«Коллективный Запад поставил цель уничтожить Россию, и мы должны сплотиться, проявляя на всех фронтах честную гражданскую позицию и солидарность. Но когда перед каждым встают вопросы о личных приоритетах, некоторым становится неуютно жить в нашем государстве. Однако большинство россиян видит хорошую перспективу для страны и прилагает усилия, чтобы быстрее достичь успешного завтра. Региональная программа «Я гарантирую качество!» помогает и выявить недобросовестных людей — работающих исключительно для получения личной прибыли, и по достоинству оценить тех, кто добросовестно трудится на благо республики», — отметил председатель Общественной палаты Крыма Александр Форманчук, открывая заседание, посвящённое вопросам реализации упомянутой выше программы.
А. Форманчук и председатель Объединения потребителей России в Крыму, член ОП РК Олег Егоров огласили лауреатов и вручили им свидетельства о том, что эти компании прошли проверку, их продукция признана качественной и безопасной. Среди них — ООО «Торговый дом «Черномор»; ИП Устинова Ирина Витальевна; ИП Нистратова Наталья Алексеевна; ООО «Мимоза», «Сырмолпром-Юг»; «Пеликан»; АО «Крымхлеб». Эти предприятия производят и поставляют продукты в школы, больницы, социальные учреждения. Их руководители, трудовые коллективы заслуживают самых тёплых слов благодарности.
Но есть и те, кто работает недобросовестно или поставлен в условия, когда приходится совершать сделку с совестью.
«В прошлом году проведены закупки пищевой продукции с использованием единообразной конкурсной документации, в которой установлены ограничения и критерии оценки, либо полностью исключающие участие в торгах самих производителей, либо создающие явные преимущества поставщика-посредника перед теми, кто изготовил товар», — отметил О. Егоров. Он подчеркнул, это способствовало заключению контрактов по ценам, значительно превышающим реально возможные. И привёл примеры, когда разница в закупках составляла от сотен тысяч до нескольких миллионов рублей. Так, в 2020 году Департамент муниципального заказа г. Симферополя приобрёл молочную продукцию на 4 миллиона дороже цены завода-производителя. Этот же департамент и в 2021 году определил победителем поставщика, предложившего цену на 12 млн рублей выше реально возможной. Предотвратить заключение контрактов помогли жалобы в соответствующие фискальные органы. Однако уже в этом году вновь приобретена молочная продукция на 1,7 млн рублей дороже, чем предлагалась производителем, в данном случае предприятием «ДК Мегатрейд-юг».
«Информация о фактах неэффективного использования бюджетных средств направлена заместителю Председателя Совета министров РК Ирине Кивико. По итогам рассмотрения будет подготовлено поручение для заказчиков», — отметил О. Егоров. И подчеркнул, наши дети, старики, граждане, находящиеся на лечении или оздоровлении в госучреждениях, не должны получать в качестве питания фальсифицированные продукты. На это надо обратить особое внимание, необходимо мониторить госзакупки и своевременно устранять нарушения.
«С 2016-го по 2018 год девять поставщиков пищевой продукции в бюджетные учреждения республики внесены в реестр недобросовестных. После работы, проведённой нами, Россельхознадзором и Службой финансового надзора РК, «чёрный список» сократился, но это не значит, что проблема решена. Желающих заработать на поставке продукции, не соответствующей условиям контрактов, ещё предостаточно. В борьбе с этим злом нужен системный подход. Если проверки будут осуществляться, так сказать, по наитию, результата не получим», — уверен глава Объединения потребителей России в Крыму.
Он озвучил ещё ряд допускаемых на рынке сбыта нарушений. К примеру, заказчики умышленно занижают начальные цены. Так, Керченский психоневрологический интернат определил цену сливочного масла в 316,6 руб. за килограмм, а санаторий «Долоссы» решил найти колбасу по… 178,9 рубля. К счастью, после разъяснительных писем руководители этих организаций привели цены на заказываемые продукты в соответствие с реальными рыночными.
Обнаруживаются нарушения и при составлении документации. Некоторые заказчики оформляют бумаги под конкретного производителя, исключая проведение конкурса на лучшую продукцию, или устанавливают неправомерные избыточные требования к участникам торгов. А ещё зачастую фиксируются нарушения при определении порядка оценки заявок и победителя закупок. «В нынешнем году Крымское УФАС рассмотрело 12 наших жалоб на порядок оценки по критерию «опыт участника», заказчик привлечён к ответственности», — сообщил О. Егоров.
Надо понимать, что подобные нарушения не только становятся преградой для успешности и добросовестного развития бизнеса в Крыму, но и вызывают недовольство людей.
И ещё один важный фактор, влияющий на эти аспекты: если цена продуктового набора для организации питания школьников выросла на 13%, а для воспитанников детсадов — на 20%, то и саму стоимость питания официально надо увеличивать, не оставлять на прежнем уровне, поскольку это тянет за собой покупку дешёвого фальсификата. Следовательно, необходимо выделять дополнительное финансирование из бюджетов муниципалитетов/республики.
«Такая же проблема существует и в отношении лечебных учреждений. Обращение с приложением соответствующих расчётов подготовлено и направлено в адрес Председателя Совета министров РК Юрия Гоцанюка. Чтобы не допустить срыва исполнения контрактов и негативных последствий для добросовестных поставщиков, ОП РК правительству Крыма предложено определить механизм принятия соответствующих решений», — акцентирует внимание О. Егоров.
При этом отмечает, что 29 марта текущего года Совмин через постановление № 182 в перечень дополнительных случаев, когда закупки осуществляются у единственного поставщика, включает и закупки пищевых продуктов и услуг по организации горячего питания.
Ранее в ОП поступали обращения предпринимателей, работающих на рынке социального питания: они были обеспокоены информацией, озвученной в ноябре прошлого года первым заместителем министра образования, науки и молодёжи РК Валентиной Бойко о создании единого оператора питания в образовательных учреждениях Крыма. Это — прямая угроза для развития предпринимательства в организации питания, чего нельзя допустить, особенно в нынешнее сложное время, когда страна требует максимально высокой производительности во всех сферах. Общественной палатой направлены соответствующие обращения в Министерство образования, науки и молодёжи, Госкомитет конкурентной политики РК. Пока работа по созданию единого оператора не ведётся, но Палата держит этот вопрос на контроле.
«Мы не согласны с тем, чтобы данный рынок был монополизирован и предприниматели, за которыми стоят трудовые коллективы, остались без работы. Это неизбежно создаст социальную напряжённость», — заявил О. Егоров.
Присутствовавшие на заседании руководители предприятий, оказывающих услуги в организации питания, в том числе диетического, лечебно-профилактического, поддержали это мнение.
Вера ПРАВДИНА
Фото пресс-службы ОП РК и из открытых источников