Заставили пройти очередную диагностику профессиональных компетенций (проверки не дремлют, ни-ни!), и был там тест на эмоциональное, видите ли, выгорание.
Про этого зверя я слышала, но, честно говоря, с трудом верю в его существование. Для меня он как привидение: все слышали, никто не видел. В нашей школе его точно нет. Я так думаю. Потому что мы как-то все работаем не на страх, а на совесть, как можем, выкладываемся. Может, и не ложимся на амбразуры, и даже ночуем дома, но уж точно включены, переживаем и стараемся, чувствуем себя коллективом и намерены работать именно в школе (и даже конкретно в этой) до самой пенсии. Такие вот психи. И я, кроме шуток, уверена в каждом. Ой, да нас всего-то 13!
Однако, к выгоранию. Точнее, к тесту. Вот вопросы:
Простые такие, обычные... Я НАЧАЛА ВРАТЬ С ЧЕТВЕРТОГО ВОПРОСА, и далее - по ситуации.
Если бы это не было официозной ПРОВЕРКОЙ, по итогам которой нам выдадут бумажку, я бы отвечала по-другому, наверно.
Если бы хотела узнать о себе правду. На самом деле я столкнулась с тем, что кто-то хочет узнать обо мне некую правду. Мало им того, что они проверяют мою компетентность, теперь они, оказывается, вправе лезть в мою душу. Я почувствовала нарастающее напряжение... вот это, типичное, ШКОЛЬНОЕ напряжение, когда тебе предъявлен СТАНДАРТ, УСТАВ, ПОЛОЖЕНИЕ, УКАЗ, ПРИКАЗ, ПРОГРАММА и что-то ещё столь же неживое - так или иначе, предъявлена планка выше головы: прыгай! Вот он, 4 вопрос:
Я смотрела на вопрос и думала о том, что нечестно такой вопрос задавать. Нечестно в принципе. Прогнозирование - вещь очень трудная, потому что надо учитывать очень большое количество разных факторов, связанных друг с другом довольно неожиданными отношениями. И если ты что-то не учел или ошибся в формуле связи этих факторов друг с другом, весь твой прогноз коту под хвост! Что, собственно, и демонстрируют многие обозреватели и аналитики. Такое вот "понимание"... Такой вот "учет в интересах дела"!.. Я же не Господь и даже не Его приближенная, чтобы ВСЁ "хорошо понимать". Однако, раздраженно продолжала я размышлять, как учителю, мне по некоему стандарту ПОЛОЖЕНО всех понимать и всё учитывать. Потому что - да, я так считаю! - учителю предъявляются непомерные требования, здорово расходящиеся со здравым смыслом. Вот, напиши сейчас, что всё учесть невозможно - и получишь бумажку, где будет написано "не соответствует", а оно мне, точно, надо? И потом: да, в меру возможностей и способностей я понимаю мотивацию и коллег, и учащихся, и стараюсь учесть в интересах дела.
Как вы можете видеть, я получила за этот вопрос "0" баллов.
Чуткий компьютер уловил длину паузы перед ответом? Или господа тестировщики с пониманием относятся к невозможности точной диагностики всех эмоций окружающих? Не знаю. Тёмный лес.
Но факт остался фактом: я перешла в свой обычный ШКОЛЬНЫЙ режим: "обмануть систему". Как сказала наша преподаватель на курсах повышения квалификации (сама она действующий учитель): "Я объясняю детям, что СТРАННЫЕ вопросы на ЕГЭ не должны вводить их в ступор. Надо не думать, а ВСПОМНИТЬ ПРОГРАММУ и подумать, что именно из неё имелось в виду". В общем, я перешла на сторону зла - и наврала вполне розово. Мы все так делаем. Всегда. Пришла нам, например, бумажка: "Надо!" Ой, да пожалуйста. Хоть по 2-3 мероприятия в день! Фотки, это - да, ГЛАВНОЕ. Наврать? А почему не наврать-то? Всегда пожалуйста! Полагаю, что такие демарши тоже были предусмотрены тестом))) В итоге я набрала 11 баллов (50%) и получила диагноз "резистенция".
Вот он:
«Резистенция» (10-16 баллов) – характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным.
На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у человека чувство избыточного переутомления.
Проявляется в таких симптомах:
• Неадекватное выборочное эмоциональное реагирование – не контролированное влияние настроения на профессиональные отношения;
• Эмоционально-моральная дезориентация – развитие безразличия в профессиональных отношениях;
• Расширение сферы экономии эмоций – эмоциональная замкнутость, отчуждение, желание прекратить любые коммуникации;
• Редукция профессиональных обязанностей – свертывание профессиональной деятельности, стремление как можно меньше времени тратить на выполнение профессиональных обязанностей.
Собираюсь ли я спорить с этим диагнозом? НЕТ. Это правда - и хорошо показывает моё истинное отношение к проверкам, формализму и бесконечным предъявам чиновников от образования, которых куда больше, чем учителей. По моим прикидкам, их от 3 до 5 на одного учителя. Они сидят и выдумывают что-то, "повышают эффективность" и "эффективно управляют": проверяют, тестируют, аттестуют, повышают нашу квалификацию - без остановки. Ставят диагнозы, присваивают категории... Я бы с удовольствием проверила их самих на адекватность. Много интересного бы выяснилось, я уверена.
Думаю, нет у меня выгорания. Настоящего - нет (это которое по отношению к детям). А вот по отношению к системе - есть. Это тест отлично показал.
...Интересные они такие. Вот, поставили диагноз, и что потом? Где лекарство? Рыба-то с головы гниет, нет?