Что, если бы ваш смартфон мог сопереживать вам? Развитие аффективных вычислений, скорее всего, сделает это возможным в ближайшее время. Ученые и инженеры разрабатывают системы и устройства, которые могут распознавать, интерпретировать, обрабатывать и имитировать человеческие аффекты и эмоции. Это междисциплинарная область, объединяющая информатику, психологию и когнитивную науку.
Как можно создать устройство, которое адекватно реагировало бы на наше эмоциональное состояние? Исследователи используют для этого датчики, микрофоны и камеры в сочетании с программной логикой. Выражение лица, поза, жесты, речь, сила или ритм нажатия клавиш, а также изменение температуры руки на мыши могут потенциально означать эмоциональные изменения, которые могут быть зафиксированы и интерпретированы компьютером. Встроенная камера может снимать пользователя и выявлять эмоции по мимике. Анализируя одну только речь, ПО может фиксировать бесчисленное количество переменных, указывающих на эмоциональную реакцию: скорость речи, акцент, высота тона, дыхание, экспрессия, уровень громкости, паузы в речи и т.д.
То же самое можно сказать и про жесты, которые могут включать простые рефлекторные реакции (например, приподнимание плеч, когда вы не знаете ответа на вопрос) или могут быть сложными и осмысленными, как при общении с помощью языка жестов.
Еще один подход заключается в мониторинге физиологических показателей в сочетании с системой распознавания лиц: пульс и частота сердечных сокращений, поминутное сокращение лицевых мышц, импульсы объема крови, кожно-гальваническая реакция.
Есть много решений для аффективных вычислений. Некоторые из них применяются в сфере образования — такие системы могут помочь устранить один из основных недостатков онлайн-обучения по сравнению с обучением в классе: трудности адаптации различных педагогических ситуаций к эмоциональному состоянию учащихся. Аффективные вычисления могут корректировать стиль презентации цифрового преподавателя, когда учащемуся, например, скучно, или он, напротив, заинтересован и слушает внимательно. Службы психологического здоровья также прибегают к аффективным вычислительным решениям, которые помогают им определять эмоциональное состояние клиентов.
Другие потенциальные приложения можно найти в социальном мониторинге. Например, «умный» автомобиль может отслеживать эмоции всех пассажиров в салоне и оперативно реагировать в случае необходимости. Система также может фиксировать состояние и поведение водителя: когда его клонит в сон, когда он едет слишком быстро, или, наоборот, слишком медленно. А в метавселенной аффективные вычисления «очеловечат» аватар, добавив ему широкий спектр эмоций.