Найти тему

12 трасс для живого трофея

26 апреля 1945 года 7 гвардейский кавалерийский корпус ринулся на штурм Бранденбурга - всего в 40 км к западу от немецкой столицы. Таким образом именно лихие всадники закрыли последний участок окружённого Берлина. Война ещё продолжалась, а в западных районах Советского Союза уже вовсю разворачивалась драматическая и грандиозная история - шёл перегон в белорусские области тысяч трофейных лошадей...

Встреча советских казаков с американскими офицерами.
Встреча советских казаков с американскими офицерами.

В один из дней нынешнего мая приехали к нам на подворье два мужичка за навозом - отец с сыном. Старший особенно колоритный персонаж. Огромный, с окладистой белой бородой, сибиряк. Как-то невольно разговор зашёл о 9 Мая, о войне. И мужчина начал вспоминать - об отце, о его фронтовых рассказах, о том, как весной сорок пятого в Германии посадили их на коней и отправили на родину своим ходом. Так они гнали для колхозов трофейных немецких лошадей. И столь меня это воспоминание зацепило, что захотелось поглубже в тему окунуться. И вот как это было...

14 марта 1945 года в Государственном комитете обороны СССР появляется постановление "О передаче колхозам Белоруссии трофейных лошадей". Оно и понятно. Западные территории, значительная часть из которых аграрные, сильно пострадали за годы войны, необходимо было их срочно восстанавливать - измождённую страну надо кормить. А колхозы в те годы держались именно на лошадях. Забегая вперёд, скажем: в далёком сорок пятом в белорусских хозяйствах тракторами было обработано 869 тысяч гектаров земли, а четвероногими трудягами - 1 949 тысяч, то есть вдвое больше.

То памятное постановление предписывало в течение двух месяцев обеспечить перегон 5,5 тысяч трофейных лошадей и 2,5 тысяч жеребят. Началось трудное многомесячное переселение огромной массы животных. Для сбора, приёмки, гуртовки, ухода и перегона задействовали 8879 человек. Кроме разного чиновного люда, основную часть этой великой бригады составляли колхозники-гонщики - 8592 работника, также 105 зооветеринарных специалистов. На границе были образованы 11 входных пунктов, разработано 12 трасс, по которым осуществлялось движение, из войск НКВД созданы специальные команды для охраны табунов.

Парад частей Красной Армии в парке Люсгартен в Берлине, май 1945-го.
Парад частей Красной Армии в парке Люсгартен в Берлине, май 1945-го.

Это противоречивый и без сомнения очень драматичный эпизод военной истории. В начале маршрута табуны формировались, например, по 100 голов, а до места зачастую доходило не более 65-80 животных и были они в весьма плачевном состоянии. Многие кони шли в запряжке. На них ехали из Германии репатриированные. Не обошлось и без барахольщиков, тащивших на возах из заморщины велосипеды, граммофоны, швейные машинки. Но особенно большие потери в первые дни были из-за неподкованности лошадей. И в июне из белорусского наркомата земледелия в адрес начальника тыла Красной Армии генерала Хрулёва полетела телеграмма с просьбой выделить 3 тонны ковочных гвоздей.

Архивы хранят разного рода документы о том перегоне. Есть среди них и отчёт, в коем печальные цифры: падёж составлял 25 процентов и 12 процентов - хищения. Упоминается некий завбазой, который оставленных на излечение животных частным порядком продавал местным колхозникам, а вырученные деньги пропивал. В Витебской области против таких дельцов даже было заведено несколько уголовных дел. Но были и истинные профессионалы, герои тех событий. Уполномоченный Бобруйской области в зоне действия трёх Белорусских фронтов принял 950(!) лошадей и доставил их до места, потеряв всего двух.

Время шло. Те два месяца из постановления госкомитета обороны, что были отпущены на перегон, давно прошли, а лошадиный марафон продолжался. 30 октября 1945 года появляется новый циркуляр - "О мерах по перегону и распределению лошадей, получаемых из Кёнигсбергского особого военного округа". Среди этих мер появилась новая забота. Впереди маячила зима, а значит, нужно было подумать о дополнительных кормах. И на маршрутах следования появляются зернофуражные базы, куда было завезено 2380 тонн сена, 525 тонн овса.

А на этом фото трофейными являются не кони, а "корма". Советские бойцы скармливают своим лошадям смешное обмундирование вермахта. Немцы не готовились к зимней войне и русские морозы застали их врасплох. Дабы уберечься от обморожения, они мастерили так называемые караульные боты, которые одевались поверх обычной обуви. Были эти боты из... соломы.
А на этом фото трофейными являются не кони, а "корма". Советские бойцы скармливают своим лошадям смешное обмундирование вермахта. Немцы не готовились к зимней войне и русские морозы застали их врасплох. Дабы уберечься от обморожения, они мастерили так называемые караульные боты, которые одевались поверх обычной обуви. Были эти боты из... соломы.

Масштабность и историческая важность событий, о которых идёт речь, подтверждается ещё одним документом - постановлением о вручении правительственных наград особо отличившимся в перегоне работникам, 250 тысяч рублей было выделено на премирование. Но, увы. Деньги зачастую до адресатов не доходили, поскольку их направляли на погашение задолженности. Ведь трофейных лошадок крестьянам никто не дарил. Колхозы должны были их выкупать за полную стоимость. А откуда обнищавшим за годы войны белорусским хозяйствам было взять эти самые деньги? В Бобруйской, например, области из 14 тысяч полученных лошадей оплата была произведена только за 1100 голов. В Минской области задолженность составляла 15 млн. рублей. Суммы это были настолько большие, а перспективы получить их настолько призрачные, что в 1948 году правительство списало белорусским колхозам этот долг.

Победный 1945-й. В народное хозяйство Белорусской республики поступило 83737 трофейных и бывших армейских лошадей, потери при перегоне составили 10340 голов. И всё-таки поголовье сумели увеличить по сравнению с военным временем на четверть.

Трофейные лошади на службе в Красной Армии.
Трофейные лошади на службе в Красной Армии.

Такова лишь маленькая часть, лишь белорусский эпизод грандиозного исторического перегона в Советский Союз трофейных лошадей.