Эта скандальная ситуация возникла в конце XVII века, исторических документов сохранилось мало, поэтому попробуем восстановить события с определенной долей допущения.
Замышляя свои великие преобразования, молодой самодержец Петр Алексеевич, очевидно, хотел заручиться духовной поддержкой своих небесных покровителей - тезоименных святых апостолов Петра и Павла. Основав новые города и дав им наименования Петровск (на реке Медведица) и Павловск (на реке Хопёр), фактически получалось, что амбициозный царь называл город своим именем.
Патриарх Адриан, вероятно, не одобрял проявления такого высокомерия со стороны молодого царя. Петр идет на хитрость, и чтобы избежать нравоучительных бесед, в марте 1697 года убывает в своё Великое посольство в Западную Европу. Я не утверждаю, что всё было сделано лишь ради этого, просто все совпало на редкость удачно. 15 ноября 1697 года появляется именной указ об основании города Петровска, первого города с именем Петра.
Интрига - посвящение города тезоименному святому подтверждается возведением главного городского собора в его честь. А вот здесь решающая роль у церкви, и патриарх Адриан идет против воли самодержца. Новой город-крепость Петровск был заложен весной 1698 года, и по обычаям того времени деревянный “кремль” был завершен за один летний сезон. 25 августа Петр Алексеевич возвращается в Москву, и вскоре его ожидает сюрприз. Согласно патриаршей грамоте от 6 ноября 1698 года определено, что городская церковь Петровска будет построена во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба.
Мы не знаем, как объяснились царь Петр и патриарх Адриан, вероятно, молодой и увлекающийся царь не хотел уступать в главном, но пошел на жертвы во второстепенном. В жертву он принес город Павловск, основанный одновременно с Петровском в 1698 году. Внемля увещеваниям, не сразу, но в 1704 году Павловск был переименован в Борисоглебск.