Найти в Дзене
Бульвар де Лис

АНТИКВАРИАТ В СТИЛЕ АРТ-НУВО ИЛИ МОДЕРН. ИСТОРИЯ И ПРИМЕРЫ.

26 декабря 1895 года предприимчивый торговец произведениями искусства по имени Зигфрид Бинг открыл новую галерею на улице Прованс в Париже. Унаследовав семейный бизнес, Бинг посвятил свою карьеру покупке и продаже французского фарфора. В 1870-х годах он начал интересоваться японскими гравюрами, керамикой и предметами искусства, которые он импортировал и продавал на быстро растущем рынке. К 1895 году бизнес процветал, и Бингу нужно было где-то выставить свою прекрасную коллекцию. Он назвал свою галерею «Maison de l’Art Nouveau», как праздник всего нового и новаторского в искусстве. Невольно, маленькая галерея Бинга, открытая и управляемая в течение 10 лет, дала название новому, современному стилю в декоративном искусстве, начинающему появляться в Европе и Америке: арт-нуво, что буквально означает «новое искусство». Когда был период арт-нуво? Стиль арт-нуво процветал в период с 1890 по 1914 год; период великих социальных потрясений во всем мире. Это был век самолетов, пароходов, океанск
Оглавление

26 декабря 1895 года предприимчивый торговец произведениями искусства по имени Зигфрид Бинг открыл новую галерею на улице Прованс в Париже.

Унаследовав семейный бизнес, Бинг посвятил свою карьеру покупке и продаже французского фарфора. В 1870-х годах он начал интересоваться японскими гравюрами, керамикой и предметами искусства, которые он импортировал и продавал на быстро растущем рынке. К 1895 году бизнес процветал, и Бингу нужно было где-то выставить свою прекрасную коллекцию.

Он назвал свою галерею «Maison de l’Art Nouveau», как праздник всего нового и новаторского в искусстве. Невольно, маленькая галерея Бинга, открытая и управляемая в течение 10 лет, дала название новому, современному стилю в декоративном искусстве, начинающему появляться в Европе и Америке: арт-нуво, что буквально означает «новое искусство».

Когда был период арт-нуво?

Стиль арт-нуво процветал в период с 1890 по 1914 год; период великих социальных потрясений во всем мире. Это был век самолетов, пароходов, океанских лайнеров, телекоммуникаций, электричества, движущегося кино, массовой промышленности, урбанизации, секуляризации и демократизации. Скорость перемен была пугающей.

Art Nouveau появился, чтобы отразить это, предприняв сознательную попытку вырваться из ограничений прошлого. Это было действительно современное движение, стремившееся продвигаться вперед, прославляя новое и не останавливаясь на старом.

Это движение было особенно резонансным, учитывая, что большая часть искусства 19-го века до этого момента не была сознательно исторической, то есть была связана с попыткой воскресить формы классической Греции и Рима.

Таким образом, было закономерно, что высшая точка арт-нуво пришлась на, возможно, самое большое празднование современности в мире: Всемирную выставку в Париже в 1900 году.

-2

Вход на Всемирную выставку в Париже 1900 года. Жюль Бине.

Exposition Universelle, или Всемирная выставка, дала дизайнерам и технологам возможность продемонстрировать свои самые инновационные работы. Париж в 1900 году был известен тем, что стал первым местом, где демонстрировался движущийся эскалатор, а также говорящий фильм.

На выставке чувствовалось волнение по поводу грядущего века, и именно в этом климате процветал стиль арт-нуво (модерн). Более 50 миллионов посетителей стекались в Париж, чтобы увидеть причудливую, инновационную архитектуру и искусство, созданные ведущими дизайнерами в стиле модерн того времени.

Несмотря на бурный расцвет на рубеже 20-го века, арт-нуво не просуществовал долго. Начало Первой мировой войны в 1914 году привело к упадку художественного производства, и к концу войны модерн был в значительной степени забыт.

В 1920-х и 1930-х годах зародились новые художественные и архитектурные движения, в том числе арт-деко, баухаус и модернизм, которые в значительной степени заменили арт-нуво в качестве преобладающего стиля дизайна на Западе.

Как выглядел стиль Арт-нуво?

Движение в стиле модерн черпало вдохновение у природы для создания инновационных современных дизайнов. Как стиль, он использовался в широком спектре искусств, и, в отличие от традиционного разделения ремесел, художники в стиле модерн часто работали в этих разных жанрах.

Линия была очень важна в дизайне арт-нуво. Будь то в живописи или в изготовлении мебели, очертания изображений и предметов занимали центральное место в эстетике модерна.

Эти очертания чаще всего принимали форму длинных плавных кривых, вдохновленных естественными формами, такими как изгибы ветвей деревьев, стеблей цветов, береговой линии и женского тела.

Эти вдохновленные природой линии иногда называют «линиями хлыста»: подобно форме, которую принимает хлыст, когда его щелкают, изгибы внезапны и остры — совершенно не похожи на нежные завитки, скажем, в стиле рококо.

-3

Jiron de la Union, Лима, Перу, фасад в стиле Арт-нуво 1905 года.

Помимо линии, художников модерна интересовал и цвет . Опять же, здесь влияние имеют сильные цвета японского искусства: дизайнеров в стиле модерн интересовало не столько взаимодействие света и тени, сколько яркие, интенсивные цвета, создаваемые миром природы.

Как стиль арт-нуво повлиял на мебель и дизайн интерьера?

Дизайн интерьера в стиле модерн был тесно связан с архитектурой в стиле модерн, и во многих случаях архитектор здания также отвечал за все его внутреннее убранство и обстановку.

-4
-5

Антикварный стол Арт-нуво Маркетри. Школа Нанси. Продается в галерее антиквариата Бульвар де Лис в Москве. Год производства: 1900-1910 гг.

Этот двухуровневый антикварный журнальный столик Арт-нуво светлых пород дерева (орех, береза, липа) на изящных гнутых ножках имеет две столешницы, поверхности которых декорированы стилизованным изображением цветов в технике маркетри.

Старинный столик маркетри отражает каноны школы Нанси — декоративно-прикладные традиции изготовлении антикварной мебели в стиле Арт нуво и предметов интерьера, которые возникли и просуществовали первую треть ХХ века в этом городе под влиянием Эмиля Галле и Луи Мажореля, двух известнейших имен эпохи Арт нуво.

В целом, интерьеры в стиле арт-нуво легко узнать по паркету, цветочным обоям и витражам.

-6

Антикварная мебель в стиле арт-нуво работы Луи Мажореля в Музее Школы Нанси. © через Wikimedia Commons

Луи Мажорель был самым известным дизайнером и мебельщиком эпохи арт-нуво: его мебель, конечно же, характеризовалась изогнутыми линиями. Эта спальня была полностью спроектирована и построена Мажорелем.

Мебель в стиле модерн также можно узнать по использованию экзотических пород дерева и  маркетри.

В частности, это касалось дизайна мебели знаменитых мастеров Карло Бугатти (итальянец, 1856–1940) и Эдуарда Колонна (немец, 1862–1948), оба из которых выставлялись в Maison de l’Art Nouveau Зигфрида Бинга .

Как стиль Арт-нуво повлиял на декоративно-прикладное искусство?

Философия арт-нуво считала декоративное искусство не менее важным, чем изобразительное искусство живописи и скульптуры. Многие из самых новаторских произведений искусства в стиле модерн были не картинами, а вазами, лампами и другими предметами интерьера.

-7

Ваза Арт-нуво «Рождение Сильфиды» Royal Dux. Бисквитный фарфор. Продается в галерее антиквариата Бульвар де Лис в Москве.

Ваза в стиле Арт-нуво изображает миниатюрную девушку, лежащую на яйце с веточкой ландыша: согласно мифам, миниатюрные феи (сильфы и сильфиды) вылуплялись из совиных яиц.

Общий стиль выполнения этой антикварной вазы из бисквитного фарфора говорит о принадлежности этого изделия к периоду художественного руководства фабрикой Алоиса Гампела.

Duxer Porzellanmanufaktur, или Фарфоровая мануфактура Dux, была основана в 1860 году Эдуардом Эйхлером в тогдашнем Духове, Богемия. Производимые высококачественные керамические и фарфоровые фигурки теперь обычно называют сокращенным названием «Royal Dux».

Клеймо в тесте на розовом треугольнике: Royal Dux Bohemia с литерой «E» (маркировка до 1918 года).

Эталоном производства декоративно-прикладного искусства в Европе была французская школа Нанси, возглавляемая Луи Мажорелем, которая была сформирована, как коллектив ремесленников и дизайнеров. Точно так же Wiener Werkstatte (Венская мастерская) стала центром ремесленников в Вене, Австрия.

Действительно, коллективное и совместное производство было основной чертой периода арт-нуво: одной из заявленных целей Ecole de Nancy было создание тотального художественного стиля, основанного на гармонии между всеми видами искусства: декоративно-прикладным искусством, мебелью, архитектурой и изобразительным искусством. искусства.

В Великобритании важным центром декоративного искусства в стиле модерн была лондонская Liberty & Co., которой руководил Артур Либерти.

Магазин, ныне известный универмаг на лондонской Риджент-стрит, представил новые украшения в стиле модерн, многие из которых были созданы главным дизайнером магазина Арчибальдом Ноксом. Свобода стала настолько влиятельной в Европе, что итальянцы часто называли стиль арт-нуво стилем свободы .

В то время как Нокс стал важным дизайнером изделий из серебра в стиле модерн в Лондоне, другие ювелиры по всей Европе также переняли этот стиль в своих проектах, например, WMF в Германии и Георг Йенсен в Дании.

-8

Антикварная ваза для конфет и печенья в стиле арт-нуво. WMF 1890-1919 годы.

-9

Антикварная ваза из керамики в стиле арт-нуво, Австрия, 1905 год, Юлиус Дресслер.

Стекло в стиле арт-нуво.

Как материал, стекло заключало в себе все, что было в стиле модерн, поскольку ему можно было легко придать форму, напоминающую естественные природные мотивы, и для его производства требовалось значительное количество индивидуального мастерства.

-10

Антикварная ваза Галле (Galle) в стиле Арт-нуво, 1900-1910. Продается в галерее антиквариата Бульвар де Лис в Москве.

Согласно подписи и общей стилистике, эта антикварная 44 сантиметровая ваза Галле из матового многослойного цветного стекла в традиционной для арт-нуво форме, украшенная цветочным рисунком, была изготовлена в мастерских Эмиля Галле в городе Нанси. Основной декоративный мотив — листья и соцветия зонтичного растения.

Начиная с дебюта на Парижской всемирной выставке 1878, Эмиль Галле завоевал авторитет тонким умением соединять разнообразные прикладные инновации с образными принципами символизма.

Галле пользовался техникой «лунного света» (подкраска оксидами кобальта, придающими стеклу сапфировый оттенок), создавал произведения из многослойного стекла (обработанного красителями, кислотой и резьбой) — с поверхностью, напоминающей камеи из прозрачного камня.

Варьируя методы работы с горячей массой, вводя в фактуру фольгу, пузырьки воздуха и нарочитые трещинки, получал, если воспользоваться его собственным термином, «стеклянные маркетри». В орнаментах Галле доминировали мотивы трав, цветов, фруктов и насекомых.

Кроме того, в период развития арт-нуво были разработаны новые методы окраски и кислотного травления стекла, что позволило наносить на поверхность изделий широкий спектр цветов и украшений. Витражи были настолько тесно связаны с периодом модерна, что украшали окна почти каждого здания, вдохновленного модерном на рубеже веков.

-11

Антикварный кубок в стиле арт-нуво, серебро, эмаль. Eugene Feuillatre.

Воодушевленные развитием этих техник, а также появлением электрического освещения, стеклодувы в стиле арт-нуво ухватились за лампу и быстро превратили ее в культовый объект.

Стеклянная лампа Тиффани была классическим произведением в стиле модерн. Разработанная американским художником Луи Комфортом Тиффани, который также создавал окна для  Maison de l’Art Nouveau Бинга , форма лампы была вдохновлена ​​​​формой гриба, а абажур из витража украшен красочными цветочными мотивами.

-12

Антикварная настольная лампа арт-нуво Тиффани с витражным абажуром, украшенным мотивами стрекоз.

-13

Антикварная настольная лампа Cameo Glass арт-нуво Эмиль Галле с цветочными мотивами, 1900 год.

В Европе стеклянные лампы в стиле арт-нуво от таких производителей, как Эмиль Галле (Galle) и Даум, блистали разнообразием природных цветов, павлиньих перьев, побегов и птиц.

Как стиль арт-нуво повлиял на архитектуру?

Архитектура в стиле модерн зародилась в Бельгии в 1894 году с возведением отеля Tassel в Брюсселе, спроектированным выдающимся архитектором в стиле модерн Виктором Орта. Орта создавал каждую деталь здания, вплоть до дверных ручек, и использовал изогнутые формы растений во всем здании.

-14

Отель Tassel в Брюсселе

-15

Барселона, старая гидроэлектростанция в Каталонии, 1906 год. Архитектор Arnau Calvet Peyronill

Изогнутые линии, известные как гиперболы и параболы, были преобладающими чертами архитектуры в стиле модерн. Гиперболы и параболы — это архитектурные термины для изогнутых или куполообразных элементов конструкции. Учитывая увлечение арт-нуво изогнутыми формами, неудивительно, что они были включены в дизайн зданий.

Однако, в отличие от зданий периодов барокко или рококо, изогнутые формы были не просто декоративными украшениями, а неотъемлемой частью несущей конструкции здания.

-16

Интерьер в стиле арт-нуво Bar El Federal, Carlos Calvo 599, Буэнос-Айрес, Аргентина. Основан в 1864 году.

В Великобритании, например, самым известным зданием периода модерна является Школа искусств Глазго, спроектированная одним из корифеев движения, архитектором, художником и мебельщиком Чарльзом Ренни Макинтошем.

-17

Фасад Школы искусств в стиле арт-нуво Глазго Чарльза Ренни Макинтоша. © через Викисклад

Еще одним важным аспектом архитектуры в стиле модерн было использование керамических украшений на фасадах зданий. Их можно было увидеть, например, на вилле Мажорель в Нанси, спроектированной французским архитектором Анри Соважем для важного эбениста в стиле модерн, Луи Мажореля.

-18

Фасад здания в стиле арт-нуво по адресу Louis Bertrand Avenue 43, Schaerbeek, Брюссель.

Хотя здания в Брюсселе, Глазго и Нанси оказали влияние на развитие стиля модерн, именно в Париже влияние архитектуры модерн можно наблюдать чаще всего.

-19

Антикварный домофон в стиле арт-нуво на въезде в Casa Mariano Pau, Барселона — Арагона, 1904 год.

Мы уже видели парадный вход на Всемирную выставку в Париже, спроектированный архитектором Рене Бине, но именно в 7-м округе Парижа находится самая высокая концентрация зданий в стиле модерн. Они были спроектированы архитектором Жюлем Лавриоттом и изготовлены в сотрудничестве с известными производителями керамики, такими как Александр Биго.

Однако, пожалуй, самыми знаковыми произведениями парижской архитектуры в стиле модерн являются входы в парижское метро, ​​спроектированные архитектором Гектором Гимаром.

-20

Вход на станцию ​​метро Porte Dauphine в 16-м округе Парижа, часть системы метро конца 19 века, спроектированной архитектором в стиле модерн Гектором Гимаром

Как выглядели украшения в стиле модерн?

Ювелирные изделия в стиле модерн сегодня пользуются особым спросом и являются предметом коллекционирования. Что отличало украшения в стиле модерн, так это то, что, в отличие от украшений прошлого, они представили более широкий диапазон форм и материалов.

Ювелирные изделия прошлого очень часто предназначались просто для демонстрации бриллиантов. В украшениях в стиле модерн главными чертами дизайна были орнаменты, стрекозы, крылья и, конечно же, изогнутые линии, а также такие материалы, как стекло, эмаль, агат, опал и жемчуг.

Tiffany’s была самой известной ювелирной мастерской в Нью-Йорке на протяжении большей части 20-го века, и в немалой степени это было благодаря его вдохновленному арт-нуво директору Луи Комфорт Тиффани.

Во Франции дизайнеры ювелирных украшений, такие как Жорж Фуке, Луи Окок и его ученик Рене Лалик, создавали прекрасные украшения из целого ряда инновационных дизайнов и материалов.

-21

Антикварная брошь в стиле арт-нуво с изображением женщины от Рене Лалик. © через Wikimedia Commons

Рене Лалик, например, объединил ремесла стекольного и ювелирного дела, добившись совершенства в обоих. Большая часть его украшений содержала стеклянные элементы, а точность и деликатность, которым он научился в ювелирном деле, он применил в своей карьере производителя хрусталя.

-22

Антикварная подвеска-булавка в стиле арт-нуво, золото, эмаль, бриллианты. Около 1900 года.

Как стиль модерн повлиял на живопись и иллюстрацию?

На самом деле арт-нуво был известен тем, что сделал графику и иллюстрацию более популярными, чем живопись, в основном из-за того, что иллюстраторы арт-нуво использовали технику цветной литографии, которая переживает возрождение с 1870-х годов.

Тем не менее, несколько важных художников того периода были вдохновлены идеями арт-нуво. Из них самым знаменитым был австрийский художник Густав Климт.

Климт был особенно известен своими абстрактными изображениями женских фигур и силуэтов, классической чертой дизайна в стиле модерн.

-23

Антикварная картина ‘Wasserschlangen II (Freundinnen)’ (1904) холст, масло. Густава Климт.

Женские фигуры были интересны художникам и иллюстраторам арт-нуво, поскольку позволяли им играть с изогнутыми извилистыми линиями, столь характерными для этого стиля. Действительно, на многих иллюстрациях в стиле модерн женская фигура абстрактна и двухмерна, что создает больший акцент на контуре и форме. Во многих случаях эффект слегка эротический.

Среди известных иллюстраторов периода, вдохновленного модерном, были Обри Бердслей в Великобритании, Уилл Брэдли в Америке, Анри де Тулуз-Лотрек во Франции и Альфонс Муха в Богемии.

Через Ла-Манш иллюстратор Анри де Тулуз-Лотрек произвел фурор в Париже своими роскошными, юмористическими и часто эротическими рекламными плакатами, которые расклеивались по всему Парижу.

-24

«Фотограф Сеско» (1894 г.), антикварный рекламный плакат Анри де Тулуз-Лотрека.

Точно так же плакаты чешского иллюстратора Альфонса Мухи стали синонимом периода модерна. Как и Тулуз-Лотрек, плакаты Мухи использовали в качестве основных мотивов женские фигуры, часто окруженные гирляндами цветов и окрашенные в растительные коричневые и зеленые оттенки.

Где был популярен Арт-нуво и под какими именами он существовал?

Хотя Франция во многом была центром модерна, этот стиль был популярен во всей Европе и западном мире, и в каждой стране была своя версия движения. Каждая версия немного отличалась под влиянием местных художественных обычаев и традиций.

В Британии арт-нуво иногда называли стилем Глазго благодаря популярности живущего в Глазго дизайнера и архитектора Чарльза Ренни Макинтоша. Американцы называли его «стилем Тиффани» в честь знаменитого стеклодува Луиса Комфорта Тиффани.

Немцы называли движение  Jugendstil  («молодой стиль»),  а в Австрии —  Sezessionstil («стиль отделения»). В Италии модерн был stile florreal («цветочный стиль»), в то время как в Испании это был просто модернизм .

Даже во Франции стиль модерн был известен под разными именами, в том числе  le style metro  (в честь новой системы метро),  le style Jules Verne  (в честь писателя) и  art fin de siècle  (что означает «искусство конца века»).

Критики модерна не были так добры к фиксации стиля на изогнутых, плавных линиях. Он был известен как «style nouille» («стиль лапши») во Франции и «Paling Stijl» («стиль угря») в Бельгии.

Что повлияло на стиль Арт-нуво?

Стиль арт-нуво не был похож ни на что, предшествовавшее ему. Но он был вдохновлен идеями, взятыми из широкого круга художественных течений 19 -го века.

Важнейшее художественное влияние на арт-нуво оказало движение «Искусств и ремесел» в Англии, возглавляемое писателем и эрудитом Уильямом Моррисом (1834-1896), который ратовал за возвращение к традиционному мастерству и за отказ от механизированного массового производства.

Дизайнеры в стиле модерн, как и последователи движения «Искусства и ремесла», не видели различия между искусством и ремеслом и создавали прекрасные декоративные изделия, которые противоречили традиционной иерархии «великого» изобразительного искусства (живопись и скульптура) и «малого» декоративного искусства (мебель и предметы быта).

Подобно дизайнерам из движения «Искусств и ремесел», создатели арт-нуво хотели показать, что предметы повседневного обихода, такие как лампы и дверные ручки, могут быть такими же красивыми, как великие скульптуры и картины.

Кроме того, на дизайнеров в стиле модерн повлияло огромное количество предметов японского искусства, которые начали наводнять европейские рынки после того, как в 1860-х годах были установлены новые торговые права с Японией.

Мода на японское искусство, известная как японизм, дала жителям Запада совершенно иной взгляд на то, каким может быть искусство. В то время как западная живопись часто была трехмерной и использовала приемы для передачи эффекта света и тени, японские гравюры были двухмерными и использовали узоры и цветные блоки.

Такие японские мастера, как Хокусай, создававшие двухмерные ненатуралистические гравюры, могли стать источником вдохновения для многих художников арт-нуво.

-25

Пейзаж, гравюра японского художника Хокусая.

Наконец, и это самое главное, дизайнеры в стиле модерн вдохновлялись природой . Использование естественных форм, включая стилизованные цветочные мотивы, принты листьев и формы животных, во многом связывало стиль воедино.

В этом смысле модерн имел связи с постимпрессионистами и символистами, все из которых были заинтересованы в запечатлении мира природы и его форм. В своем использовании стилизованных естественных форм модерн также имел связи со стилем рококо18-го века .

Как стиль арт-нуво влияет на нас сегодня?

Его расцвет, возможно, был недолгим, но арт-нуво живет в 21 веке. Современная дисциплина графического дизайна берет свое начало в дизайне плакатов периода арт-нуво. Дизайн парфюмерных флаконов, украшений и узорчатых тканей во многом обязан эпохе модерна, равно как и цветочные обои, паркет и витражи.

А модерн живет в зданиях и сооружениях, составляющих современный город: например, лондонское и парижское метро являются памятниками мечтам архитекторов модерна.

Тем не менее, в некотором смысле стиль арт-нуво никогда не был долговечным: это был стиль, во многом соответствующий его историческому моменту, который уловил пьянящий культурный климат на рубеже 20-го века. Это был момент быстрых технологических и социальных изменений, момент, когда наблюдатели смотрели в будущее, а не в прошлое, момент удивления и беспокойства в равной мере.

Игривый, но никогда не фривольный, смелый, но никогда не дерзкий, модерн вобрал в себя все противоречия fin-de-siecle. Он стремился быть необычным, но видел красоту в самых обыденных местах. Он охватывал природу, но чувствовал себя непринужденно с индустриальной современностью. Он подчеркивал традиционное, но приветствовал новое.

Стиль модерн предлагает нам уникальное представление о том, как выглядело будущее на рубеже 20-го века. Именно по этой причине изделия в стиле модерн будут продолжать очаровывать нас с Вами долгие годы.

Еще больше интересного Вы узнаете здесь https://bulvardelis.ru/ на сайте Лиса Маршана из французского города Арль. Ведь именно в Арле на Бульваре де Лис проходит один из самых известных антикварных рынков на юге Франции.