Найти тему

"Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства" - а вы читали?

Наш домашний котик.
Наш домашний котик.

Стала участницей "Педагогических сред" от "Большой перемены", и многие приглашенные гости - участники вебинаров советовали прочитать данную книгу Блейка Снайдера. Это американский сценарист, очень популярный в Голливуде. Но вот вопрос: какое отношение он имеет к образованию, воспитанию и деятельности педагога? В сущности, косвенное. Однако общие принципы и приёмы, предлагаемые автором, могут помочь при составлении плана к выступлению или даже в анализе любого художественного текста.

А что?! Ведь учитель и впрямь на все руки мастер: и сценарист, и актёр, и критик, и "массовик-затейник" иногда. Снайдер, конечно, рассуждает, в первую очередь, о кинематографе, но мы можем взять кое-что на вооружение.

В начале он сетует на то, что финансирование для создания фильмов достаточное, однако всё больше откровенно плохих фильмов выходит на экраны. Он объясняет это тем, что людям свойственно забывать основы и отказываться от существующих правил. И, в этом случае, это приводит к ухудшению конечного продукта.

В названии "Спасите котика" скрывается один из приёмов, благодаря которому мы начинаем испытывать симпатию по отношению к главному герою. Он может быть твёрд, сложен, несгибаем, а характер крайне противоречив, но один добрый поступок, проявление милосердия делает его ближе и понятнее нам. Если вспомнить старую добрую классику, то чем Печорин не такой персонаж? Разрушающий всё вокруг, он, однако, не вызывает у читателя отторжения и не оставляет нас равнодушными. У Снайдера один из примеров - Лара Крофт, которая остаётся холодной и безэмоциональной на протяжении всего фильма, потому, несмотря на "крутизну" и внешнюю привлекательность, симпатии и внутреннего расположения у зрителя не вызывает.

Анджелина Джоли в роли Лары Крофт
Анджелина Джоли в роли Лары Крофт

Снайдер упоминает о понятии "логлайн" - умении кратко сформулировать, о чём история. И мы прекрасно знаем, что "лить воду" и "растекаться мыслию по древу" нельзя, нужно быть лаконичным и передавать самую суть. А ведь сколько нудных лекций и пустых вебинаров нам иногда приходится слушать! И всё это при постоянной нехватке времени у педагога. Нужно сказать, что у самого автора стиль изложения лёгкий и доступный, полный юмора и легкой иронии. Так, меня повеселили его призывы в случае сомнений и желания подискуссировать писать ему на почту. И лишь в конце он говорит о том, что электронные письма от незнакомых людей обычно сразу отправляет в корзину.

Блейк Снайдер предлагает классификацию фильмов по типу сюжета. Это: 1. "Монстр в доме" 2. "Путешествие за золотым руном" 3. "Джинн из бутылки" 4. У чувака проблема" 5. "Чувак в группе" 6. "Обряд посвящения" 7. "Два товарища" 8. "Преступление и наказание" 9. "Торжество чудака" 10. "Супергерой". И любое кино, по его мнению, можно отнести к одной из перечисленных категорий. Каждую он описывает, приводит примеры.

В шутливой манере демонстрирует нам типичные ошибки при создании сценария. Например, совет правильно строить диалоги - и делать это естественно - меня порадовал. Действительно, как много сейчас писателей, которые не понимают, как искусственно звучит речь персонажа, когда он начинает своему собеседнику проговаривать то, что он и так априори знает. И делает это для нас, читателей, потому что иначе информацию преподнести не может. Например, если я свой монолог на педсовете начну со слов: "Я работаю учителем, и не понаслышке знаю, как нелегко им приходится". Не думаю, что это будет выглядеть адекватно со стороны и коллеги положительно оценят)

В принципе, не могу сказать, что этот "нон-фикшн" станет моей настольной книгой, но некоторые мысли звучат достаточно интересно и преподносятся доступно. Поэтому о прочтении не жалею. И, если вы вдруг обнаружите, что вам нечем заняться, вполне можете тоже познакомиться с книгой Блейка Снайдера.