Когда возникает вопрос о том, как наиболее эффективно подготовить систему профессионального образования к требованиям рынка труда, интересные идеи может предоставить инициатива, существующая в Германии с 2009 года, а в последние годы начавшая играть заметную роль в обеспечении безболезненного перехода молодежи от обучения к работе.
VerA (Verhinderung von Ausbildungsabbruch) - это общенациональный проект от Службы старших экспертов (SES). SES предоставляет молодым людям поддержку экспертов-волонтеров, вышедших на пенсию, - в качестве консультантов с жизненным и карьерным опытом. Таким образом, происходит объединение участников программ ученичества и дуального обучения с вышедшими на пенсию или взявшими перерыв в карьере профессионалами-добровольцами – чаще всего в формате 1:1. С самого начала услугами VerA воспользовались более 18 000 молодых людей в Германии, а эффективность достигает 75%.
Особого упоминания заслуживает инициатива "Новый импульс для учеников и учениц", оказавшаяся наиболее эффективной программой в этой области в 2021 году. Она помогает молодежи, собирающейся бросить учебу из-за трудностей в профессиональном училище, при производственном обучении или в личностной сфере.
Основное внимание в учебном сопровождении VerA уделяется:
- разъяснению профессиональных вопросов;
- сопровождению упражнений для расширения профессиональной практики;
- помощи в подготовке к экзаменам;
- компенсации языкового дефицита (для мигрантов и молодых людей из неблагополучных семей).
Такая поддерживающая деятельность способствует тому, что подросткам становится легче развивать свои навыки и способности, в частности те, что помогают межличностному общению и обеспечивают дальнейшее трудоустройство. Они легче адаптируются к системам, подготавливающим их к профессиональной деятельности, учатся преодолевать чувство отчужденности и неуверенности в себе. Весьма важным представляется также развитие социальной компетентности и мотивации к обучению, а также укрепление доверительных отношений между обучающимся и тренером или преподавателем профессионального училища.
С другой стороны, старшие эксперты увеличивают свой активный вклад в современную жизнь, принося пользу как себе, так и обществу. Кроме того, их деятельность поощряется разнообразными льготами, выплатами и подарками. В целом, происходит укрепление связей между молодежью, пожилым поколением и рынком труда.
Поддержка VerA дополняет помощь в обучении и сопровождении (AbA) и координируется с ремесленными палатами и другими ответственными организациями. Стандартная продолжительность такой программы составляет около двенадцати месяцев, но в некоторых случаях и дольше. Она предоставляется по просьбе обучающегося, но также может быть предложена ремесленными палатами, тренерами, профессиональными училищами или родителями.
Большой успех VerA побудил партнерские организации в Европе запустить похожие программы. Это стало возможным благодаря проекту Erasmus+ EvolYou, который обеспечил важный обмен между странами-партнерами. В тесном сотрудничестве с субъектами в области профессионального обучения четырех стран были созданы аналогичные программы наставничества: теперь в Финляндии, Франции, Италии и Испании перспективы трудоустройства молодых людей могут быть улучшены. Целевыми группами являются молодые люди с миграционным прошлым, ищущие убежища, участники программ ученичества и низкоквалифицированные рабочие.
В рамках проекта на данный момент происходит работа 80-90 наставников с примерно 130 молодыми людьми разных целевых групп:
Италия - молодые мигранты и беженцы от 18 до 30 лет;
Испания - молодые люди от 16 до 20 лет, получающие базовое профессиональное образование, с особыми образовательными потребностями, из неблагополучных семей или испытывающие финансовые трудности;
Франция - участники программ ученичества и учащиеся профессиональных училищ в возрасте от 15 до 25 лет, испытывающие трудности в учебе и рискующие ее прервать.
Финляндия - мигранты, низкоквалифицированные участники программ ученичества и ученики профессиональных училищ на грани отчисления от 18 до 30 лет.
Участники этого пилотного проекта выбирают себе наставника по интересующему их предмету и проходят обучение в виде общего курса или в виде "живой лаборатории" менторства в тандеме.