Метавселенная — это сеть цифровых миров, объединяющая физическую, дополненную и виртуальную реальности. Также ее называют «трехмерной моделью интернета» — гибридом компьютерной игры и соцсетей.
Метавселенная предлагает пользователям виртуальную версию жизни: учиться, ходить на концерты, заключать браки, покупать недвижимость, зарабатывать и тратить криптовалюту. Вместо фотографий у каждого пользователя — 3D-аватар. Плоские страницы браузера заменили объемные интерфейсы.
Массовая миграция в метавселенную пока не предвидится. Вице-президент Intel Раджа Кодури считает, что вычислительную мощность домашних устройств пользователей придется увеличить в 1000 раз для обработки квадриллиона операций в секунду. Пока на такое способны только суперкомпьютеры. Но небольшие метавселенные современные ПК уже тянут. Так или иначе, без шлема виртуальной и дополненной реальности не обойтись, а для полного погружения понадобится тактильный костюм, позволяющий ощущать прикосновения и даже температуру предметов. Например, стартап из Беларуси разработал подобный костюм — Teslasuit со встроенной системой захвата движений из 68 электродов.
Свои метавселенные разрабатывают Google, Apple и Microsoft (компания уже презентовала пространство для совместной работы Mesh). Агентство Bloomberg прогнозирует, что объем рынка метавселенных вырастет до $800 млрд к 2024 году.
Самый известный критик метавселенной — Илон Маск, которого смущает необходимость носить VR-шлемы. Он также не видит практической применимости самой концепции виртуальной жизни, а также делает акцент на минусы в сфере этики — оскорбления, домогательства и другое токсичное поведение. А еще в метавселенной очень высоки риски воровства криптовалюты и личной и биометрической информации. При этом законодательства, защищающего пользователя от посягательств на себя или свое имущество в VR, ни в одной стране пока нет.