Надо сказать, что отдохнуть и порыбачить на тихой русской речке или на финских землях русский цари любили начиная с эпохи Александра II. Что ж, простые радости не чужды были и царям. Отдыхали и всем семейством на природе, вдали от придворного церемониала. Кстати, многие цари были неприхотливы в бытовых привычках, еде. Например, известно, что Павел I, Николай I, Александры, Николай II любили кашу, щи, квашеную капусту, солёные грибы. И конечно, свежевыловленную рыбу.
Финляндия в XIX веке была Великим Княжеством Финляндским, частью Российской империи, и цари запросто ездили в соседние земли, ближайшие к Петербургу.
Финны, кстати, бережно хранят память о царских местах, исторический памятники у них в хорошем состоянии. Есть даже монография «Русские императоры на отдыхе в Финляндии».
Известны такие исторические легенды, связанные с рыбалкой:
Когда министр иностранных дел умолял императора прервать его отдых на природе и срочно заняться решением назревающего конфликта в Европе, то Александр III ответил так: «Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать».
Другой случай был такой:
Как-то раз Александр III подошёл к своему излюбленному месту у реки и увидел там рыбака. Финский рыбак не мог пожаловаться на улов: форели, лососи то и дело блестели в воздухе. Александр заговорил с неприветливым финном. «Клюёт?» – «Да». – «Ты из местных?» – «Да».- «Крестьянин?» – «Рыбак». – «А ты кто?» – «А я русский царь». – «А, ну тоже неплохая работа».
У этой истории бывают продолжения. Одно из них гласит, что дальше царь и рыбак пили водку, закусывая печёной картошкой, пели песни, а императрица Мария Фёдоровна потом искала зарыбачившегося мужа. Послала охранников-слуг, те вернулись с ответом: «Они не идут-с, посылают всех к черту-с».
Другой интересный случай произошёл с Александром III и финном во время морской прогулки вдоль побережья Финского залива. Яхта царя, на которой отдыхало императорское семейство, пристало к уединённому острову. Дети с восторгом начали собирать грибы и рвать цветы.
Но тут из кустов вышел финн и стал объяснять, что остров принадлежит ему. «Этто всё моё, я здесь са-арь». Александр III на это возразил: «Ты здесь царь, а я царь всей России». Хозяин острова оглядел военный мундир Александра и ответил: «Господи-ин офице-ер, та-ак шути-ить не-ельзя-а-а!»
Александр смиренно принял этот запрет и приказал своим детям больше ничего не собирать, и вся семья направилась к яхте. Финн шёл следом и следил, чтобы они отплыли. Увидев шикарное судно и царскую свиту на берегу, финн всё-таки поверил в то, что перед ним действительно сам император. Он стал просить прощения. Но Александр III сказал, что уважает установленный порядок.
Оказавшись на яхте, царь приказал отправить финскому «сарю» – золотые часы со своим портретом в подарок и на память.
И последний случай рассказал Константин Коровин в своих чудесных воспоминаниях «То было давно». Кстати, о Коровине-писателе у меня статья на канале.
В начале главы "Встреча" говорится о рассказах рыбаков, которые хвастаются уловом и делятся историями. Вот одна из них:
"Ушел я от торжества того и утром рано пошел на речку. Утро хорошее, вода тихая. Закинул у кустика удочку, одну, другую и гляжу на поплавки. Вдруг вижу, ко мне человек подошел, стал сзади и говорит мне:
— Я вам не мешаю? Можно посмотреть?
— Нет, не мешаете, — говорю, — садитесь только, а то рыба-то видит.
Он сел.
— Вот, кажется, на левой удочке у вас клюет, — говорит.
Вижу, верно, клюет. Я подсек, большая рыба. Тащу леща. А он говорит:
— Что это за рыба?
«Вот, — думаю, — чудной, чего пристает? И рыбы не знает…»
— Лещ, — говорю.
— Никогда, — говорит, — не ел.
«Вот, — думаю, — чудной…»
— Хорошая рыба, — говорю.
— Приятно, — говорит, — рыбу ловить?..
— Да, — говорю, — а у вас удочки-то нету?
— Нет, — говорит, — нету.
— Вот, — говорю, — я на вечернюю зорю пойду вот туда, где лес. Там река поглубже, дак приходите вечером, когда солнце садится, я для вас удочку захвачу. Половите…
— Благодарю вас, — говорит, — только мне некогда.
— А что же вы, при деле, что ль, каком?
— Да…-- говорит, и вздохнул. — Маршрут у меня…
Потом помолчал и говорит:
— Продайте, — говорит, — пожалуйста, мне эту рыбу, леща…
Я говорю:
— Да что же — так возьмите.
— Нет, — говорит, — не могу. Вот, — говорит, — ведь и денег-то у меня нет. Я, — говорит, — сейчас приду или, — говорит, — пришлю. Уступите, пожалуйста.
И ушел.
Так через полчаса двое подходят, таких, военных, и говорят:
— Вы, — говорят, — рыбу продаете?
— Нет, — говорю, — я не продаю.
— А не знаете ли, кто здесь на реке рыбу продает?
— Не знаю, кто продает…
— А нам сказали, что тут рыбу поймали большую, дак хотят ее купить, очень нужно…
— Дак это я поймал леща, — говорю.
— Продайте, пожалуйста.
— Да что же… возьмите так, — говорю. — Тут уж был один, хотел купить, я ему отдавал, дак он не взял. Да и денег у него не было.
— Вот, — говорят, — будьте добры…-- и протягивают мне пять рублей — золотой.
Я говорю:
— У меня сдачи нет.
— Все равно, — говорят, — берите пять рублей. — Только, — говорят, — рыбу-то дайте.
Я думаю: «Что такое, чудно как…» Смеюсь и говорю:
— Двугривенный — больше не стоит.
— Дайте, — говорят, — пожалуйста, ваш адрес. Я приду — потом сдачи дадите.
Я дал адрес. Они подхватили леща-то, да и пошли скоро.
После обеда пришел ко мне домой один из этих-то, которые были на реке. Ну, я ему сдачи даю — двадцать копеек с него взял. А он смотрит на меня так жалостливо…
— Возьмите, — говорит, — все пять рублей.
Я думаю: «Что за народ чудной. Богатый, знать…»
Говорю:
— Нет, зачем же… Это не стоит.
— Прошу вас, — говорит он мне тихо, — пожалуйста, только никому не говорите, ведь это у вас был, когда вы этого самого леща-то поймали, сам Государь император…"
Вот так без всякого ложного величия, на равных разговаривали цари с простыми рыболовами. Надо сказать, что и рыболовы были с чувством собственного достоинства. Но это вызывало только уважение к ним государей. Цари не самоутверждались за счёт простых людей, а просто были хозяевами Земли Русской.