Наконец, я собралась написать про пониженную чувствительность, хоть об этом меня давно просили читатели.
Гипочувствительность встречается не только у детей с аутизмом, но также ей могут быть подвержены дети с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивностью). Она может стать одной из причин задержки речевого развития у детей, если снижена слуховая чувствительность.
Классический пример слуховой гипочувствительности, когда мы зовем ребенка с темповой задержкой речи или аутизмом по имени, а он откликается не с первого раза, и только когда сильно повышаем голос. Гипочувствительность бывает не только слуховая.
Виды сенсорной гипочувствительности и наиболее яркие проявления
- Зрительная: ребенок при чтении теряет строку, он жалуется на усталость глаз
- Слуховая: ребенок не откликается на имя, мычит или напевает, когда чем-то занят
- Обонятельная: не замечает, не чувствует неприятных запахов, которые очевидны всем, например запах испорченного несвежего продукта
- Вкусовая: не чувствует, что блюдо пересолено или слишком острое
- Вестибулярная: ребенка на детской площадке не привлекают качели-карусели, он предпочитает играть сидя, совершает минимум движений
- Осязательная: ребенок не замечает, как поранился или ушибся, не чувствует
- Проприоцептивная – мышечные чувства: опирается на стены, полулежит на стуле, отличается мышечной слабостью
- Интероцепция – получение центральной нервной системой информации о состоянии внутренних органов: ребенок не чувствует позывов в туалет, поэтому может испачкать или мочить штаны, не ощущает голода, плохо ощущает расположение собственного тела в пространстве
Дети с пониженной сенсорной чувствительностью более вялые, кажутся уставшими и замедленными. Их реакции на раздражители, по сравнению с другими детьми, проявляются спустя некоторое время.
Детей с пониженной сенсорной чувствительностью можно сравнить со старым аккумулятором: заряжать приходится часто, а разрядка наступает быстро.
Так на занятиях с логопедом дети с сенсорной алалией долго не реагируют на инструкцию логопеда, и только спустя время могут ответить, поэтому опытные специалисты ждут ответа долго и не спешат повторять.
В играх они часто не могут поспевать за быстрыми движениями других детей, поэтому им бывает трудно найти друзей.
Отсюда у детей с сенсорной гипочувствительностью низкая самооценка и проблемы со школьной успеваемостью.
Как помочь детям с низкой сенсорной чувствительностью
Специалисты пишут, что таким детям необходимы «спринтерские» занятия по активации сенсорной системы. Раскачивание на качелях, громкая музыка, активные физические упражнения увеличивают реакцию на стимулы.
Необходимо вовлекать ребенка в двигательную активность. Для этого подойдет личный пример и простое оборудование: шведская стенка с качелей, фитбол, балансировочная доска, массажные подушки, мячи и кольца, детские ручные эспандеры.
Если ребенок предпочитает играть в компьютерные игры, можно купить ему игровую приставку, которая требуют игры́ в положении стоя и имитацию движения.
Проблемы отсутствия ощущений гравитации помогут решить утяжеленные жилеты и манжеты для конечностей, которые можно изготовить самостоятельно. Так будет стимулироваться вестибулярный аппарат.
Для увеличения сенсорного возбуждения пробуйте готовить более острую пряную и хрустящую еду.
Существуют специально разработанные сенсорно-динамические комплексы, такие как «Дом совы», в которых специалисты помогают детям с сенсорными проблемами. Если подобные комплексы можно найти рядом с вашим местом жительства, используйте эту возможность.
Эффективнее заниматься со специалистами, которые определят необходимый комплекс мероприятий для сенсорной интеграции вашего ребенка.
Ставьте 👍, если статья понравилась. Комментарии приветствуются)