Найти в Дзене
Home and garden

Русский стиль. Какой он на самом деле

Оглавление

Предлагаю немного отвлечься от русской печи, березы за окном и медведя с балалайкой на Красной площади. Что можно считать русским стилем и как это можно использовать в современном интерьере?

В первую очередь на ум приходят «деревенская изба» и «русский терем», но есть еще «русская усадьба», «купеческий дом», «русский авангард», «сталинский ампир» и столь спорный и часто уходящий в китч «а-ля рус». Последний - это утрированный русский стиль, скорее о том, как его представляют на Западе, чем наше теплое и родное.

Буфет в квартире редактора портала DesignChat Евгении Микулиной в Москве
Буфет в квартире редактора портала DesignChat Евгении Микулиной в Москве

Краткая история русского интерьера

Пока существовали разные княжества, несмотря на торговлю, творили мастера самобытно. Вроде и в Новгороде сундуки, и в Вологде сундуки, но школы росписи разные:

Сундук из Великого Устюга
Сундук из Великого Устюга

И роспись другого региона:

Вятский сундук
Вятский сундук

Чем крепче становились связи, тем сильнее сливались культуры разных областей в единое целое.

Но тут наступил следующий период - на престол взошел

Петр Первый

Он первым решил разрушить все до основания (не получилось), приглашать европейских авторитетов в Россию и отправить наших мастеров обучаться в Европу.

После Петра тенденция сохранилась - европейские ценности ценились выше. Все мы помним, что «архитектор расстрелян». Итальянец Бартоломео Растрелли прямиком из Парижа приехал к Петру Первому с сыном своим Франческо Растрелли, чтобы принять участие в проектировании Константиновского дворца в Стрельне. Хотя вы, наверняка, лучше знаете другую его работу - памятник Петру I.

Фото: Alex 'Florstein' Fedorov
Фото: Alex 'Florstein' Fedorov

А уже его сын Франческо Растрелли (Варфоломей Варфоломеевич), итальянец, рожденный в Париже и с 16 лет живущий в России, построил Воронцовский дворец, Петергофский дворец, Елизаветинский дворец, Зимний дворец и так далее... И это лишь один, хотя самый известный, пример.

В результате наш дизайн и архитектура развивались в тесном сплетении. Но совершенно не важно, было это итальянское пышное барокко или классицизм, деревни и небольшие города оставались самобытными. Для создания же дворцов в европейском стиле использовали карельский мрамор, карельскую березу и русский малахит.

Эпоха СССР

Очередной этап отказа от прошлого и попытка создать будущее с нуля. Уже в 1918 году Академию художеств, где преподавание велось по европейским стандартам, упразднили. Вместо нее были созданы Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ) на базе Строгановского художественного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Вскоре их объединили в одно учебное заведение - Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС).

В 1925 году проект избы-читальни принял участие в Парижской выставке
В 1925 году проект избы-читальни принял участие в Парижской выставке

Но что-то пошло не так и в 1930 году ВХУТЕМАС (тогда уже переименованный во ВХУТЕИН) прекратил свое существование. Сейчас музей ВХУТЕМАСа открыт в МАРХИ. Немецкий аналог учебного заведения по-новому - БАУХАУС - просуществовал ненамного дольше, с 1919 по 1933 год, но оставил более заметный след в истории дизайна в мировом масштабе.

Мало кто помнит, но бывший директор БАУХАУС Ханнес Майер с 30 специалистами приехал в СССР и принимал участие в проектировании и строительстве соцгородков и заводов. Для ряда специалистов и жены Майера это закончилось печально.

Закончила ВХУТЕМАС одна из основателей советской ландшафтной архитектуры - Залесская Любовь Сергеевна. Ее дипломной работой был проект ЦПКиО им. Горького в Москве. Позже Любовь Сергеевна была одним из авторов Главного ботанического сада Академии наук СССР (сейчас им. Н.В. Цицина) и входной аллеи ВДНХ с розариями.

Вид на центральную аллею ВДНХ. Фото периода 1954 - 1957 г.г.
Вид на центральную аллею ВДНХ. Фото периода 1954 - 1957 г.г.

Советский авангард, Сталинский ампир, советский модернизм, специфические 90-е...

Чайный сервиз, 1923 год. Автор: Николай Суетин
Чайный сервиз, 1923 год. Автор: Николай Суетин

Думаю, дальше вы помните:

-8

Так какой же он русский стиль?

Вышеупомянутые 90-е продемонстрировали, что даже архитекторы не очень понимают, какой. Иначе сложно объяснить появление псевдо-псевдорусских архитектурных мотивов в московских постройках тех лет.

Чаще всего, заглядывая в интерьеры в «русском стиле», мы видим коллаж из этнических деталей или дом коллекционера картин русских художников.

Русский стиль можно увидеть в доме у Кончаловских. Изначально это был двухэтажный дом Натальи Кончаловской, матери Андрея. Дом был перестроен, но часть интерьеров сохранилась.

В доме у Кончаловских. Слева печь, расписанная Натальей Кончаловской, в старой части дома, справа - кабинет Андрея Кончаловского в пристроенном этаже
В доме у Кончаловских. Слева печь, расписанная Натальей Кончаловской, в старой части дома, справа - кабинет Андрея Кончаловского в пристроенном этаже

Еще один пример старых интерьеров, где можно встретить элементы русского стиля - дом Парфенова. Стиль самого дома, как и у Кончаловских - микс со всего мира. Но что-то в этом есть:

Вологодская мебель создает общий тон
Вологодская мебель создает общий тон

А, может, русский стиль - это стиль, как его видит Евгения Микулина, редактор Designchat? Евгения и дизайнер Елена Притула провели огромную работу по восстановлению исторических элементов квартиры. Мебель здесь и бабушкина, и из детства Евгении. Только обоев нет. Но, может, так и надо - не повторять дословно, а создавать новое, не перечеркивая старое?

-11

Недавно я была на лекции историка архитектуры и дизайна Виктора Дембовского. У него интересное мнение на этот счет. И он считает, что дизайнерам нужно переосмысливать само понятие русского стиля. Его предложения, как можно его создать, не скатываясь в «а-ля рус», я напишу в одной из следующих публикаций.

Вам может быть интересно: