В ночь перед высадкой союзных войск в Нормандии обеспокоенный Франклин Рузвельт спросил у своей жены Элеоноры о её мыслях о неопределенности предстоящих событий.
“Когда тебе почти 60 лет - глупо беспокоится о неопределенности,” - ответила она.
И она права. Но именно это с нами происходит.
Примечание. Я продолжаю переводить Моргана Хаузела. Морган - один из лучших авторов, пишущих на тему финансовой грамотности. Оригинал статьи лежит тут. Большое спасибо Александру Грибанову за перевод.
Взгляните вокруг: высочайшая за 40 лет инфляция, повышение ставок, акции многих технологичных компаний обвалились на 50%+, военные столкновения на Украине, разрушение цепей поставок, затянувшаяся пандемия, локдаун в Китае и прочее, и прочее. Экономическая неопределенность становится больше, чем когда-либо.
По крайней мере, все говорят об этом именно в таком ключе. Вот несколько газетных заголовков за последние недели:
- Цены на Биткоин и Эфир снижаются из-за экономической неопределенности
- Неопределенность затянула Давос словно туман
- Wayfair больше не нанимает людей из-за неопределенности
- Прибыль банка падает из-за неопределенности
- Заявки на ипотеку упали на 11% на фоне экономической неопределенности
Я понимаю почему так происходит. Во многих сферах дела не просто плохи, но гораздо хуже, чем ожидалось, что превращает проблемы в панику.
Но говорить, что неопределенность сегодня выше, чем была, например, год назад или пять лет назад - это странно. Получается, что будущее было легче предсказать в прошлом, до того, как началась пандемия, выросла инфляция и началась военная спецоперация. Конечно же, это не так. Риски всегда присутствовали. Просто люди не обращали на них внимания.
Будущее всегда непредсказуемо. Меняется не уровень неопределенности, а уровень человеческого самоуверенности.
Существует так называемый Индекс политической неопределенности, который призван оценивать неопределенность экономики. Он отслеживает частоту упоминания экономической неопределенности в газетах, изменения в налоговом законодательстве и разброс мнений в экономических прогнозах.
Судя по нему, наименьшая неопределенность, а значит наибольшая уверенность в будущем, достигалась дважды за последние 20 лет: в год трагедии 11 сентября и за год до финансового кризиса 2008 года.
Что, конечно же, абсурдно.
Оглядываясь назад, можно сказать что это были наиболее неопределенные периоды в современной истории, когда все, что мы знали об этом мире, казалось, должно было вот вот перевернуться с ног на голову. Просто в тот момент мы не знали об этом.
Вот что говорил президент Клинтон в своей ежегодной речи “О положении страны” в январе 2000 года. Не забывайте, что это было незадолго до того, как рухнул фондовый рынок, в экономике началась рецессия, а Америка подверглась атакам впервые со времен Перл Харбора:
Никогда прежде наша нация не ощущала такого процветания и социального прогресса с таким ничтожным количеством внутренних проблем и внешних угроз. Еще никогда у нас не было столько возможностей.
Мы входим в новый век с более чем 20 миллионами новых рабочих мест; с наибольшим экономическим ростом за последние 30 лет; наименьшим уровнем безработицы за последние 30 лет; наименьшим уровнем нищеты за последние 20 лет; наименьшим уровнем безработицы среди афроамериканского и латиноамериканского населения за всю историю; впервые за 42 года у нас профицит бюджета; в следующем месяце Америка достигнет наиболее длительного периода экономического роста в своей истории. Мы построили новую экономику.
Дорогие сограждане Американцы, наша страна сильнее, чем когда-либо прежде.
Я не пытаюсь его критиковать - все, что он здесь говорит, верно. Но хорошие новости создавали впечатление, будто будущее было предсказуемым, а неопределенность низкой. В реальности же, будущее было непредсказуемо, а вот самоуверенность людей была высокой. Одиннадцатое сентября не сделало будущее более неопределенным - оно всегда таким было. Нападение лишь пробудило сознание людей и напомнило о забытом риске, который присутствовал всегда.
Обратное случается, когда все думают, что неопределенность высока.
В психологии есть понятие депрессивного реализма, которое говорит о том, что депрессивные люди имеют более точное представление о реальном мире, потому что осознают риски и хрупкость жизни. Это противоположность “блаженного неведения.”
Сегодня происходят похожие события.
Неопределенность не выросла за последний год - это упала самоуверенность людей. Люди теперь осознают, что будущее может быть любым, и что то, что процветает сегодня, может исчезнуть уже завтра. Прогнозы, которые казались железными пару месяцев назад, сегодня выглядят смешными.
Так было всегда. Но теперь все это осознают.
Прожить последние пару лет и продолжать беспокоиться о неопределенности - глупо, не так ли?
Ставьте лайк, если статья понравилась.
Подписывайтесь на самый нескучный телеграм-канал по инвестициям "На пенсию в 35 лет". И на YouTube.