– Николай Максимович, расскажите, какие сейчас дети приходят в балет? Отличаются они от вас, от вашего поколения? Может быть, они очень быстрые, как все дети сейчас?
– Это очень тяжелый вопрос. Я считаю, что любой ребенок талантлив. Другое дело, не всегда его способности совпадают с его желаниями. И самое страшное, что не всегда способности ребенка совпадают с желанием его мамы или бабушки.
Они очень сильно отличаются от нашего поколения. Они другие – к ним информация попадает совершенно в другом виде, нежели это было у нас. Они «не понимают», как прочитать книгу. Я не раз уже рассказывал, как я говорю ребенку: «Дай мне твой телефон, я тебе пошлю сообщение, может быть, ты тогда хотя бы запомнишь замечание?», потому что они все воспринимают информацию так. Им это гораздо интереснее и проще, чем на слух, им надо много-много раз вдалбливать и желательно короткими фразами. Современным детям тяжело, потому что они задавлены большим объемом информации. Это очень сложно.
Второй момент чудовищный, и он меня очень беспокоит, я уже много говорил об этом и на разных уровнях – это здоровье.
Дело в том, что когда мы принимаем детей, то же самое касается большого спорта, у нас три тура. Первый – мы смотрим способности по верхам, второй тур – это медицинский тур. Полная диспансеризация. Балетом и спортом могут заниматься только очень здоровые дети.
Дикое количество больных детей с искривлением позвоночника, с пороком сердца, с разными, разными болезнями. Потому что уже 25 лет никто не пеленает детей. Вывих бедра, очень тонкие кости, крошатся. Я всем говорю, кто детей родил, пеленайте детей! Пеленайте! Не слушайте никого, пеленайте детей! Это по-другому формируется позвоночник – бедра, руки... Это потом принесет свои плоды.
Чтобы в мое время, когда я учился, кто-то сломал ногу или руку?! Это было ЧП. Значит, кто-то с кем-то подрался или упал с лестницы или упал на улице. Но сейчас перелом плюсневых костей довольно частое явление, просто бежал по коридору и «хрум» – перелом!
Страшно метеозависимые дети. У нас взрослые не реагируют на перемену погоды, у них вообще ничего не болит. Дети лежат с высоким давлением – скорая на скорой приезжает! Это повальная вещь. И многие доктора говорят – поймите, это родовые травмы! Детей кесарят – это родовой травмой считалась в наше время, а сейчас «каждый второй так». И это очень плохо!
Еще момент очень сложный – дети, которые появились при помощи ЭКО. Это же все дает отклонения. И с этим ребенком надо по-другому заниматься.
Еще, представьте, чтобы у нас у кого-то была грыжа на позвоночнике?! Мне не знали, что такие болезни существуют. А сейчас у детей уже в младших классах грыжа. «У меня освобождение – у меня грыжа!». Какая грыжа? Где ты ее взял? Понимаете, я, когда слышу такое – это страшно. А еще у них аллергия на все.
Диагнозы, с которыми мне иногда приходится сталкиваться как руководителю, просто пугают, и этого раньше не было так много – еще в мое время такого не было!