Найти тему
От худшего к лучшему

Самые популярные фильмы про путешествия во времени: от худшего к лучшему

Оглавление

Фильмы про путешествия во времени полны парадоксов, зачастую они полностью нелогичны и рассыпаются на части при разборе на отдельные детали. Но как ни крути, Голливуд стабильно поставляет контент, где так или иначе персонажи путешествуют во времени. И в большинстве своем такие фильмы даже имеют успех у зрителей, при всех скидках на дыры в сюжете и прочие огрехи сценария. Стоят особняком среди таких фильмов, конечно, культовая трилогия «Назад в будущее» и «Эффект бабочки». Я собрал в этой статье 23 фильма про путешествия во времени (важное уточнение: в список не попадут фильмы, где путешествия во времени будут нужны лишь для того, чтобы сработала драматическая история. Поэтому в последний момент я вычеркнул из списка сразу три фильма с Рэйчел МакАдамс: «Бойфренда из будущего», «Полночь в Париже» и «Жену путешественника во времени»). И про метод расстановки. Я расставил все нижеприведенные фильмы от худшего к лучшему, но объективно, использовав 4 крупнейших сайта о кино - КиноПоиск, IMDb, Rotten Tomatoes и Metacritica. Последние два - сайты критиков, которые часто недооценивают или переоценивают фильмы, так что формула расчета будет выглядеть так: (КП+IMDb+(RT+M)/2)/3

23. Машина времени (2002), (71+60+(28+42)/2)/3=55.33

Какое-то время экранизировать произведения Герберта Уэллса было модно. И первой экранизацией у продюсерской компании Стивена Спилберга стала именно «Машина времени». Во время своего выхода проект был многообещающим, а из-за солидного бюджета в 70 млн долларов обещал и стоящий размах. И хотя в России проект даже более-менее приняли, но по итогу в прокате лента с диким треском провалилась и насобирала негативных отзывов. Помню, как я еще до просмотра случайно подцепил интересную мысль этого фильма: из-за смерти возлюбленной герой строит машину времени, но при любой попытке спасти свою даму сердца ему это не удается, поскольку тогда не было бы смысла строить эту машину. Очень интересная идея, которую вполне можно было интересно подать, но как-то не вышло. После злосчастного убийства почти невесты герой быстро строит свое устройство, а затем за пару сцен длиною в несколько минут окончательно и бесповоротно утверждается в том, что смерть необратима. Да, как бы это логично вытекает из двух попыток, но не выигрышно смотрится с подачи фильма. Даже не успеваешь прочувствовать все то горе, что выпало на плечи персонажа Гая Пирса. После происходит какая-то ерунда. Герой просто путешествует туда-сюда в прошлое и будущее, захватывая какие-то определенные периоды. Местами, правда, фильм может работать. А часть картины, где Алекс ведет задушевные беседы с «верхними» людьми, даже вызывает неподдельный интерес, но в целом кино посредственное. Мне просто-напросто не хватило драмы у главного героя. Хотя возвращение возлюбленной Алекса как бы является лейтмотивом этого фильма, но оно как-то быстро забывается, а к концу про эти любовные отношения я напрочь забыл. В нем есть занимательные мысли, но они недожаты. Фильм не кажется целостным произведением, где каждая мысль подведена к логическому завершению, 6 из 10. Причем 20-минутная серия в 1 сезоне «Гравити Фолз» гораздо лучше все это передает.

22. Патруль времени (1994), (66+59+(42+48)/2)/3=56.66

-2

Фильмы с Жан-Клодом Ван Даммом в основном были боевиками. Актер никогда не играл в драмах, комедиях или чем-то похожем — его образы никогда не были разными, по сути, он играл одного и того же персонажа, как сейчас это делают Стэйтем, Скала и другие актеры боевиков. Но все-таки нельзя было на протяжении нескольких лет продавать зрителям одно и то же — рано или поздно пришлось экспериментировать. И первым экспериментом стал неудачный в плане оценок, но вполне прибыльный фантастический боевик «Универсальный солдат» Роланда Эммериха, а через 2 года вышел и «Патруль времени», который развлекался с концепцией перемещения во времени. И, надо сказать, у «Патруля» это, забегая вперед, вышло хуже всего. Кино не показало нормальной реализации идеи. Все конфликты героя Ван Дамма показаны очень скупо и будто бы вскользь. Химия между персонажами тоже работает крайне посредственно. Как бы актер ни пыжился, с таким сценарием при всем желании хорошо не сыграть. Экшен тоже откровенно такой себе. Если в «Универсальном солдате» хотя бы боевка была поставлена круто, то «Патруль времени» ничем подобным похвастаться не может. На мой взгляд, получился достаточно посредственный псевдофантастический боевик с Ван Даммом.

21. Война будущего (2021), (63+65+(51+45)/2)/3=58.66

-3

Начиная с 2014 года, когда вышли первые «Стражи Галактики», Крис Пратт стал для меня буквально гарантом качества для качественных развлекательных проектов. Попал он только в хорошие фильмы Marvel, мне очень понравилась дилогия «Мир юрского периода», а также актер сыграл в классной фантастической мелодраме под названием «Пассажиры». Но, видимо, этот гарант все же дал сбой, выдав один из худших дорогих фильмов этого года. Потратили на производство 200 млн долларов и собрали никчемные 14 млн, причем графен очень плох, прям очень-очень плох. Компьютерные пришельцы, огонь и всё прочее нарисовано просто ужасающе плохо. А в основе сюжета у нас очередные отношения между отцом и дочкой, а также между сыном и отцом. Боевиковая составляющая потрясающе плоха, экшен ни капли не изобретательный и абсолютно не цепляет. Драма же банальна донельзя, она здесь просто есть, чтобы вызвать хоть какой-то эмоциональный отклик у зрителей, хотя у меня это скорее вызывало смех. Ну и в итоге ужасный фильм, очередной недоблокбастер 2021 года, 4 из 10.

20. Эффект бабочки (2004), (82+76+(34+30)/2)/3=63.33

-4

Думаю, многие ждали этот фильм ближе к первым местам, раз уж он считается настолько качественным и даже может похвастаться 155 местом в ТОП-250 лучших фильмов по версии «КиноПоиска». Но критики отнеслись к фильму очень сурово, затащив его под самый конец. Но мне кино нравится. Строго говоря, сюжет «Эффекта бабочки» во многом напоминает «Машину времени». Тоже умирает возлюбленная, тоже главный герой изо всех сил пытается ее вернуть, но тщетно. Но «Эффект» делает это качественно. На протяжении всего хронометража герой отчаянно пытается вернуть Келли, но каждый раз становится только хуже и хуже. И, в отличие от все той же «Машины времени», фильм наглядно показывает все терзания Эвана и буквально его моральный слом. Не стоит забывать и про отличный ход сюжета, завязанный на моральном выборе — либо не встречаться с подругой никогда, сделав ее жизнь нормальной, либо подвергнуть риску, завязав знакомство. Единственным светлым сценарным ходом в последнем «Человеке-Пауке» с Холландом для меня было решение Паркера не говорить забывшим девушке и другу о том, кем он на самом деле является. Но тогда я почувствовал острое чувство дежавю, поскольку точно видел в каком-то другом фильме. И, наконец, сейчас до меня дошло, что это «Эффект бабочки». И момент в финале, где Эван прошел мимо Келли, действительно получился качественным и отлично задал атмосферу фильму в целом. Ну и второй акт с постоянными бесполезными попытками вернуть девушку определенно выделяет этот фильм на фоне других более веселых и легких фильмов про путешествия во времени, 8 из 10.

19. Проект Адам (2022), (65+68+(68+55)/2)/3=65.16

-5

Недавно на Netflix вышел новый совместный проект Шона Леви и Райана Рейнольдса, которые сдружились на съемках «Главного героя», а в будущем вместе будут работать над триквелом о Дэдпуле. И хотя Райана Рейнольдса часто критикуют за обычные и однообразные образы в разных фильмах, но мне актер, если дублирует его Петр Гланц, нравится, а большинство увиденных фильмов с ним я считаю вполне качественными. И «Проект Адам» исключением не стал — стандартная комедия с Рейнольдсом с обыденными персонажами и шутками в целом. Во главе истории банальный пацан-изгой, у которого еще и папаня почил. Но стандартную историю и довольно-таки пресный экшен спас хороший каст и неплохой юморок. Актеры харизматичные, да и голоса Петра Гланца, Алексея Мясникова, Татьяны Шитовой и Елены Шульман определенно проделали прекрасную работу. Юмор же в целом немного не доходит до ранее упомянутого «Главного героя». Отсылки на поп-культуру радуют, юмор, связанный с перемещением во времени, тоже способен вызвать смешок, но вот сортир и заплесневелые клише ребята добавили очень зря. По части экшена же, как я говорил, всё достаточно пресно. Всё же с бюджетом в 65 млн не стоит ждать кучи графония, но парочкой интересных сцен создатели свой проект умудрились снабдить. Хотя в целом визуальное исполнение быстро выветривается из головы, а режиссура Шона Леви на порядок слабее прошлого его совместного фильма с Рейнольдсом. Но в целом «Проект Адам» мне даже понравился. Нормальная развлекательная комедия, которая станет идеальным времяпрепровождением на вечер, 7 из 10.

18. Терминатор: Восстание машин (2003), (68+63+(69+66)/2)/3=66.16

-6

«Терминатор» наряду с «Назад в будущее» является примером великолепной франшизы о перемещениях во времени. Только если историю Марти и Дока с триквелом ожидал счастливый финал, то «Терминатор» все никак не может до своего добраться и с каждой новой попыткой начинает историю с чистого листа. Поэтому в этот список я решил добавить только оригинальную трилогию, без всех этих «Генезисов» и «Темных судеб». Триквел, несмотря на достаточно теплый прием по отношению к другим продолжениям, все же лишился Джеймса Кэмерона — как сценариста, так и режиссера. «Терминатор», по сути, лишился своего главного создателя и уже казался референс-пародией, но со скрипом сохранял достоинство дилогии. Я же при всей любви к шедевральным творениям Джеймса Кэмерона не могу принять истории, которые противоречат смыслу и заложенным изначально идеям автора. «Судный день» — фильм о том, что судьбу можно поменять, а рокового апокалипсиса избежать. «Восстание машин» — фильм о том, что все твои старания тщетны, поскольку будущее все равно преподнесет тебе неприятные сюрпризы. Также уже триквел определил дальнейшее развитие франшизы, что эту серию и погубило. Кино старалось завлечь не своей историей, а своим брендом. Все идеи и интересные мысли Кэмерона были выброшены и заменены на бесконечные референсы, неуместный юморок и бессмысленный экшен. Это доказывает, например, бюджет в 200 млн долларов. Студия явно намеревалась собрать побольше денег, а помочь этому мог крышесносный бюджет. Но, хотя триквел был почти в два раза дороже сиквела, визуальная сторона у него сохранилась на удивление плохо. И дело в том, что практически все снималось при помощи зеленого экрана, а графику спустя почти 20 лет нисколько не пожалело. На мой взгляд, «Восстание машин» просто отвратительно, но еще не то самое днищенское дно франшизы, коим стал «Генезис».

17. Люди в Черном 3 (2012), (72+68+(68+58)/2)/3=67.66

-7

После холодного приема второй части в США триквел пришлось ждать очень долго — аж 10 лет. При таких мастодонтах в 2012-м вроде «Мстителей», третьего «Темного рыцаря», третьей части Бондианы с Дэниэлом Крейгом и т. д. «Люди в черном 3» обладали огромным бюджетом в 225 млн долларов. Это определенно вселяло надежду увидеть что-то качественное, поскольку такой фильм вполне мог захватить своим экшеном и юмором, который даже в не самой удачной второй части был классным. И триквел ЛвЧ решил обкатать сюжет с перемещениями во времени. С одной стороны, это в некотором смысле освежило отношения Джея и Кея, но с другой — молодой Джош Бролин не столь классно взаимодействует с Уиллом Смитом, как Томми Ли Джонс. Это лишает фильм самого главного достоинства — шедевральной первой части. Но в целом третья часть оказалась на порядок лучше сиквела и вполне сносным блокбастером. Тут есть веселый экшен, правда, графика сохранилась на удивление плохо и в большинстве моментов смотрится откровенно слабо. Здесь много остроумного юмора, который все еще уступает оригиналу, но, по крайней мере, работает. Еще 60-е неплохо разнообразили серию. Ну и нельзя забывать про хитрый ход создателей в финале, где Кей, оказывается, впервые встретил Джея, и именно тогда у них завязалась почти дружба. Технически это ленивый сценарный ход, который при первом просмотре меня даже взбесил, но в целом спустя время этот вот поворот даже кажется милым. Еще Борис Животное мне понравился, неплохой антагонист. Также мне понравился и второстепенный герой, который мог видеть будущее. И в целом третья часть мне понравилась. Она классно работает на правах франшизы — обыденное в лице юмора и персонажей запороть было буквально невозможно. Еще каких-то определенных выделить затруднительно, но 7 из 10 триквел вполне заслуживает.

16. В гости к Робинсонам (2007), (73+68+(67+61)/2)/3=68.33

-8

На поприще фильмов о путешествиях во времени, как оказалось, вышло чертовски мало мультфильмов. Может, про какой-то анимационный проект я забыл, но, облазив кучу сайтов, нашел только «В гости к Робинсонам». И вроде бы я даже смотрел этот мультфильм в детстве, когда он определенно не произвел на меня впечатления. Пересмотрев его сейчас, могу сказать, что лента не зря забылась. Из удачных моментов я могу выделить парочку забавных сцен, интересного злодея и сносный финальный твист. Мультфильм, как водится, состоит из кучи клише. Очередной гениальный ученый-невезунчик, который умен, но ему просто не везет. Конечно же, главный герой будет сиротой, на протяжении всего фильма рефлексирующий по поводу потери родной матери. С перемещением действия в будущее, где вроде бы и сеттинг интересный, и юмор старается быть разнообразным, все становится чуть лучше, но не прям-таки хорошо. Бывают какие-то отличные сцены вроде той, где нападает на дом динозавр, это было прям хорошо. Но в целом у Робинсонов довольно мало запоминающихся сцен. Кино много времени тратит на раскрытие семьи Робинсонов, но все это служит проходными бесполезными шутками. Действительно интересной и даже неожиданной получилась развязка. Как я говорил, план у злодея интересный. Пусть он по «Остино-Пауэрски» наивен, но в контексте пародийной комедии он выглядит уместным. Но в целом картине буквально нечем удивить. Кроме парочки юморных моментов и развязки, «В гости к Робинсонам» буквально не за что больше зацепиться.

15. Дежавю (2006), (78+71+(59+56)/2)/3=68.83

-9

Обычно в фильмах про путешествие во времени сюжет служит либо для комедии, либо для драмы. В комедиях, понятное дело, практически каждый поворот сюжета служит для шуток, тогда как в драме можно поиграть с нервишками зрителя. И «Дежавю» больше подходит триллер для обозначения жанра, но и драма определенно проглядывается. Но никогда я не видел, чтобы в фильмах с концепцией перемещения во времени лейтмотивом стало спасение жертвы от рук террориста. Конечно, что-то отдаленно похожее присутствовало в «Особом мнении» Спилберга, но там действия происходили в будущем, во времени никто не путешествовал. И хотя кино Тони Скотта (режиссера) точно не достигло уровня «Особого мнения», но определенно получился классический пример успешного фильма Дэнзела Вашингтона из 00-х. Чем-то напоминает «Гнев» того же Тони Скотта, только менее личный и плаксивый. Не думаю, что про «Дежавю» можно много чего еще сказать. Для бюджета в 75 млн долларов здесь достаточно приемлемый экшен, хотя его и не очень много. Дэнзел Вашингтон вполне справедливо когда-то считался одной из верхушек Голливуда, поскольку выкладывался даже не на самых драматичных ролях. Его образ профессионального копа, одержимого желанием спасти жертву теракта, действительно вышел интересным. Еще бы плюсом я бы выделил режиссуру. Пусть Тони Скотт не смог добраться до вершин своего брата, но свой интересный стиль у него определенно есть. В целом получился классный триллер с Вашингтоном из середины 00-ых, 7 из 10.

14. Зловещие мертвецы 3: Армия тьмы (1992), (76+74+(73+59)/2)/3=72.0

-10

В Голливуде привыкли доить любую мало-мальски приносящую деньги франшизу до последнего. Взять тот же триквел про Паука с Магуайром, где прежде всего думали о прибыли, из-за чего о качестве задумывались в последнюю очередь. Но в 20 веке у Рейми была трилогия, которая не только не разжилась сотнями продолжений, но и не скатилась. Триквел вообще в России ценится больше всего, только лишь критики были не особо довольны, благодаря чему и утянули проект значительно ниже. Я же к трилогии отношусь плюс-минус одинаково. По сути, каждая новая часть рассказывала практически идентичную историю, где с каждым новым сиквелом просто увеличивали масштаб. И «Армия тьмы» переносит главного героя в средневековье, где вместе с рыцарями он сражается теперь уже с, сюрприз, армией, тогда как ранее более нескольких мертвецов не появлялось. И триквел стал для меня таким своеобразным блокбастером. Здесь достаточно много экшена, а также картина наполнена иронией и шутками в диалогах. Кино не воспринимает себя серьезно практически в каждой сцене, а Эш испытывает чувство тревоги или воспринимает противника как угрозу в таком комедийном ключе. Ну и получилось вполне весело. Что ни говори, но Брюс Кэмпбелл своей харизмой и мимикой действительно тащит, довольно хорошо разыгрывая комедию одним выражением лица. Если учесть, что первый фильм был малобюджетным ужастиком категории Б, то прогресс действительно виднеется. Уровень режиссуры улучшился. Ну и, естественно, размах заметен. Тот же грим и костюмы в условиях времен средневековья очень даже хорошо сохранились. Мне кино понравилось, ну и в рамках фильмов про зомби выглядит одним из лучших, 7 из 10.

13. Довод (2020), (75+74+(69+69)/2)/3=72.66

-11

«Довод» должен был стать возрождением для кинопроката, но в итоге сборы картины оказались неудовлетворительными, а мнение многих зрителей и критиков разделилось. Многие отмечали, что предыдущие «Начало», «Темный рыцарь» и «Интерстеллар» сыграли с Ноланом злую шутку, что справедливо. Эти три фильма называли лучшими представителями блокбастеров за все время, поскольку Кристофер умел делать не только отличный экшен, но и соответствующую историю. Картины были интересными, поучительными и вполне справедливо пользовались успехом у зрителей. В «Доводе» Крис вновь ухватился за концепт времени, как это он проделывал неоднократно практически в каждом своем фильме. Но главной особенностью Нолана является то, что он превосходно справляется с эмоциональной вовлеченностью зрителей. Во всех его работах были важны многие детали, но персонажам всегда умудряешься сопереживать или ассоциировать с собой. Также Нолан любит бондиану и довольно часто в своих фильмах старается подражать сценам из своей любимой франшизы. Протагониста этой истории вполне можно назвать Джеймсом Бондом из 60-х или 70-х (разве что влюблен в свою работу). Это профессиональный агент, который не удивляется (по крайней мере, не показывает это лицом) ничему, но отправляет различные колкости в адрес злодея. Но Джеймс Бонд всегда был обаятельным шпионом, планомерно раскрывавшимся по ходу повествования. Герой Вашингтона не ведет себя столь аристократично или что-то в таком роде. А вторым прототипом для протагониста стал герой Клинта Иствуда (который тоже не имеет имени) из долларовой трилогии Серджио Леоне. Там герой Иствуда тоже не особо эмоционален, да и по поведению от Вашингтона мало чем отличается. Но в фильмах Леоне почему-то всё работало, а в «Доводе» многие отметили, что эмоциональной привязанности к героям нет. Я видел долларовую трилогию, и там Леоне старался максимально сблизить зрителя со второстепенным персонажем. Подобное можно встретить и в фильме Нолана — ветка Кэт с ее сыном. И хотя меня эта линия убедила, но, судя по всему, солидарных со мной немного. И хотя соглашусь, с драматургией у картины далеко не всё хорошо, но мне кино понравилось просто из-за идеи. В «Бессмертной гвардии» я отмечал, что мне очень понравилась идея, но реализацию там запороли. В «Доводе» же всё просто идеально. При первом просмотре картина пусть и кажется сложной, но со временем начинаешь вникать в повествование. Экшен получился очень нестандартным и эффектным. Музыка просто восхитительна, а «The Plan» Трэвиса Скотта до сих пор переслушиваю. Злодей получился на удивление интересным, а его план вполне логичным. И в целом на фоне других картин Нолана «Довод» явно не смотрится претендентом на самые высокие места, но на фоне однотипных и убогих блокбастеров последних лет фильм Криса действительно смотрится очень хорошо, я бы поставил 9 из 10.

12. Патруль времени (2014), (69+74+(84+69)/2)/3=73.16

-12

Среди всех представленных в списке фильмов «Патруль времени» 2014 определенно стал самым нетипичным по части подачи истории и персонажей. Название «Патруль времени» четко разъясняет, что в фильме так или иначе будут представлены перемещения во времени. Но в оригинале лента названа «Predestination» («Предопределение»). И где-то первые полчаса я не мог понять, причем здесь вообще какой-то патруль? Стандартная завязка о не о такой, как все, приправленная рассказом в баре собственно бармену. Если бы я не знал названия, то посчитал бы достаточно обычной драмой без изысков. Но когда в сюжет наконец вводят злосчастный патруль, то картина даже кажется предсказуемой. Твист с тем, кто украдет ребенка, был ну очень предсказуемым. Хотя поворот с парнем даже чуток удивил. Но действительно классно создатели обыграли роль Итана Хоука. От финального твиста реально отвисла челюсть, это уже неплохо. Ну а первая часть с рассказом о своей жизни главной героини пусть и достаточно стандартная, но мне тоже понравилась. Сара Снук — весьма милый персонаж, который при всей своей «избранности» вызывает сопереживание. «Патруль времени» — это, скорее, драма, где сюжетная линия с собственно патрулем времени добавлена для более закрученного сценария и крышесносящих (ну почти) твистов. Но радует, что создатели не переборщили со своим гением, в итоге показав весьма качественное кино, 7 из 10.

11. Назад в будущее 2 (1989), (83+79+(64+57)/2)/3=74.16

-13

Удивительно быстро показался первый представитель шедевральной трилогии Роберта Земекиса. Как это ни странно звучит, но на Западе бесспорным шедевром считается только первая часть, а сиквелы — таким необязательным, но терпимым дополнением. Вообще, лично я всегда хорошо относился ко всей трилогии, хотя никогда особо не превозносил ее. Для меня место любимого фильма в карьере Земекиса занято другим фильмом. Но если брать в расчет только трилогию, то «Назад в будущее 2» всегда нравилось мне меньше всего. Сначала начну с плюсов. Во-первых, я просто обожаю сегмент, где Марти и Док развлекаются в будущем. Роберт Земекис и Боб Гейл просто великолепно сотворили обстановку будущего в комедийном ключе. Великолепно было всё: от странной одежды до трейлера всех 19 частей «Челюстей». Особенно неподражаем был ховерборд. Во-вторых, это великолепные персонажи. Как ни крути, но Майкл Джей Фокс и Кристофер Ллойд сделали половину успеха всех трех фильмов. Играет парочка неподражаемо, а в купе с интересным и многогранным сценарием получается прям шедеврально. В-третьих, крутая концепция, совмещающая в себе юмор сразу на нескольких уровнях, социальную драму, приключенческо-развлекательный блокбастер, смысловую нагрузку и перемещения во времени. Для меня явилось шоком, что вторая часть углубилась в конфликт и идею, заложенными еще оригиналом. Но были и минусы. «Назад в будущее 2», на мой взгляд, слишком углубилась в драму и пыталась играть со зрителем, как это делал 5-й эпизод «Звездных войн» — история стала в разы мрачнее, что, собственно, мне и не понравилось больше всего. Я не считаю, что переход от чистой комедии до комедии с неплохим налетом драмы для этой франшизы не совсем уместен. Еще история в целом стала делать слишком много референсов к истории из оригинала. Строго говоря, нам представили точно такой же фильм, который отличается только временем. Но в целом вторую часть есть за что любить. Будем честными, это далеко не тот сиквел, где была плохая история или просто фильм ради кассы. Для меня «Назад в будущее 2» все еще остается худшим в трилогии, но определенно не плохим фильмом в целом, 8 из 10.

10. Назад в будущее 3 (1990), (82+75+(80+55)/2)/3=74.83

-14

Недалеко от сиквела ушел и триквел, который, буду честным, является моим самым любимым из трех. По сути, не вдаваясь в детали и конкретику, Земекис и Гейл в третий раз продали нам один и тот же фильм, где референсов было уже не так много, как во второй части, но немало. Для меня отличным новшеством стал переход жанра. Все три фильма являются комедиями, но первые два, если не брать в расчет перемещения во времени, утрированно говоря, являются комедиями в ничем непримечательном сеттинге обычного города, дома, школы и пр. Триквел же добавил к комедии вестерн, что не только стало свежим ходом, но и буквально купило мою любовь к проекту. Я много раз отмечал, что очень люблю вестерны. И «Назад в будущее» как серия фильмов, которая любит не только качественные шутки, но и годный стеб над поп-культурой, превосходно обыграло клише всех вестернов. Местами мне было прямо очень весело. Мне очень понравилась часть, где Марти и Док пытались захватить поезд для перемещения в свое время. Еще кино наконец-то добавило Доку любовный интерес, что привело к разрывной сцене в баре (и не одной). Хотя драмы и мрачности в триквеле заметно поубавилось, что воодушевляет. Ну и Марти в этом фильме получил развитие, собрав весь накопленный за трилогию опыт, это не может не радовать. Ну а еще это завершение культовой франшизы. Когда серия фильмов уходит на пике, а авторы в дальнейшем не планируют продолжать, делая убогие сиквелы, это начинает попахивать сентиментальностью. Прощание с главными героями вышло таким милым и трогательным, что не стыдно только за это добавить дополнительный балл. «Назад в будущее 3» действительно прекрасный образец грамотного продолжения, на мой взгляд, оригинал все-таки превосходящего.

9. Петля времени (2012), (70+74+(93+84)/2)/3=77.5

-15

Как нам говорит российская локализация, это фильм о путешествиях во времени. Кино такого рода выходит нечасто, а еще реже удается. Сценаристом и режиссером выступил Райан Джонсон, который снял весьма спорный 8-й эпизод «Звездных войн», а в 2019-м выстрелил с прекрасным детективом «Достать ножи». Критикам как-то очень уж сильно понравилось, рейтинги с их сайтов слегка уступают первой части «Назад в будущее». Зрители оценили фильм более сдержанно, но лично мне кино не понравилось. Когда говоришь о фильмах, связанных с перемещением во времени, то в первую очередь в голову приходит мысль о том, как сценарий все это обоснует. Дилогии «Терминатор» и третьему «Гарри Поттеру» это удалось, но «Петля времени» работает на топливе от сюжетной дыры. Фильм нелогичный, когда начинаешь задумываться даже о мелких косяках, то буквально весь разваливается. Еще он чертовски скучный. Удивительно много времени было уделено тому, как Джозеф Гордон-Левитт без дела слоняется по ферме Эмили Блант. Еще мы как бы привыкли видеть героев в исполнении Брюса Уиллиса положительными. В этом фильме герой детства многих, включая меня, убивает детей. Да, сценарий подобный поступок объясняет, даже делает это неплохо, но все это как-то... неправильно, что ли. Если честно, мне понравилась только режиссура. Задумка в целом слабая. Даже весь замес с постройкой машины времени кажется откровенно глупым. И еще классным казалось то, как гримеры развлекались с лицом Гордона-Левитта, чтобы сделать его похожим на молодую версию Брюса Уиллиса. В целом фильм, опять-таки, неплох, но оценил бы я его не выше 6 баллов из 10.

8. 12 обезьян (1995), (78+80+(88+74)/2)/3=79.66

-16

Одной из многочисленных жемчужин в карьере Брюса Уиллиса являются и «12 обезьян». Среди фильмов про, условно говоря, путешествия во времени он является одним из эталонных. Лично мне история пришлась по вкусу, но в целом оказалась вторичной. Уж не знаю, замечал ли это кто-нибудь еще, но я, как фанат дилогии «Терминатор» Джеймса Кэмерона, заметил некоторые параллели. Из угробленного людьми будущего при помощи машины времени в прошлое перемещается мужской персонаж в исполнении культового актера. Какое-то время он адаптируется в новом мире, после чего находит девушку, непосредственно повлиявшую на него в том самом будущем. Вместе они пытаются разрулить ситуацию, им, естественно, никто не верит, но у героев (спойлеры к финалу) всё получается, а самоотверженный мужик погибает. Да, в конкретных моментах фильмы не сходятся: в прошлое не прибывал Терминатор; Кэйли не рожала командующего сопротивления; акцент сместили в пользу Брюса Уиллиса, а не Мэделин Стоу; также в «Терминаторе» не было аналога героя Брэда Питта. Но всё же основа у обоих фильмов схожая, что сделало «12 обезьян» в моих глазах чуть более предсказуемыми, хотя это никак особо не повлияло на восприятие. Помимо поднадоевшего сюжета про путешествие в прошлое, картина берет атмосферой, актерами и действительно местами неожиданными поворотами. Брюс Уиллис прямо-таки выложился во всю. Одна из самых сильных и интересных ролей актера за всю карьеру. Еще Брэд Питт сыграл не самого интересного персонажа, но зато отыгрыш актера с этими невероятно безумными глазами того стоил. В целом получился занятный фильм про очередное спасение будущего в прошлом. Не всё было чудесно, в сравнении «Терминатор» однозначно лучше, но и «12 обезьян» вполне достойны за смелые и неожиданные идеи. 8 из 10.все получается, а самоотверженный мужик погибает. Да, в конкретных моментах фильмы не сходятся: в прошлое не прибывал Терминатор; Кэйли не рожала командующего сопротивления; акцент сместили в пользу Брюса Уиллиса, а не Мэделин Стоу; также в "Терминаторе" не была аналога героя Брэда Питта. Но все же основа у обоих фильм схожая, что сделало "12 обезьян" в моих глазах чуть более предсказуемыми, хотя, это никак особо не повлияло на восприятие. Помимо поднадоевшего сюжета про путешествие в прошлое, картина берет атмосферой, актерами и действительно местами неожиданными поворотами. Брюс Уиллис прямо-таки выложился во всю. Одна из самых сильных и интересных ролей актера за всю карьеру. Еще Брэд Питт сыграл не самого интересного персонажа, но зато отыгрыш актера с этими невероятно безумными глазами того стоил. В целом получился занятный фильм про очередное спасение будущего в прошлом. Не все было чудесно, в сравнении "Терминатор" однозначно лучше, но и "12 обезьян" вполне достойны за смелые и неожиданные идеи 8 из 10.

7. Люди-Х: Дни минувшего будущего (2014), (77+80+(90+75)/2)/3=79.83

-17

Спустя продолжительное время просто качественные, необычные проекты любят восхвалять гораздо сильнее, чем это было в год выхода. Технически именно «Люди Икс» положили начало фильмам по комиксам, но, если взглянуть на их оценки на западных ресурсах, то лучшими они не станут. Но тем не менее все обожают каст, а нет иного Росомахи, кроме Хью Джекмана, нет иного Магнето и Профессора Икс (в старой версии), кроме Иэна Маккеллена и Патрика Стюарта (недаром последнего пригласили в роли камео в сиквеле «Доктора Стрэнджа», а Хью Джекмана всерьез рассматривают повторить образ главного героя карьеры в КВМ). Но в 2011-м, как помните, случился «Первый класс», который чисто технически стал перезапуском серии. И со стороны оценок перезапуском очень удачным. Но к сиквелу Мэттью Вона заменил Брайан Сингер, который и снимал первые две части 2000-го и 2006-го года соответственно. «Дни минувшего будущего» стали своеобразным кроссовером на манер «Мстителей», где сошлись воедино не несколько отдельных персонажей, а старая и новая гвардия, связующим звеном между которыми и стал Логан. И что ни скажи, но кроссовер вышел грамотным. «Мстители» 2012-го были классными, но только на правах красочного дорогущего экшен-блокбастера с крутыми героями и хорошим юмором. «Иксы» 2014-го не старались удивить экшеном, которого при бюджете в 200 млн. не очень-то и много. Кино старалось завлечь сценарием. И хотя случались ляпы и несостыковки с другими частями, но касательно именно драмы между персонажами и диалогами в целом «Дни минувшего будущего» действительно кажутся вершиной франшизы. В оригинальной трилогии, как я уже много раз говорил, я больше всего люблю отношения Чарльза и Эрика. Заклятые друзья, которые уважают друг друга, но из-за разных взглядов на положение мутантов играют по разные стороны баррикад. «Первый класс» в очередной раз доказал, что даже при отсутствии Росомахи франшиза может завлечь отношениями этой парочки, которую еще и сыграли Джеймс Макэвой и Майкл Фассбендер. Сцена в самолете из этого фильма с выяснением отношений стала одной из самых сильных, поскольку здесь все решал качественный сценарий и прекрасная актерская игра. Еще мне очень понравилась финальная разборка. Подавляющее большинство блокбастеров, чтобы оправдать свое название, в конце вставляли гигантскую эпик-драку — неважно, к месту или не к месту. И этот фильм стал одним из немногих, где во главе угла стояли отношения персонажей. Финал случился не потому, что хороший надрал плохому задницу, а потому, что антигерой с неоднозначным характером сделал свой выбор. «Дни минувшего будущего» — это прежде всего идеологическое противостояние, где акцент делается на качественном сценарии, игре актеров и драме. Экшен и фансервис — это все существует только для галочки и проходит, по сути, фоном. Я никогда не считал этот фильм блокбастером. Экшен есть, но он опять же для галочки, а также совершенно не чувствуется размашистым, как в тех же «Мстителях», что правильно. Не скажу, что «Иксы» 2014-го стали для меня откровением или великолепием, но это определенно качественный проект и пиковая точка франшизы, которую перепрыгнуть не удалось, 7 из 10.

6. Звездный путь (2009), (78+79+(94+82)/2)/3=81.66

Добавьте описание
Добавьте описание

После сокрушительного кассового провала «Звездного пути: Возмездие» (2002) франшиза окончательно пропала с больших экранов, хоть какое-то движение происходило на ТВ. Но рано или поздно к франшизе, имеющей миллионы фанатов, полнометражный фильм был просто обязан выйти. И в этот раз серию ожидала полная перезагрузка. Сменились все ведущие актеры, к тому же блуждающие по просторам галактики только в кино, на сериальном поприще до этого дело не дошло. Ну и я уже очень много сказал про персонажей, историю и т. п. в рецензиях на предыдущие части, так что сейчас хотел бы обсудить каст. Насколько же Крис Пайн классно смотрится в роли Джеймса Кирка, это просто невероятно. Закари Куинто же, по-моему, даже более убедителен, чем Леонард Нимой. А Саймон Пегг, Карл Урбан, Зои Салдана и пр. члены экипажа создали чудесные и харизматичные образы, дополняющие главный дуэт. Ну и насколько же потрясающий у этого фильма русский дубляж. Александр Коврижных за Пайна — попадание в 10. Петра Гланца так вообще очень трудно узнать в роли Спока. И еще мне очень запомнился Юрий Деркач в озвучке главного злодея. Но вот сам главный злодей откровенно такой себе. У него очень вялое наполнение, достаточно скучный характер и попросту банальная мотивация. Да, злодей получился очень харизматичным и сначала даже был очень угрожающим, но в целом скорее ничего не сделал. Ну и путешествия во времени. Оригинальный сериал и некоторые полные метры вселенной тоже путешествовали во времени, но «Звездный путь» Абрамса определенно не выиграл от этого. Как я понял, многие сильно жаловались на путешествия во времени, что наполнили картину сюжетными дырами и допущениями. Больше всего от этого и пострадал злодей, чей образ как раз начал рассыпаться в тот момент, когда нам объяснили всю подоплеку сюжета. Но всё хотелось бы поговорить и про главное достоинство картины — персонажей. Абрамс со сценаристами очень складно обновил образы героев, добавил им конфликтов, шуток, сделал их харизматичнее и интереснее. Если первые две франшизы «Звездного пути» скорее про приключения закадычных друзей, то новая — скорее о людях, которые только учатся взаимодействовать вместе, что позже перерастет в прекрасную дружбу, несмотря на разные взгляды. И сиквел, где всем героям сопереживаешь, это доказал. Да и триквел, где сценарий просто нормальный, доказал, что так просто эти образы не испортишь. Лично мне и первый «Звездный путь» тоже очень понравился. Он в чем-то лучше, в чем-то хуже «Возмездия», так что обе картины скорее зашли одинаково хорошо.

5. Гарри Поттер и Узник Азкабана (2004), (82+79+(90+82)/2)/3=82.33

-19

Среди всех частей «Гарри Поттера» многие называют своей любимой либо «Философский камень», либо «Узника Азкабана». Триквел, как известно, стал первым фильмом франшизы, где сменился режиссер. Крис Коламбус (поставивший первые две части) собаку съел на атмосферных фильмах с главным героем-подростком, но эти фильмы сохраняли, так сказать, более детский настрой и, не отрицая их достоинств, в рамках рейтинга PG не осмеливались сделать что-то радикальное и перейти к мрачности. «Узник Азкабана» стал тем фильмом, когда персонажи повзрослели, а история приобрела более мрачный окрас и тоже стала заметно взрослее. И Альфонсо Куарон стал идеальной заменой Коламбусу, на мой взгляд, сделав историю и составляющие части фильма попросту лучше. В «Поттериане» у каждого фильма в режиссерском кресле был востребованный и талантливый постановщик. Если сравнивать все фильмы исключительно по части режиссуры и визуала, то третья часть без претендентов стала бы первой. Стиль Коламбуса мне определенно нравится, но касательно визуала будем честными, дилогия слегка устарела, особенно дело касается графики. Но к картине Куарона не подкопаешься. Визуал не только стал мрачнее, но и гораздо реалистичнее. Еще мне очень понравилась операторская работа. Куарон — один из немногих постановщиков, кто пытается играть с камерой и делает минимальное количество склеек. Только за стиль Куарона лично для меня фильм уже стал одним из любимых в «Поттериане», поскольку история у всей восьмерки была плюс-минус одного качества. Еще одним чудесным нововведением стали Люпин и Сириус. Первый стал одним из самых лучших персонажей франшизы, который был потрясающе сыгран и прописан, а второй ну просто великолепен в исполнении Гарри Олдмана и с голосом Бориса Токарева. Еще в фильме классно обыграны путешествия во времени. Соблюдение причинно-следственных связей свело количество сюжетных дыр к минимуму, чем не могут похвастаться фильмы в таком ключе. Ну и в этом фильме в кадре нет как такового Волан-де-Морта. Как бы ни была франшиза, но, на мой взгляд, именно главный антагонист с банальным планом и скучнейшей мотивацией является слабейшим звеном. Здесь его всё еще все боятся, но он не выступает главным злом конкретно этой истории. Заместо этого в серию попала мощная интрига, которая тогда была в новинку, а также концентрирование на драме Гарри по максимуму. Для меня все же любимой частью является четвертая, но «Узник Азкабана» бы занял почетное 2-е место, 9 из 10.

4. Мстители: Финал (2019), (78+84+(94+78)/2)/3=82.66

-20

«Мстители: Финал» был одним из самых ожидаемых фильмов десятилетия, который побил множество рекордов и, по оценкам, стал одним из лучших фильмов киновселенной. Предыдущая «Война бесконечности» произвела на меня небывалое впечатление и стала самым лучшим фильмом в линейке. И от финальной главы я ожидал чего-то такого же. Но, в конечном счете, «Финал» стал для меня еще одним разочарованием в 2019 году. И самым худшим моментом для меня был слив просто всего, что можно слить. «Война бесконечности» по максимуму отличалась от стерильного Marvel. Здесь были отличные герои, прекрасный злодей, потрясающий экшен и сильнейшая концовка. «Финал» же, поскольку обязан был привести героев к хэппи-энду, похоже, решил пройти простым путем и не пытаться идти в риски. Это способствовало тому, что одного из лучших злодеев по комиксам слили, сделав типичным тупорогим клишированным злом без своей философии. В минусы я бы определенно добавил и возможность путешествия во времени с открытием мультивселенной. Это напрочь уничтожило весь драматизм, а также сделало все жертвы героев бессмысленными. Конечно, сценарий поступить так не позволит, но героям ничего не мешает понатаскать мертвых Мстителей из других реальностей. И написаны эти путешествия очень халтурно. Фильм идет по обкатанным клише. Вся миссия Мстителей сводится до банального поиска Камней в локациях из прошлых фильмов. И, несмотря на 3-часовой хронометраж, большинство героев уходят далеко на третий план, а некоторых из них делают просто тупорылыми клоунами. Потенциально Тор мог стать самым многогранным персонажем «Финала», поскольку из-за действий Таноса потерял абсолютно всё и морально пал. И его поведение в четвертой части, с одной стороны, можно понять, его сломали, но подобный образ толстого пьянчуги сделал Тора самым никчемным и жалким. И, может быть, не так эффектно, но подобный спад показало подавляющее большинство этих супергероев. Единственной ложкой меда стал Роберт Дауни и, собственно, Тони Старк. Только его сюжетная линия была по-настоящему трогательной, имела смысл, а также продолжила персонажа развивать. Хотя Железному человеку за столько лет было уделено уже предостаточно времени, но парадокс, именно его герой остался тем, кому можно сопереживать, кто продолжает морально расти над собой. И пусть даже его уход получился смазанным, но в целом Тони был единственным, кто вытащил хотя бы часть всего этого. Но картина по большей части не может удовлетворить не только по части сценария, но и по части экшена. Несмотря на космический бюджет в 356 млн долларов, экшена оказалось слишком мало и он слишком вторичен. Финальная разборка с Таносом оказалась просто пшиком по сравнению с теми эмоциями, которые подарила «Война бесконечности». Экшен не только не поражает воображение, но кажется пресным, безвкусным и абсолютно неинтересным. Из плюсов и выделить особо нечего. Мне понравилась только арка Старка, а также первые минут 30. Вот эти полчаса были депрессивными и классно передавали атмосферу безысходности, даже без тупорогих шуток обошлось. Если честно, я бы посмотрел только этот фрагмент и выключить, потому что дальше меня ожидало сплошное разочарование. Вряд ли это худший фильм Marvel, но определенно спорный и абсолютно не вывезший вес ожиданий. Это не очень плохо, особенно на фоне «Истории игрушек 4», но и не то чтобы хорошо. Лично я, будь создателем этих фильмов, закончил бы на третьих Мстителях с победой Таноса.

3. Терминатор (1984), (80+81+(100+84)/2)/3=84.33

Добавьте описание
Добавьте описание

Полноценный дебют Джеймса Кэмерона, ставший по итогу культовым, просто не мог не попасть ближе к вершине списка. Не секрет, что я очень посредственно отношусь к сиквелам без Кэмерона в кресле постановщика, но произошло это только потому, что первые две части просто великолепны. Превосходно всё: от сюжета и актеров до режиссуры и атмосферы. При небольшом бюджете в 6,5 млн долларов Джеймс Кэмерон смог создать фильм, который убедительно показывал все аспекты истории реалистично. Джеймс — просто гений спецэффектов. Он сумел показать реалистичным (кроме одной-двух сцен) все сцены с Терминатором, правдоподобно показать мир ужасающего прошлого. Но еще круче работа Кэмерона со сценарием. При относительно не самой гениальной концепции о мрачном будущем, которое можно изменить, если отправиться в прошлое (с высоты 21 века, разумеется), Джеймс сумел снабдить историю массой запоминающихся моментов. Причем сам сценарий даст прикурить огромному количеству современных действий. Режиссер и сценарист умело играется с ожиданиями, верно настраивает события, делая каждую новую сцену с атакой Т-800 более масштабной и интригующей. Ну а диалоги между Кайлом и Сарой прописаны невероятно кропотливо. Нет ни одной лишней сцены или строчки в диалоге. Но еще лучше сработал Кэмерон-режиссер. Несмотря на то, что первый «Терминатор» стал настоящим дебютом для постановщика, режиссура просто невероятно хороша. Кэмерону при помощи камеры, монтажа, цветокора и визуала удалось грамотно обозначить происходящие события. Т-800 — бескомпромиссная машина для убийств, от которой у главных героев нет шансов спастись. «Терминатор» становится прекраснейшим остросюжетным триллером с налетом безысходности, что для меня стало главным плюсом. По-моему, первый «Терминатор» — шедевр на все времена, 9 из 10.

2. Терминатор 2: Судный день (1991), (83+86+(93+75)/2)/3=84.33*

-22

Несмотря на и без того высокую планку, которую задрала первая часть, нельзя не согласиться с тем, что сиквел стал если не лучше по всем фронтам, то уж точно является таким сиквелом, который стал достойным преемником оригинала. И для меня «Судный день» не только пример идеально сиквела, для меня это самый любимый фильм в целом. Я обожаю здесь каждый кадр и готов пересматривать его сотни раз. И этот фильм уже, получается, в четвертый раз доказал, что Джеймс Кэмерон — гений. «Чужие» уже доказали, что режиссер умеет ставить качественные продолжения и без того качественных оригиналов, но второй «Терминатор» стал квинтэссенцией мастерства постановщика. Умудриться создать бесспорный шедевр по всем фронтам из весьма неизвестного скромного фильма из середины 80-х (все-таки первый «Терминатор» стал действительно популярным после выхода второго) — тут нужен талант. И умалять достоинства Кэмерона как сценариста нет никакой возможности. Джеймс идеально повторил сюжет и концепцию оригинала, при этом сбив все это более масштабной историей. Огромным образом этому способствовал и рекордный для кинематографа того времени бюджет в 102 млн долларов. Благодаря такому размаху Кэмерон не только сумел произвести революцию в области компьютерной графики, но и сумел создать восхитительный натуралистичный экшен, который смотрится в разы лучше и эффектнее ну просто всех фильмов. Еще одним блестящим ходом стала смена злодея и героя. Пусть именно Шварца прежде всего все считают тем самым Терминатором, но в «Судном дне» он стал положительным персонажем, что способствовало появлению кучи потрясающих драматических и боевиковых сцен. Ну и Т-1000, который стал потрясающим антагонистом для блокбастеров в целом, который до сих пор умеет нагнать саспенса и угрозы. Если честно, не знаю, каким еще образом можно сказать, что «Терминатор 2: Судный день» — один из лучших фильмов всех времен, 10 из 10.

1. Назад в будущее (1985), (86+86+(96+87)/2)/3=87.83

-23

Ну а 1-е место по итогу предсказуемо занимает еще один шедевр, на этот раз за авторством Роберта Земекиса. Как бы на Западе прескверно не относились к карьере режиссера, что критики, что зрители, но явно никто не будет отрицать, что «Назад в будущее» справедливо заняло место победителя. Ну и, так как я достаточно много упомянул плюсов о трилогии в целом, то про первую часть и сказать особо нечего. Персонажи, юмор, задумка, режиссура, сценарий и т. д. и сделали «Назад в будущее» шедевром. И приятно, что Роберт Земекис и Боб Гейл противятся опорочить культовую трилогию, всячески препятствуя выходу продолжения или, прости господи, ремейка. Хотя в последнее в Голливуде часто стали рассматривать возможность о потенциальном расширении франшизы. Я же, как, думаю, и те, кто любит творение Гейла и Земекиса, тоже против сиквела или ремейка. Вообще, трилогия — это идеальная франшиза о путешествиях во времени. Оригинал рассказывает о настоящем (да, тут немного притянуто), сиквел о будущем, а триквел — о прошлом. Идеальные три части, которые рассказывают о разных временных промежутках, идеально друг друга дополняя, делая историю цельной, а также добавляя более-менее всем титульным персонажам свою сюжетную арку.

Подводя итог, можно сказать, что в целом Голливуд вполне неплохо использовал сюжет перемещения во времени. Великолепная трилогия «Назад в будущее», «Звездный путь», дилогия про Терминатора, третий «Гарри Поттер» — просто блестящие вещи. Из откровенных неудач можно выделить только парочку картин в самом низу. Следующее От худшего к лучшему будет по фильмам франшизы «Рокки».