Сегодня утром настроение создала коллега, пришедшая на работу с красным галстуком на груди.
Мне тоже довелось быть пионеркой, произносить клятву у знамени, носить красный галстук. Могу даже пионерский марш на барабане отстучать.
Среди моих читателей наверняка есть и те, кто понятия не имеет, что эта за пионерия, и, конечно, есть поколение красных галстуков.
В 100-летний юбилей организации хочу рассказать о пионерии через призму своих воспоминаний.
Пионерская организация была создана 19 мая 1922 года в СССР как еще один идеологический инструмент, специально для работы с средним звеном общеобразовательной школы (9-14лет).
В первом классе всех принимали в октябрят, а октябрята вырастали в пионеров.
Несмотря на то, что в организацию принимали всех, за исключением идейно не готовых, к вступлению в пионеры готовились как на экзамен. Учили законы пионерии: каждый помнит - «Пионер – всем пример!». Наизусть учили клятву. Старались вести себя достойно, чтобы, не дай бог (про бога пионер и думать не мог – мы же все были атеисты), не отказали в вступлении в организацию.
Дети верующих в пионеры не рвались, и пионерия по ним «не скучала». Размышления нового поколения, - «я бы тоже не вступил, зачем идти в идеологическую организацию», - не в счет.
Во-первых, мы не осознавали перегиб в отношении веры. А не быть пионером для советского ребенка было, как минимум, странно.
Во-вторых, мы не воспринимали себя частью идеологии, для нас эта была интересная детская жизнь.
Все вместе собирали макулатуру, металлолом, пели песни, участвовали в художественной самодеятельности, играли в «зарницу».
Оказывали тимуровскую помощь ветеранам войны. По форме эта помощь, порой, выглядела как квест: старики иногда и не подозревали, кто подмел двор, или сложил дрова.
Конечно, таких слов, как «квест», в лексиконе пионера не было. И помощь названа не в честь Тимати, а по следам «Тимура и его команды», произведения Аркадия Гайдара. Сегодня Тимуровскую помощь вполне можно было бы отнести к волонтерской.
Структурно пионерия выглядела так. Главная пионерская организация в школе – это «дружина». Каждый класс входил в дружину и назывался «пионерский отряд». В отряде по 5 звеньев. Без дела в пионерии никто не оставался. Если ты не председатель дружины или отряда, и не звеньевой, без поручения все равно не останешься. Один проверяет утром ушки и ручки на предмет гигиены, второй – следит за сохранностью парт, третий – освещает события, происходящие в мире, четвертый рисует стенгазету…
Стенгазета – эта еще что за «неведомый зверь», подумала молодежь. Это вместо интернета! Все местные новости раз в неделю тушью и гуашью на ватмане. (Хихикайте, дети, молча!)
Пионерское движение было отчасти игрой и авантюрой.
Пионерия оказывала познавательную функцию – мы ходили на экскурсии, в походы, ездили в туристические поездки. Коллективные путешествия могли быть через всю страну на поезде по городам боевой славы.
Мы ждали с нетерпением 19 мая, чтобы вечером выехать на специальное костровище, где вместе со всей дружиной и со взрослыми разжигали огромный пионерский костер и пели «Взейтесь кострами синие ночи…».
Романтика!
К сожалению, сегодня нет такой организации: сплачивающей, развивающей и воспитывающей. Пионерия создавалась для воспитания «будущих строителей коммунизма», но на деле она стала организацией дополнительного образования, взяв на себя функции воспитания и расширения детского кругозора.