Найти тему
Игорь Рабинер

Почему Кубок лиги - не мертворожденная идея

Оглавление

Привет, с вами Игорь Рабинер.

На общем собрании РПЛ 19 мая была создана рабочая группа по проработке организации Кубка лиги — нового коммерческого турнира, призванного, конечно, не заменить еврокубки и матчи сборной, но заполнить возникшие паузы. Ее руководителем стал гендиректор «Динамо» Павел Пивоваров, замом — его коллега из ЦСКА Роман Бабаев. Фигуры серьезные, статусные, и это позволяет рассчитывать на то, что за полтора месяца они найдут и титульного спонсора, и букмекера, и телевещателя.

Основной упор инициаторы Кубка лиги делают на бизнес-составляющую. Разница с любым изменением формата РПЛ состоит, например, в том, что «продать» потенциальным спонсорам отдельный турнир проще, чем добиться увеличения сумм по действующим контрактам: с чего бы тому же основному вещателю, и без того резко поднявшему сумму телеконтракта как раз с нового сезона, доплачивать за увеличение числа матчей, даже если это будет финальная восьмерка? Хотя ярких афиш в этом случае тоже было бы много.

Но также и необычная формула предлагаемого Кубка с double elimination, то есть вторым шансом в случае осечки на любом из этапов, предусматривает более 20 матчей уровня АА, то есть условные «Спартак» — «Динамо» или «Зенит» — ЦСКА, которые будут интересны зрителям и дадут больше возможностей клубам заработать. И даже если клубы будут использовать Кубок лиги для того, чтобы ротировать состав и давать больше шансов молодежи, это только поможет созданию более многочисленной и боеспособной обоймы у всех клубов.

Эта формула, широко используемая в киберспорте и популярная среди молодежи, закроет сразу 18 слотов, обычно предусмотренных для еврокубков и сборной (2 в июле, 3 в августе, 1-2 в сентябре, три в октябре, 3 в марте — апреле, 4 в мае — июне), что намного больше, чем если бы команды играли по обычной кубковой системе. И больше, пусть и не настолько, чем если бы формула повторяла обычную еврокубковую — хотя такой вариант также рассматривается. Но для создателей Кубка лиги главное — не формат, а подход. Бизнес-логика, согласно которой более частое использование стадионов и наличие регулярных крутых «оберток» приведет к большим заработкам.

Когда Александр Алаев, президент ФНЛ и, по упорным слухам, кандидат на то, чтобы заменить Ашота Хачатурянца на посту президента РПЛ, неодобрительно высказывается об идее Кубка лиги и главным аргументом приводит ущерб интересам «настоящего и самобытного», как он выразился, Кубка России, то логика тут выглядит весьма странно. Почему Кубок лиги в Англии не мешает интересам старейшего футбольного турнира на планете — Кубка Англии? Какое отношение имеет коммерческое соревнование, в котором участвуют только клубы РПЛ, к традиционному турниру команд всех дивизионов?

Турниру, коммерческая составляющая которого, кстати, сомнительна. Нынешний Кубок России «вытащил» выход в финал «Спартака» и «Динамо» впервые за 72 года. Это создало огромный ажиотаж, и то РФС не удалось организовать все так, чтобы билеты в «Лужники» не оказались в руках перекупщиков. Но если бы, допустим, в финале «Алания» играла с «Енисеем», кем было бы заполнять «Лужники»? Расходы тогда превзошли бы доходы, и, не исключаю, футбольному союзу в спешке пришлось бы искать намного более компактную арену.

Аргументация Алаева (который, надо отдать ему должное, очень четко и жестко высказался на тему расширения) по КЛ сродни тому, чтобы говорить: если наш автопром изготавливает плохие машины, для их улучшения надо запретить иномарки, а не работать над улучшением своего продукта.

А публичные вопросы президента ФНЛ к экономической составляющей нового турнира имеют право на существование. Но они просто не подразумевают моментальных ответов. В стране достаточно компаний и тем более букмекерских контор, которые не задействованы в спонсорских пакетах чемпионата и Кубка России — и будут заинтересованы в рекламе на матчах нового турнира.

В конечном счете тот же основной вещатель, за последние месяцы потерявший права на многие зарубежные футбольные соревнования и вынужденный занимать много эфирного времени разными фильмами, наверняка всерьез рассмотрит новую возможность для заполнения эфирной сетки.

Естественно, реализуемость планов РПЛ по спонсорству турнира покажет только практика, но пока в лиге убеждены, что даже команда, которая проиграет все до единого матчи (их у каждого клуба будет минимум шесть), сможет в худшем случае заработать 64 миллиона рублей — а это больше, чем получает обладатель Кубка России. Победитель суперфинала в «Лужниках» — минимум 222 миллиона. В целом клубы должны заработать совокупно от 1,1 до 2,15 миллиарда рублей за сезон.

Уже сейчас к турниру проявляют интерес одна крупная госкорпорация и несколько букмекеров. Клубам также выгодно будет за ту же зарплату увеличить загрузку футболистов, которая у топ-клубов станет меньше из-за отсутствия еврокубков.

КЛ изначально позиционируется как турнир временный, заменяющий еврокубки. И в его презентации, разосланной лигой в клубы, подчеркивается: «Обособленность турнира позволяет обеспечить его скорую организацию и оперативное прекращение». Тогда как изменения, внесенные в чемпионат страны, потом сложнее корректировать обратно, особенно если это будет расширение РПЛ. А появление, допустим, финальной восьмерки непросто состыковать с международным календарем, в то время как коммерческий турнир может проводиться когда и где угодно.

Уход нашего футбола из Европы — это плохо. Но можно жаловаться на все и всех по казанскому методу и выпрашивать незаслуженные подачки. Можно сидеть на попе ровно, просто ждать, когда худшие времена закончатся, и ничего не делать, — вот только ждать этого можно долго и за это время потерять вообще все. А можно придумать что-то нестандартное и интересное, что поможет хотя бы в какой-то степени компенсировать потери.

Кубок лиги выглядит для меня третьим и единственно правильным вариантом.

Вам понравилась статья?

Подписывайтесь на мой канал!

Подписывайтесь на канал «РабиНерв» в YouTube

Также можно подписаться и на мой телеграм-канал