Найти тему

Выпуск №1. Катерины А.Н. Островского и Н.С. Лескова. «Наводнение». Анализ стихотворения А.Н. Некрасова «Орина, мать солдатская»

РУБРИКА «СТАТЬЯ»

Сравнение Катерин из пьесы «Гроза» А.Н. Островского и очерка «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова

Перед тем как сопоставить героинь-антиподов из произведений А.Н.Островского и Н.С.Лескова, обратимся к происхождению имени Катерина. Обратившись к справочнику, мы узнаем, что оно восходит к древнегреческому «Экатерини», что в переводе означает «вечно чистая», «непорочная». И если к Катерине из "Грозы" такие эпитеты применимы, и, мало того, они соответствуют натуре самой героини, то назвать Катерину Измайлову "непорочной" просто не поворачивается язык. Почему же тогда Лесков выбрал именно это имя для своей героини?

С этого момента, уважаемый читатель, я буду называть Катерину из "Грозы" Катей, чтобы не путаться в том, на какую из двух героинь я указываю. 

Катя Островского действительно является символом чистоты и духовной культуры. Не даром Н.А. Добролюбов назвал ее "лучом света в Темном царстве" в одноименной статье. Воспитанная в любящей семье, Катя буквально задыхается в душной жизни города Калинов. Гнёт со стороны Кабанихи, безвольный муж-подкаблучник, предательство любимого человека - ни к чему из этого девушка оказывается не готова. На глазах читателя Катя приближается к тому паническому состоянию, в котором человек перестает что-либо осознавать и оказывается во власти мрачных мыслей, так называемых внутренних демонов.

Катерина из пьесы А.Н. Островского «Гроза»
Катерина из пьесы А.Н. Островского «Гроза»

Катерина Измайлова, наоборот, олицетворяет то дьявольское начало, "варварство", хаос, которых так боялась Катя. В очерке "Леди Макбет..." главная героиня не испытывает светлых чувств, а в своих преступлениях она не раскаивается ни на минуту до конца своей жизни, как будто и не совершила самый страшный грех: "...Впрочем, для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей; она ничего не понимала, никого не любила и себя не любила...." В отличии Родиона Раскольникова (Ф.М. Достоевский. "Преступление и наказание"), который начинает мучиться ещё до убийства старухи-проценщицы, у Катерины разве что холодеют губы после третьего убийства. Она равнодушно убивает троих (!) людей, и ни на секунду не раскаивается в содеянном.

Катерина Измайлова из очерка Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского Уезда»
Катерина Измайлова из очерка Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского Уезда»

Теперь возникает вопрос: имеет ли вообще смысл сопоставлять двух героинь? Сравнивать ангела и демона? Однозначно, да. Ведь если они существуют, то обязательно на каких-то противоположностях, контрастах, которые нам и предстоит выявить.

Можно сказать, что Катерина Измайлова - это та внутренняя часть Кати, то демоническое начало, которого она так боялась и от которого она спаслась, бросившись в Волгу. Это демоническое начало - говорит Лесков - есть в любом русском, "народном" человеке. Страшно представить, что будет, если разбудить эту силе и позволить ей властвовать над народом. "Народный" человек - это зверь, в его душе черная дыра, варварство и хаос. В нем нет крепости веры! Именно поэтому случится кровавая революция 1917 года - все человеческие демоны разом вырвутся на свободу!

‌Однако нельзя утверждать, что в Катерине Измайлове нет ни частички живой души. Всё-таки это женщина может любить, страстно и убийственно. Чтобы это понять, стоит вспомнить, как легко она ведётся на подстрекания Сергея к убийствам, как горько плачет на груди каторжницы Фионы, как трогательно вяжет возлюбленному чулочки и как отчаянно бросается в реку, разочаровавшись в своих чувствах. В отличие от всепрощающей любви Ф.М. Достоевского и семейной любви Л.Н. Толстого, Катерина любит разрушающе, убийственно. Чувства застилают ей глаза, вытесняют из её "души" всё, даже не оставляя места для сочувствия и раскаяния. Эта разрушающая любовь присуща и Кате - она, устав от жизни в неволе, искренне влюбляется в Бориса и готова последовать за ним куда бы он не пошёл. Также стоит отметить, что Катя - добродушная, честная девушка, она не умеет ничего скрывать. Ее душа не терпит обмана: "...Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу..." (Катерина о себе, действие 2 явление II). Катерина Измайлова продолжает жизнь в своем доме, зная, что в подвале находятся тела убитых ею родственников. Выдержка этой героини просто поражает.

Таким образом, своей Катериной Измайловой Н.А. Лесков отвечает А.Н. Островскому, превозносящего простого русского человека. Катя успевает очиститься от тех демонов, которые овладели душой Катерины, однако обеих героинь ожидает одинаково трагическая кончина. Вот только на протяжении всего произведения Островский доносит до читателя мысль о том, что Катя не заслуживает всего, что с ней произошло. Как относится к одновременно ужасной и несчастной Катерине Измайлове - решать только читателю.

РУБРИКА «ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОТ АВТОРА»

Наводнение

Если в затхлом Подмосковье

Вдруг начнётся наводнение,

То уйдут под воду сразу

Наши хлипкие строения.

Заводнит подвалы в недрах

И затопит трёхэтажки,

Побегут спасаться люди -

Кто в трусах, а кто в рубашке.

Соберут свои пожитки,

Куда ни глянь - рыдают дети.

Брось спасать шмотьё, товарищ!

Здесь жить тебе уже не светит.

Выпустят плоты и лодки,

Поплывут навстречу солнцу

Мимо крыш аптек, сараев,

Но во имя Чудотворца!

Пролетят недели быстро

Заплывут они в селенье,

И пойдёт по кругу жизнь их -

Рассвет, закат и наводнение.

В общем, с ними мне спасаться -

Это тратить время зря.

Если город вдруг утонет,

Уплывайте без меня.

Щудрина Софья, 2022

Наводнение
Наводнение

РУБРИКА «АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Орина, мать солдатская»

Стихотворение Н.А. Некрасова "Орина, мать солдатская" было написано в 1863 году. В произведении рассказывается о тяжёлой судьбе крестьянки-матери солдата. Поэт подчеркивает, насколько сильна духом простая русская женщина, которая лишилась самого дорогого человека в своей жизни.

В данном произведении имеется сюжет. Охотники возвращаются из лесу, собираясь переночевать у знакомой крестьянки. Она рассказывает о том, как спустя восемь лет после ухода в армию её сын внезапно вернулся. Радости матери не было предела: она затопила баню, напекла блинов для Ванюши. Однако позже выяснилось, что молодой человек был тяжело болен и вернулся в родительский дом умирать. Через девять дней после приезда Ваня умер. Отвечая на вопросы охотников, Орина рассказывает им о своем сыне. "...Не любил, сударь, рассказывать/ Он про жизнь свою военную...", - говорит крестьянка. Это показывает сильный характер Вани, он не хочет расстраивать Орину, делать ей больно своими признаниями. Также и мать, и сын глубоко верующая, поэтому не позволяет себе жаловаться на жизнь. Перед смертью Ваня говорит Орине утешительные слова, "никого не осуждаючи". Молодой человек хотел помочь матери, "перекрыть сарай задумывал", понимая, что без него ей будет тяжело. О пережитых сыном испытаниях Орина узнает из того, что говорит Ваня в бреду:

...плачет, кается,

Крикнул: "Ваше Благородие!

Ваше!..." - вижу, задыхается...

О службе молодого человека можно узнать лишь детали. За малейшую провинность он получал жестокое наказание, однако жаловаться не смел. В этом и заключается сила простого русского человека: его воля несгибаема, поэтому он переносит все выпавшие на его долю тяжести. Орина страдает из-за смерти сына, ей совсем не хочется расставаться с дорогим человеком. Однако она не жалуется на жизнь, принимая судьбу такой, какая она есть. Видно, что рассказ о сыне даётся Орине с трудом: а тексте часто встречаются фигуры умолчания ("...И погас он, словно свеченька/ Восковая, предыконная..."). Матери больно вспоминать об этой ужасной потери, она запинается, чтобы перевести дух, собраться с силами и продолжить.

Лирическим героем является охотник, который остаётся остаётся на ночлег в доме Орине. Он сочувствует крестьянке, просит её рассказать о сыне, чтобы облегчить душу. Действительно, жизнь матери солдата трагична. Крестьянка осталась совсем одна, без мужчина в доме. Орине придется переносить все тяготы жизни на собственных плечах, не имея по близости человека, на которого можно было бы положиться.

Меня глубоко тронуло данное произведение. Самое страшное, что такие женщины, как Орина, была чрезвычайно много, и их судьбы трагичны. Помочь им невозможно, и им придется справиться с горем в одиночку. Именно таких женщин с несгибаемой волей и силой духа воспевает Н.А. Некрасов в своем стихотворении "Орина, мать солдатская".

Иллюстрация к стихотворению Н.А. Некрасова «Орина, мать солдатская»
Иллюстрация к стихотворению Н.А. Некрасова «Орина, мать солдатская»

27.05.2022

Литературный журнал «Скорпион»