Найти тему
Воспитатели России

Ребёнок в детском саду: Вернётся ли мама? Ответы на вопросы родителей

Гармонизация физического и психического здоровья

Автор: Лукутина Анастасия Игоревна, клинический психолог, канд. мед. наук, преподаватель кафедры травматологии, ортопедии и медицины катастроф ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России
Автор: Лукутина Анастасия Игоревна, клинический психолог, канд. мед. наук, преподаватель кафедры травматологии, ортопедии и медицины катастроф ФГБОУ ВО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России

Один из болезненных моментов, с которым может столкнуться ребёнок, начавший посещать дошкольное учреждение, и который не знаком детям, посещавшим группы кратковременного пребывания — это страх, что за малышом никто не придёт. Даже взрослые люди хорошо помнят себя в детстве и достаточно точно описывают подобные переживания:

Весь день я думала о том, вернётся ли мама. День тянулся бесконечно долго и ничто меня не радовало, поскольку только об этом я и думала. Мне казалось, что я останусь здесь навсегда и больше никогда не увижу свой дом и своих родителей. Оттого совершенно не хотелось есть и спать, и тем более - играть»

Причиной столь тягостных переживаний у детей в недалеком прошлом были, как ни странно, экономические особенности того времени. Родители много работали, бабушки тоже достаточно долго были вовлечены в трудовую деятельность и не могли сидеть дома с внуками, групп кратковременного пребывания не открывали вовсе. Да никто бы и не смог привести ребёнка в садик на несколько часов, а потом спокойно забрать в середине рабочего дня. Няни в то время существовали только на страницах книг про Мэри Поппинс и Карлсона. Как следствие, ребёнка в первый раз приводили в детский садик рано утром и забирали только в конце рабочего дня.

Что видел при этом ребёнок? Рано утром его подняли из тёплой постели с серьёзным видом, торопливо одели и вывели из дома. Так рано с ним никто обычно не гулял. Малышу уже на этом этапе перестаёт все нравиться. Тем более, что мама всю дорогу неохотно отвечает на вопросы и кажется более напряженной и грустной. Она говорит, что скоро вернётся, просит не скучать и вести себя хорошо. А что, есть повод скучать и вести себя плохо? Совершенно незамедлительно на глаза попадаются другие дети с мамами, которые уже ведут себя плохо, поскольку громко кричат и плачут, прося не оставлять одних. Некоторые родители обнимают детей так, словно прощаются с ними навсегда. Похоже, что детский садик вовсе не самое лучшее место на земле, если все рыдают. Вот и мама расплакалась, развернулась и быстро ушла, помахав ручкой. Да, она что-то говорила дрогнувшим голосом, что тут мне будет хорошо, но я не очень-то ей верю теперь. Скоро она вернётся, надо только подождать.

-2

Что значит для ребёнка ждать? Как вообще дети воспринимают время, если оно относится к абстрактным понятиям? Его нельзя потрогать, увидеть или понюхать, обхватить руками или съесть. Ощущение времени находится где-то очень глубоко, внутри каждого из нас, и совершенно не совпадает с минутной стрелкой часов. Дети воспринимают все совсем не так, как мы. Для взрослого человека, например, три месяца жизни пролетят стремительно быстро, как одно мгновение, если он интенсивно работает и ведёт активный образ жизни. В маленькой деткой жизни — это огромный промежуток. Ребёнок трёх лет успевает забыть за три месяца своего отсутствия обстановку в доме, некоторые книги и игрушки, если находился длительное время в другом месте. Для него это достаточно большой промежуток времени, чтобы из памяти начали стираться объекты, которые не были востребованы и долго не использовались.

Этим прекрасно пользуются многие родители, разделяя все игрушки на две коробки. Одна коробка находится в свободном для ребёнка доступе, а другая надежно прячется от его глаз. Через пару месяцев коробки меняются местами. Таким образом, реализуется потребность ребёнка в новых впечатлениях, без необходимости родителям тратить средства на новые игрушки и книги.

Восприятие часов и минут тоже значительно отличается от восприятия взрослого человека. Монотонная двухчасовая поездка на машине может казаться очень долгой, если до этого у малыша не сформировалась привычка подобных путешествий. Иногда родители удивляются, что ребёнок каждую минуту спрашивает, как долго ещё ехать. Взрослым кажется, что вопрос был задан совсем недавно, а малыш думает, что уже прошло достаточно много времени. Он искренне верит, что за этот промежуток времени все могло измениться. И вполне можно было бы и до Луны долететь.

Восприятие часов и минут, как, впрочем, и у взрослых, во многом зависит от эмоциональной окраски происходящего события. Все, что интересно, весело и приятно ощущается человеком, как единый миг. Все скучное, грустное, серое и монотонное будет тянуться мучительно и тягостно.

Никто из взрослых не любит сидеть в очереди или ждать в самолете отложенный рейс. Интересная книга может скрасить затянувшиеся минуты, но недолго. Особой радости от чтения пассажиры в самолете не испытывают, если ожидают взлёта, а его каждый раз откладывают. Помните, как при этом вы мало верите обещаниям, что все будет хорошо? А просьбам сохранять спокойствие? Ещё более длинными и бесконечными кажутся минуты, проведённые в тоннеле метрополитена, когда неожиданно состав поезда останавливается. Или в кабинке сломавшегося лифта с выключенным светом, в надежде на спасение.

Таким образом ребёнок действительно готов Вас ждать, но не очень долго. Это его личное «скоро» и «не очень долго», а не ваше, что важно понимать.

Для вас, действительно, день проходит быстро. Для кого-то уже за воротами садика начинаются пробки, через которые нужно пробиться к рабочему месту, быстро выполнить несколько поручений, составить пару документов, одномоментно отвечая на несколько важных звонков и так же чудесным образом успеть вернуться обратно. Возможно, что дома вас ждёт новорожденный младенец, рядом с которым вы не замечаете, как наступает вечер. В любом случае в течение дня множество событий, дел и людей сменяют друг друга, как в калейдоскопе.

Ваш малыш тоже не останется без дела. Если вы помните себя в детстве, одиноко сидящим на стуле и скучающим, то можете спокойно оставить эти воспоминания для мемуаров или биографических рассказов. В настоящее время с детьми постоянно занимаются: рисуют, лепят, танцуют. А также в арсенале воспитателей есть прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, веселые зарядки. Расписание настолько плотное и насыщенное, что скучать не приходиться.

Вопрос: Может ли при таких обстоятельствах возникнуть страх у ребенка, что за ним не вернётся мама?
Ответ: Нет. Если Вы изначально подготовите малыша, учитывая некоторые особенности.

В первые дни в детском саду, пока он не нашёл себе друзей, любимые занятия и игры, малыш будет ориентироваться на прежний образ жизни и ждать возвращения мамы. Время для него будет тянуться крайне медленно, подобно тому, как вы в аэропорту ждёте задержавшийся рейс на жестком пластиковом стуле, ежеминутно подглядывая на табло. Так пройдут его первые часы в новой обстановке. Если Вы пообещаете ребёнку «скоро вернуться», то он так и просидит, ожидая маминого возвращения.

Если ребёнок не посещал группы кратковременного пребывания, то его желательно не оставлять сразу на полный день. Несколько часов он спокойно проведёт без Вас в детском садике, с любопытством и интересом изучая новую обстановку, и к тому моменту, когда Вы вернётесь за ним, малыш просто не успеет даже подумать о чем-то плохом. Постепенно, день за днём, он втянется в новый для себя режим и подстроится под изменившиеся обстоятельства. Ваша основная задача – не тормозить процесс адаптации, а всячески помогать и поддерживать.

Благодарим за прочтение. Впереди много интересного и полезного контента для родителей и работников дошкольных образовательных организаций. Приглашаем подписаться, чтобы не упустить новые материалы.