Рассуждая о том, в каком же сооружении должно проходить богослужение, где человек может обрести веру и найти покой, на ум среднестатистическому жителю России наверняка придёт образ церкви или храма, либо образ мечети или большого собора. Однако японцы, будучи в своем большинстве синтоистами, нашли покой и умиротворение в больших сооружениях, выглядящих, как простые ворота, состоящие из двух столбов и перекладины между ними. И данные ворота отнюдь не всегда открывают комплекс зданий – порой бывает, что они оказываются посреди оживленной улицы или вообще посреди водоёма.
Многие, описывая данные архитектурно-религиозные творения, обращают внимание на самое известное из них – тории. Однако, разновидностей таких ворот (по-японски «мон») довольно много. Если кто-то подумал, что это своего рода адаптация европейских триумфальных арок, то это совсем не так.
Мон (яп. 門, букв. «ворота») – означают сами ворота, а также виды ворот буддийских храмов, синтоистских святынь и замков в традиционном стиле. Мон – это рубеж между мирским и священным.
Ворота могут подразделяться по различным признакам:
- по местонахождению в архитектуре храмового комплекса, например: Тюмон (яп. 中門, «Промежуточные ворота»), Омотэмон (яп. 表門, «Передние ворота») или Карамотэмон (яп. 搦手門, Задние ворота).
- по имени божества, которому они посвящены, например, в случае с божеством Нио (в переводе «Врата Нио»), ворота, в которых две статуи гневных хранителей Будды Конго рикиси (Нио) расположены во внешних проёмах.
Здесь аудиогид рассказывает историю Каминаримон «Ворота Ветра и Грома»
- по их форме, как Нидзюмон (яп. 二重門, букв. «Двухъярусные ворота») и Ромон[en] (яп. 楼門 (букв. «Ворота башни»).
- по их функциям, как Санмон, который является наиболее важными воротами в храмовых комплексах дзен или дзёдо. Хонган-дзи (яп. 本願寺, «Храм великого обета Будды») — общее название храмов буддийской школы Дзёдо-синсю.
Не бывает иначе, и ворота в священный мир тоже имеют свою легенду… Звучит она примерно так:
«Однажды богиня-солнце Аматэрасу рассердилась на своего брата бога грома Сусаноо за то, что тот по необузданности нрава разорил её рисовые поля, спряталась в пещере и завалила вход в неё огромным валуном. Весь мир тотчас погрузился во тьму. Перепуганные люди не знали что делать, ведь все они были обречены на гибель, если солнце не вернется озарять землю. Тогда по совету одного мудреца они возвели огромный птичий насест, на который посадили всех своих петухов. Когда птицы начали кукарекать, поднялся невообразимый шум. Аматэрасу, заинтригованная шумом снаружи, чуть отодвинула камень у входа в пещеру, чтобы посмотреть, что происходит. Напротив входа поставили зеркало, и когда Аматерасу увидела свое отражение, мир снова озарился светом».
Известный представитель данной легенды – ворота Тории.
Тории (torii) - это ворота, ведущие внутрь синтоистского храма, иногда несколько ворот образуют аллею. Тории представляют собой два слегка наклонных вертикальных столба и несколько горизонтальных балок, число которых имеет символический смысл. По одной из версий тории изображают насест петуха.
Первоначально по своей конструкции тории были очень просты. Они состояли из необработанных деревянных стоек и двух горизонтальных перекладин определенных пропорций. Позднее столбы и перекладины стали обрабатывать, но оставляли неокрашенными. Затем, под влиянием китайского стиля, балки начали красить, обычно в красный цвет. В древней Японии тории использовались как обычные ворота, но с течением времени они стали атрибутом лишь синтоистских храмов, императорского мавзолея и некоторых кладбищ. Относительно редко тории устанавливаются над оживленной дорогой. Иногда можно обнаружить тории у дерева, вблизи скалы или родника.
Есть несколько версий, откуда произошли Тории. Первая из них гласит, что они произошли от индийских ритуальных ворот торана. Вместе с буддизмом данная конструкция видоизменяясь распространяясь по Азии и попала в страну восходящего солнца через Китай или Корею, подобные ворота присутствуют и в этих странах. Другая, вторая теория гласит, что Тории появились уже в самой Японии, ведь раньше не было храмов, а только ритуальные площадки, по углам которых ставили столбы и протягивали между ними верёвку, после стали ставить 2 столба на входе для жреца и тоже протягивали между ними верёвку, после верёвку сменили деревянные перекладины и так появились Тории. Так же присутствует предположение, что Тории — это каркас домов.
Впрочем, если говорить о воротах «тории», то их можно найти не только на территории современной Японии.
Южной частью острова Сахалин после Русско-Японской войны 1905 года завладели японцы. На протяжении 40 лет они строили города, развивали промышленность юга острова. После освобождения Сахалина в 1945 году советскими войсками, остров вновь вернулся в лоно нашей страны. В советские годы Сахалин интенсивно развивался, поэтому следы японского присутствия стали практически незаметны. В наше время сохранилось не так много объектов исторического прошлого островного региона, но внимательный путешественник обязательно их найдет.
В этих необычно простых, но вместе с тем величественных сооружениях, символизирующих переход в мир духовного – спрятано так много традиций и спокойствия, что зачастую, разглядывая простые ворота, не ищешь поблизости храмовый комплекс, увенчанный куполами, апсидами и прочими атрибутами, казалось бы, привычного священного места.
Вместе с тем, как и во всём мире, тории и по сей день символизируют даже для современных японцев место не только традиционно-туристическое, но и пространство, где умиротворение находит скорбящий.