Предлагаю немного отвлечься от русской печи, березы за окном и медведя с балалайкой на Красной площади. Что можно считать русским стилем и как это можно использовать в современном интерьере?
В первую очередь на ум приходят «деревенская изба» и «русский терем», но есть еще «русская усадьба», «купеческий дом», «русский авангард», «сталинский ампир» и столь спорный и часто уходящий в китч «а-ля рус». Последний - это утрированный русский стиль, скорее о том, как его представляют на Западе, чем наше теплое и родное.
Краткая история русского интерьера
Пока существовали разные княжества, несмотря на торговлю, творили мастера самобытно. Вроде и в Новгороде сундуки, и в Вологде сундуки, но школы росписи разные:
И роспись другого региона:
Чем крепче становились связи, тем сильнее сливались культуры разных областей в единое целое.
Но тут наступил следующий период - на престол взошел
Петр Первый
Он первым решил разрушить все до основания (не получилось), приглашать европейских авторитетов в Россию и отправить наших мастеров обучаться в Европу.
После Петра тенденция сохранилась - европейские ценности ценились выше. Все мы помним, что «архитектор расстрелян». Итальянец Бартоломео Растрелли прямиком из Парижа приехал к Петру Первому с сыном своим Франческо Растрелли, чтобы принять участие в проектировании Константиновского дворца в Стрельне. Хотя вы, наверняка, лучше знаете другую его работу - памятник Петру I.
А уже его сын Франческо Растрелли (Варфоломей Варфоломеевич), итальянец, рожденный в Париже и с 16 лет живущий в России, построил Воронцовский дворец, Петергофский дворец, Елизаветинский дворец, Зимний дворец и так далее... И это лишь один, хотя самый известный, пример.
В результате наш дизайн и архитектура развивались в тесном сплетении. Но совершенно не важно, было это итальянское пышное барокко или классицизм, деревни и небольшие города оставались самобытными. Для создания же дворцов в европейском стиле использовали карельский мрамор, карельскую березу и русский малахит.
Эпоха СССР
Очередной этап отказа от прошлого и попытка создать будущее с нуля. Уже в 1918 году Академию художеств, где преподавание велось по европейским стандартам, упразднили. Вместо нее были созданы Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ) на базе Строгановского художественного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Вскоре их объединили в одно учебное заведение - Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС).
Но что-то пошло не так и в 1930 году ВХУТЕМАС (тогда уже переименованный во ВХУТЕИН) прекратил свое существование. Сейчас музей ВХУТЕМАСа открыт в МАРХИ. Немецкий аналог учебного заведения по-новому - БАУХАУС - просуществовал ненамного дольше, с 1919 по 1933 год, но оставил более заметный след в истории дизайна в мировом масштабе.
Мало кто помнит, но бывший директор БАУХАУС Ханнес Майер с 30 специалистами приехал в СССР и принимал участие в проектировании и строительстве соцгородков и заводов. Для ряда специалистов и жены Майера это закончилось печально.
Закончила ВХУТЕМАС одна из основателей советской ландшафтной архитектуры - Залесская Любовь Сергеевна. Ее дипломной работой был проект ЦПКиО им. Горького в Москве. Позже Любовь Сергеевна была одним из авторов Главного ботанического сада Академии наук СССР (сейчас им. Н.В. Цицина) и входной аллеи ВДНХ с розариями.
Советский авангард, Сталинский ампир, советский модернизм, специфические 90-е...
Думаю, дальше вы помните:
Так какой же он русский стиль?
Вышеупомянутые 90-е продемонстрировали, что даже архитекторы не очень понимают, какой. Иначе сложно объяснить появление псевдо-псевдорусских архитектурных мотивов в московских постройках тех лет.
Чаще всего, заглядывая в интерьеры в «русском стиле», мы видим коллаж из этнических деталей или дом коллекционера картин русских художников.
Русский стиль можно увидеть в доме у Кончаловских. Изначально это был двухэтажный дом Натальи Кончаловской, матери Андрея. Дом был перестроен, но часть интерьеров сохранилась.
Еще один пример старых интерьеров, где можно встретить элементы русского стиля - дом Парфенова. Стиль самого дома, как и у Кончаловских - микс со всего мира. Но что-то в этом есть:
А, может, русский стиль - это стиль, как его видит Евгения Микулина, редактор Designchat? Евгения и дизайнер Елена Притула провели огромную работу по восстановлению исторических элементов квартиры. Мебель здесь и бабушкина, и из детства Евгении. Только обоев нет. Но, может, так и надо - не повторять дословно, а создавать новое, не перечеркивая старое?
Недавно я была на лекции историка архитектуры и дизайна Виктора Дембовского. У него интересное мнение на этот счет. И он считает, что дизайнерам нужно переосмысливать само понятие русского стиля. Его предложения, как можно его создать, не скатываясь в «а-ля рус», я напишу в одной из следующих публикаций.