часа при, как будто, «бюджетной» для подобного мероприятия стоимости билета в 750 рублей. На будущее, администрация города ДЗЕРЖИНСКа пообещала соорудить капитальный причал, чтобы туристы могли безопасно сходить на берег для более детального осмотра самой опоры и экскурсии по городу, ныне активно благоустраиваемому ради преодоления сложившегося на протяжении ХХ века крайне негативного имиджа «одного из наименее благополучных в экологическом отношении поселений всей планеты» (народное название … ДУСТ).

Лето-2021 выдалось жарким, и «ВАЛДАИ 45Р» от «ВОДОЛЁТа» также с успехом возили многочисленную публику в ГОРОДЕЦ, МАКАРЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ, и - на совсем коротеньком «перевозе» между Речным вокзалом и Стрелкой, заодно словно напоминая горожанам и туристам о том, что на рубеже 1950-1960-х годов именно тогдашний город ГОРЬКИЙ стал местом создания под руководством конструктора Р.А. Алексеева одних из первых и, при том, до сих пор наиболее совершенных в мире скоростных судов на подводных крыльях: речных «Ракет», озёрных «Метеоров», морских «Комет», «Сормовичей» на воздушной подушке и мн. др. вплоть до так и оставшихся пока/?/ транспортной экзотикой циклопических экранопланов (3).

Означенной советской эпохе посвящена как раз устроенная на моём пути по волжскому берегу довольно крупная выставка под открытым небом «Город Горький в фотохронике ТАСС». Сугубо транспортных сюжетов там, увы, почти не оказывается: разве что – улицы, площади, новостройки с типичными для тех или иных лет автомобилями. Зато - отдельной серии снимков удостоилась, к примеру, 40 лет жившая в городе знаменитая укротительница тигров Маргарита НАЗАРОВА, позировавшая со своими хищниками на Речном вокзале, а то – и прямо в многолюдном кафе! Завершающий же кадр «НАЧАЛО 1990-х» откровенно печален: красивые, но откровенно запущенные двухэтажные дома XIX века у частично разобранной трамвайной линии при едва ли не полном отсутствии некогда покрывавшего улицу асфальта. Не обнаружив, к сожалению, таблички об авторе и месте съёмки, я, как будто, опознал одну из оборотных рельсовых петель в окрестностях подлинных «ворот города»: МОСКОВСКОГО железнодорожного вокзала… Юбилейная осень-2021 выдалась прохладной, но сухой, благодаря чему уличные фотовыставки проработали много дольше намечавшегося для их закрытия начала учебного года в сентябре.

Ещё одним напоминанием о «лихих» 1990-х годах вырос на моём пути не лишённый изящества Речной вокзал, возведенный в 1962-1964 годах про проекту архитектора М. И. Чурилина, изначальный замысел которого удалось полностью реализовать лишь… в 2003-м, пристроив по торцам здания полукруглые остеклённые ротонды. Увы, но характерные для конца ХХ века резкие падение платежеспособного спроса на водный туризм и, одновременно, рост цен на городскую недвижимость обернулись превращением всего здания в… офис вновь учреждённого ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство» со строгой пропускной системой. «Сервис» для пассажиров водного транспорта ограничивался, да и то не всегда, вывешиванием снаружи таблички: «По всем вопросам обращаться в турфирмы, занимающимися круизами, или – на борт конкретно ошвартованных у причала судов!». Лишь празднование 800-летия города позволило губернатору Нижегородской области Глебу Никитину и Генеральному директору ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК)» Евгению Дитриху возобновить в субботу 10 июля 2021 года допуск всех желающих хотя бы в двухсветный центральный вестибюль площадью 300 квадратных метров, ставший, используя новомодную терминологию, «выставочным пространством» «Река-Река». В многочисленных застеклённых витринах там разместили, главным образом, искусно выполненные многократно уменьшенные модели всевозможных судов, курсировавших и курсирующих по Волге от учреждения в 1843 году по указу Николая I первого речного пароходства вплоть до наших дней, а также реальные образцы сравнительно небольших навигационных приборов и судового оснащения рубежа XIX–XX столетий. Чрезвычайно удачными, на наш взгляд: лаконичными, но – понятными даже для неспециалистов водного транспорта, оказались тексты обрамлявших экспозицию нескольких информационных стендов… Заметим, что при современной Академии водного транспорта в Нижнем Новгороде уже более полувека действует гораздо более крупный отраслевой Музей, комплектование которого раритетами началось с первых же лет Советской Власти, но он, пожалуй, тесноват для сколь-нибудь массового посещения, да и расположен даже не на первом этаже учебного корпуса, доступ куда всё более ограничивается по мере нынешнего обострения террористических и криминальных угроз. Новая же выставка на Речном вокзале была открыта бесплатно/!/ и ежедневно с 8 до 21 часа как минимум, до поздней осени 2021 года, хотя, увы, воспользоваться буфетом и/ли уборной рядовые посетители по-прежнему могли лишь вне здания Речного вокзала, на ближайшей автобусной остановке. Вот чем, похоже, отличается «выставочное пространство» от старого, доброго «выставочного ЗАЛА» со всеми удобствами!

Речной вокзал, фото fotoprizer.ru
Речной вокзал, фото fotoprizer.ru

Спрашиваю по-флотски строгого, но вежливого дежурного на входе: не удалось ли восстановить к 800-летию города какие-либо волжские суда-ветераны помимо уже виденного на высоком постаменте катера «Герой»? Оказывается, как минимум, предпринималась попытка сделать плавучим музеем уникальный дизель-электроход «СОВЕТСКИЙ СОЮЗ». Когда, ещё ленинским Планом ГОЭЛРО (= Государственного Комитета по электрификации России) 1920 года, было, среди прочего, предусмотрено превращение Волги в глубоководный путь для интенсивного движения большегрузных судов [каскад ГЭС (гидроэлектростанций), проклинаемый большинством экологов вот уж лет 40, добавлен к тому плану много позже, никак не ленинской рукой!], в качестве флагманов нового флота постановили изготовить на «КРАСНОМ СОРМОВЕ» комфортабельные пассажирские дизель-электроходы «ЛЕНИН» и «СТАЛИН». Однако, общеизвестные беды и трудности СССР середины ХХ века позволили ввести те суда в строй лишь к навигации 1959 года уже как «ЛЕНИН» и… «СОВЕТСКИЙ СОЮЗ». Четверть века спустя, в 1984-м, «ЛЕНИН» довольно подозрительным образом… сгорел при плановом ремонте, тогда как «СОВЕТСКИЙ СОЮЗ» и поныне… бесславно ржавеет в затоне Пермского судоремонтного завода, угодив на далёкую Каму в результате некой «мутной» бартерной сделки всё тех же «лихих» 1990-х годов. Восстанавливать теперь судно-ветеран, да ещё после почти 30-летнего простоя в небрежении, для прежней, пассажирско-круизной службы бессмысленно: давно уже не те сейчас объёмы перевозок, требования к бортовому оборудованию, навигации, противопожарной (а судно (было!!!) щедро отделано ценнейшими породами дерева!) и антитеррористической безопасности; теперь вот ещё и мировая пандемия COVID-19 вынуждает заменять централизованное кондиционирование воздуха, фактически разносящее случайно попавшие в систему вирусы по всем каютам, индивидуальными установками для каждого помещения… Другое дело – выставить максимально реставрированный внешне и – защищённый новейшими средствами от коррозии лайнер неподвижным Музейно-культурным центром у Почётного причала: как, скажем, первый в мире атомный ледокол «ЛЕНИН», того же, кстати, 1959 года выпуска, в порту заполярного МУРМАНСКа! Увы, договориться с пермскими судоремонтниками к юбилею НИЖНЕГО НОВГОРОДА так и не успели (нынешнее руководство ПЕРМСКОГО КРАЯ активно борется за развитие в нём туризма, никакая достопримечательность лишней не будет!), но – будем надеяться на близящееся уже в 2023 году без малого 180-летие парового судоходства на Волге…

Дизель-электроход «СОВЕТСКИЙ СОЮЗ», фото https://pastvu.com/p/458005
Дизель-электроход «СОВЕТСКИЙ СОЮЗ», фото https://pastvu.com/p/458005

Пока же, напоминанием о роли Нижнего Новгорода как своеобразной «речной столицы» если и не всей России, то, как минимум, волжского региона, 19 августа 2021 года, на реке прошла парусная регата: 60 яхт со всего СНГ проследовали, начиная с 10 часов утра, от Борского автомобильно-железнодорожного моста мимо Стрелки и Речного вокзала до катера «Герой», перед которым были организованы разнообразные соревнования. К сожалению, развернуть подлинно спортивную борьбу экипажам помешал гораздо более слабый, нежели предсказывала метеосводка, ветер, но – общее впечатление получилось, пожалуй, ещё более завораживающе-романтичным, особенно – во время завершившего регату «парусно-светового шоу» с 21 до 22 часов, когда яхты расцветились множеством радужных огоньков, эффектно просвечивавших сквозь паруса, отражавшихся в по-вечернему спокойной водной глади. А на следующий день, 20 августа 2021 года, неподалёку: у причала № 8 Речного вокзала состоялась презентация очередной сормовской новинки – крупного пассажирского теплохода на подводных крыльях «Метеор 120Р». В отличие от упоминавшихся выше довольно миниатюрных «Валдаев 45Р», это была «углублённая модернизация» «Метеора», разработанного ещё 60 лет тому назад под руководством лично Ростислава Алексеева для скоростных рейсов с многочисленными пассажирами на борту по большим озёрам и глубоководным рекам. Данное исполнение, с новейшими мощными, но экологичными и экономичными главными двигателями известного концерна MAN из Германии, изготовили по заказу нефте- и газодобытчиков Ханты-Мансийского автономного округа, на суровые водные пути которого судно и отбыло в тот же день своим ходом через Единую глубоководную систему Европейской части России.

За последние годы местная коммерческая «Группа «Гамма» организовала и профинансировала изготовление опять-таки сормовскими судостроителями нескольких приблизительных «реплик» пассажирских судов с задним расположением гребных колес. Высмеянные как архаичные ещё в знаменитой советской кинокомедии 1937 года «Волга-Волга» («Сбоку пар, колёса сзади, и ужасно тихий ход!»), но, тем не менее, весьма удобные и безопасные для плавания по мелководным водоёмам, подобные теплоходы широко применяются до сих пор, к примеру, на многочисленных живописных озёрах Финляндии. У нас же, увы, частный владелец новых, оснащённых эффективными и экологичными дизельными двигателями, навигационным оборудованием, кондиционированием и мн. др. «заднеколёсников» «Сура» и «Колеснов» предпочёл в юбилейном для Нижнего Новгорода августе 2021 года оставить те суда на Москве-реке дабы зарабатывать более высокие прибыли катанием москвичей и гостей российской столицы.

Вскоре после моего визита в Нижний Новгород: 1 ноября 2021 года нижегородские судостроители отметили приближение очередного Дня народного единства спуском на воду опытного экземпляра многопалубного круизного теплохода «Золотое кольцо» принципиально новой или, можно сказать, «хорошо забытой старой» конструкции: с гребными колёсами по бортам средней части плоскодонного корпуса. Такие «среднеколёсники», приводившиеся в движение сперва паровыми машинами, а к середине ХХ века – дизельными двигателями (соответственно – пароходы и теплоходы) абсолютно преобладали в речном флоте Российской Империи и, затем, СССР более столетия, начиная с 1840-х годов. Однако, к настоящему времени даже от их последней партии, заказанной вот уже 65 лет тому назад в социалистической тогда Венгерской Народной Республике (ВНР), дошли лишь единичные, давно неподвижные и, как правило, руинированные экземпляры, завершившие службу в качестве плавучих общежитий речников, баз отдыха или просто складов (один из них, стоявший как… ресторан «ДОБРОЛЮБОВ» на ОБВОДНОМ канале в самом центре МОСКВЫ, и бесславно сгоревший в середине 1990-х, увековечен в фильме Эльдара РЯЗАНОВА «НЕБЕСА ОБЕТОВАННЫЕ»: с него раздают благотворительное питание малоимущим гражданам). Успех проекта «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО», инициированного, как и упоминавшееся выше воссоздание на современной технической основе заднеколесных теплоходов, коммерческой «Группой «Гамма», мог бы немало способствовать как дальнейшему развитию отечественных речных круизов, так и возрождению традиционного, памятного многим поколениям облика внутренних водных путей. Конкретные выводы о теплоходе «Золотое кольцо», однако, можно будет сделать лишь по итогам его всесторонних испытаний уже в навигацию нового, 2022 года.

Неплохо согревшись в здании Речного вокзала после достаточно долгой прогулки вдоль осенней реки, ещё сильнее ощущаю желание перекусить и, уж простите, облегчиться. На улице уже совсем стемнело, ГДРовский теплоход так и застыл вдалеке почти без огней… Перевожу взгляд теперь уже на набережную Оки, - и как по заказу обнаруживаю в перспективе «почти метрополитеновский» логотип международной сети быстрого питания, что «приостановит» деятельность в РОССИИ с 14 марта уже нового, 2022 года! Шагая пару сотен метров, вспоминаю, как к моему посещению города летом 2006 года – на открытие Музея городского электротранспорта в трамвайном депо № 1 – некая строительная фирма начинала, было, превращение этого участка набережной в подобие… ПЕТЕРГОФа с цветниками вокруг многочисленных фонтанов и каскадов на естественных перепадах рельефа. Что же, одной красотой сыт не будешь, надо и о сугубо функциональных заведениях не забывать!

В закусочной немноголюдно, как раз можно присесть у окна второго этажа, открывающего панорамный вид на СТРЕЛКУ. С близкого расстояния посреди форменного пустыря за Окой хорошо видны немногие постройки, которые удалось-таки спасти от уничтожения неравнодушной городской общественности. Вот, как будто, двухэтажный кирпичный жилой дом красивой архитектуры рубежа XIX-XXстолетий, а на самом деле - здание фильтровальной водопроводной станции. Её возвели к лету 1909 года по инициативе возглавлявшего тогда Ярмарочный комитет П. М. Калашникова одной из первых во всей Российской Империи специально для обеспечения безопасной в санитарном плане водой весьма многочисленных, порядка 400 тысяч за всего два летние месяца работы, посетителей Нижегородской ярмарки, прежде часто страдавших от эпидемий холеры и прочих опасных заболеваний. Архитектор Е.Л.Мичурин скрыл за кирпичной кладкой новейшее по тому времени фильтровальное оборудование производства США. А уже к ярмарке 1911 года на той станции дополнительно внедрили и первую во всей Российской Империи систему обеззараживания воды хлорированием (4).

31 августа 1993 года ещё действовавший тогда в Нижнем Новгороде областной Совет народных депутатов своим Решением № 288 включил здание в число объектов культурного наследия, о чём, спустя всего два с небольшим десятилетия, вспомнили, разве что, местные историки Виталий Краснов и Анна Давыдова. Благодаря их бескорыстному энтузиазму, удалось не только предотвратить снос здания, но и начать его реставрацию. Ассигнованных к празднованию летом 2021 года 800-летия города 39 миллионов рублей хватило на укрепление фундамента, расчистку внутренних помещений от многолетней свалки мусора и, говоря профессиональным языком, «закрытие контура»: восстановление кровли, оконных и дверных «заполнений» (5). Найти сохранённому, таким образом, зданию достойное современное применение, сообразно которому и завершить реставрацию – задача уже для нового столетия городской истории.

При сносе же в 2017 году старого грузового порта обнаружилось, что основой двух функционально-неказистых внешне его пакгаузов служили ажурные металлические конструкции, унаследованные от строений воистину грандиозной (120 экспозиционных павильонов, 70 прочих крупных зданий, собственные железнодорожная станция на магистрали Нижний Новгород - Москва, кольцевая линия электрического трамвая с питанием от третьего – контактного – рельса, и мн. др.) Всероссийской художественно-промышленной выставки (ВХПВ) 1896 года, прошедшей на территории современного нижегородского Парка имени 1 мая у опять-таки современной станции метрополитена «Чкаловская». Тем впечатляющим смотром Российская Империя подвела предварительные итоги собственного развития на всём протяжении XIX века в преддверии участия в ещё более масштабной Всемирной Парижской выставке 1900 года (6). Сохранившиеся ажурные конструкции были весьма типичными для мировой выставочной архитектуры второй половины XIX века ещё со времён «Хрустального дворца (Chrystal Palace)» на Международной выставке 1851 года в Лондоне; не исключено, что именно они вдохновили В. Г. ШУХОВа на создание его «гиперболоидных» конструкций, получивших в дальнейшем мировую известность. Одна из первых таких конструкций – водонапорная башня – была представлена В. Г. Шуховым как раз на ВХПВ 1896 года; по окончании выставки, башню выкупил помещик из села Полбино на северо-западе современной Липецкой области, где это уникальное сооружение сохраняется и поныне, вот уже 125 лет (7). Ну а современные нижегородцы, добившись от застройщиков-«редевелоперов» бывшего порта сохранения пакгаузов на столь необычной основе, успели к юбилею города лишь заключить те в прозрачные «футляры» до определения, как и в случае со зданием бывшей фильтровальной станции, их оптимального современного функционала. Не осуществлённая, к сожалению, из-за глобальной пандемии коронавируса программа-максимум подготовки и празднования 800-летия Нижнего Новгорода предусматривала также реставрацию и перенос, скорее всего, именно на Стрелку ещё одной «гиперболоидной водонапорной башни», созданной В. Г. Шуховым для ВХПВ-1896, а в 1915 году – перенесенной из прежнего выставочного городка на территорию Сормовской добровольной пожарной дружины в окраинной тогда слободке КОПОСОВО. Это сооружение 25-метровой высоты с достаточно нетипичной для творений В. Г. Шухова т.н. «низкой шеей» надолго превратили в дозорную вышку пожарных, используя аутентичный термин – «каланчу». К настоящему времени она давно уже никак не используется, сохраняясь от разрушения вандалами и «охотниками за металлоломом» лишь благодаря нахождению на хорошо охраняемой территории «Автосервиса» по современной улице КИМ (Коммунистического Интернационала Молодёжи первых лет Советской власти) в опять-таки современном Сормовском районе Нижнего Новгорода. Ну а перед одним из «Павильонов ВХПВ» на Стрелке установили пока/???/ «арт-объект»: пару совсем миниатюрных «гиперболоидов инженера ШУХОВа».

Многие из так и не решённых к городскому 800-летию проблем с нижегородскими памятниками научной и технической истории, вероятно, было бы разумно преодолевать в комплексе с формированием нового, выразительного облика Стрелки. К примеру, самого пристального внимания местных администрации и всего неравнодушного сообщества, на наш /Н.С./ взгляд, достоин проект Московского архитектурного бюро Ub.DESIGN под руководством Бориса Уборевича-Боровского, представлявшийся на очередном профессиональном конкурсе российских зодчих «Золотое сечение» в Центральном доме архитектора (Москва) с 19 по 22 апреля 2021 года. Эта работа предполагает воспроизвести затейливые силуэты прежних ярмарочных и портовых строений в максимально остеклённых, лёгких, но прочных конструкциях из современных материалов. Такие конструкции переменных высотности и внутреннего объёма вполне могли бы надёжно защитить от непогоды те же вновь выявленные остовы выставочных павильонов 1896 года, крупногабаритные натурные экспонаты музеев ГАЗа, городского электротранспорта, возможно – даже речные суда и «Паровозы России». В помещениях поменьше, возможно – на втором и более высоких уровнях, наверное, мог бы разместиться и богатый Технический музей, выросший к 2014 году из личной коллекции кузнечных мехов и разнообразных бытовых приборов XIX-XXвеков нижегородца Вячеслава Хуртина, получивший в 2016 года статус филиала Нижегородского историко-архитектурного музея заповедника, но – размещающийся пока в слабо приспособленных комнатах на третьем этаже типового советского «Дома быта» 1960-х годов на Большой Покровской улице, 43, и, к сожалению, закрытый все дни августовских юбилейных торжеств 2021 года ввиду физической невозможности обеспечить там «социальное дистанцирование» посетителей и прочие санитарно-противоэпидемические требования (8).

Всего описываемый комплекс на Стрелке должен занять 17,2 га, на которых 10 000 квадратных метров авторы предварительно отводят под постоянные музейные экспозиции, 15 000 – современному выставочному центру, 20 000 – областной филармонии и мн. др.

Впрочем, это лишь один из возможных вариантов, и согласно актуальной информации, местная администрация намерена выбрать оптимальное будущее для Стрелки посредством открытого международного конкурса.

(1)  Начало песни «Сормовская лирическая», написанной композитором Борисом Мокроусовым на стихи Евгения Долматовского к празднования в 1949 году столетия судостроительного завода «Красное Сормово» и популярной до сих пор!

(2)  ПРОНЧАТОВ Владимир Николаевич. Служба связи Волжской военной флотилии в Нижнем Новгороде. 1918-1920 // Х Международная научно-практическая конференция «История техники и музейное дело». Сборник материалов. М. 2016. С.22.

(3)  См.: Травников Никита С. Ростислав Алексеев. Книга о Главном. ООО «ИПК Парето-Принт», 2019.

(4)  Эюбова Айсель. В Нижнем Новгороде отреставрировали фильтровальную станцию 1909 года постройки // lenta.ru 2021. 30 августа. Крайнее обращение 08 октября 2021.

(5) Фильтровальная станция однажды спасла Нижний Новгород от холеры. Теперь городу нужно сберечь ее // Нижний800.рф 10 декабря 2020. Крайнее обращение 29 марта 2021.

(6)  См. напр.: На выставку! Путеводитель по Волге, Нижнему Новгороду и Всероссийской художественно-Промышленной выставке. Спб., 1896.

(7)  См. напр.: В. Г. Шухов – выдающийся инженер и учёный. Труды объединённой научной сессии АН СССР, посвящённой научному и инженерному творчеству почётного академика В.Г.Шухова. М.,1984.

(8)  www.ngiamz.ru, дата крайнего обращения 10 августа 2021.

Окончание следует.

Канал "ПАНТОГРАФ". Материал подготовлен и предоставлен Николаем Семеновым.

Наша группа в ВК:

ПАНТОГРАФ - присоединяемся к нашей группе поддержки

Другие материалы канала:

Орел лишился одной из транспортных изюминок

-7

#теплоход #города россии #транспорт #музеи #волга #речные суда #архитектура #путевые заметки #россия #нижний новгород