Софья Ковалевская - первая в Российской империи и Северной Европе женщина-профессор и первая в мире женщина – профессор математики.
Софья Васильевна объясняла свои способности к наукам наследственными факторами:
«Я получила в наследство страсть к науке от предка, венгерского короля Матвея Корвина; любовь к математике, музыке, поэзии – от деда по матери, астронома Шуберта; личную свободу от Польши; от цыганки прабабки – любовь к бродяжничеству и неумение подчиняться принятым обычаям; остальное – от России".
Данная статья посвящена не великому математику Софье Ковалевской, а ее личной жизни, ее любви в трем мужчинам.
Впервые Софья влюбилась по-взрослому, будучи 13-летней девчушкой, в 43-летнего Федора Михайловича Достоевского. Юная Софья была очарована писателем. А великий писатель был влюблен в ее старшую сестру Анюту - высокую, статную русскую красавицу, и даже делал ей предложение, но получил отказ. Когда семья Корвин-Круковских уезжали в Витебск, где служил отец семейства - генерал-лейтенант артиллерии, то как вспоминала Софья:
"Со мной его прощание было очень нежное. Он даже поцеловал меня при расставании, но, верно, был очень далек от мысли, какого рода были мои чувства к нему и сколько страданий он мне причинил".
Вторая любовь. Знакомство Софьи с 26-летним Владимиром Ковалевским произошло также благодаря старшей сестре Анне. В 60-е годы XIX столетия в России двери университетов были закрыты для женщин, и профессор математики Александр Страннолюбский, дававший Софье частные уроки, посоветовал молодой девушке попробовать поступить в какой-нибудь европейский университет. Чтобы женщине выехать за границу, требовалось разрешение мужа или отца (для незамужних).
Анне пришла идея организовать фиктивный брак. Выбор выпал на Владимира Ковалевского. К этому времени он окончил петербургское Училище правоведения, объездил всю Европу, дружил с Герценом, занимался в прошлом издательской деятельностью. Владимир был высокого роста, некрасивый, с рыжеватой бородкой, большим носом, к сожалению, был не богатым и не очень удачлив в своей издательской деятельности.
Софья Корвин к 18 годам "преобразилась из нескладного подростка в очаровательнейшую девушку с нежными, мягкими чертами лица и черными невероятно выразительными глазами. Кукольное личико девушки совершенно не соответствовало ее интеллекту, в котором ярко проявлялся зрелый аналитический «мужской» ум".
Вот как Владимир отзывался о 18 - летней Софье:
"Я думаю, что эта встреча сделает из меня порядочного человека, что я брошу издательство и стану заниматься, хотя не могу скрывать от себя, что эта натура в тысячу раз лучше, умнее и талантливее меня. О прилежании я уже не говорю, как говорят, сидит в деревне по 12 часов, не разгибая спины, и, насколько я видел здесь, способна работать так, как я и понятия не имею. Вообще, это маленький феномен, и за что он мне попался, я не могу сообразить».
Владимир и Софья повенчались, и, получив в приданое 20 тысяч рублей сначала уехали в Петербург, а потом и за границу. И только через три года их фиктивный брак перерос в настоящий. Владимир разделял и поддерживал Софью во всем, а его глазах она видела понимание и любовь.
А когда в 1878 году в семье Ковалевских родилась дочка Софья-младшая, то Софья Васильевна целиком посветила себя воспитанию малышки. Но ненадолго...Ее пытливый ум заскучать по научным исследованиям. К тому же из мужа получился плохой коммерсант, его преследовала одна неудача за другой, в результате все их имущество, в основном Софьино наследство, пошло за долги кредиторам. Для Владимира это стало ударом. Да еще до Софьи стали доходить слухи об его увлечении другой женщиной. "Закатив супругу сцену ревности и оставив дочь на попечение подруги, она села в поезд и укатила в Берлин". Так закончилось ее семейное счастье.
В Берлине Софья Ковалевская погрузилась в научную работу, мало интересуясь жизнью мужа-неудачника и маленькой дочери. Но случилось страшное. Владимир Ковалевский, окончательно разорившись после неудачной сделки, самовольно ушел из жизни, ему было 40 лет. Смерть супруга потрясла Софью Васильевну, "она четыре дня не могла принимать пищу и слегла от слабости".
Позже она переехала с дочерью в Стокгольм, получив должность профессора математики в университете. Софья много работает, читает лекции на французском, шведском и немецком языках, дает частные уроки, пишет феноменальный труд о преломлении света в жидких кристаллах. Слава, как талантливого математика растет, но она одинока.
Последняя любовь. В 38 лет Софья знакомится с Максимом Ковалевским - юристом и социологом. Это была любовь с первого взгляда. Он высокий, красивый, умный, самоуверенный, полный сил и энергии, и она - стройная миниатюрная женщина с короткой стрижкой в завитках.
"Он обожал ее детскую непрактичность, любил ее за блестящий ум, за славу и всеобщее восхищение, а также за неистовую страсть к нему. Он любил в ней буквально все. Правда, недолго".
Максим Ковалевский - безмерно любил жизнь и женщин. И если в начале отношений они были неразлучны, то вскоре Софья "начала понимать, что его время было распределено между многими женщинами". От отчаяния Ковалевская вновь ушла в науку, но тут уже начал ревновать Максим Максимович, умоляя ее вернуться.
В конце 1890 года Софья Ковалевская приехала к Максим Максимовичу в Ниццу, где он жил на своей вилле. "Они наслаждались жизнью, душевным теплом, разумно избегая нерешенных вопросов". Свадьбу назначили будущее лето.
Но следующего лета для Ковалевской не наступило. В январе 1891 года в дороге из Берлина в Стокгольм Софья Васильевна простудилась и скоропостижно скончалась 29 января 1891 года в Стокгольме «от плеврита и паралича сердца». 3 (15) января ей исполнился 41 год.
Похоронили ее также в Стокгольме. При прощании присутствовал единственный русский - Максим Максимович Ковалевский. Но его прощальная речь была обращена не к любимой женщине, а к великому русскому математику:
"...работая по необходимости вдали от родины, вы сохранили свою национальность, вы остались верной и преданной союзницей юной России, России мирной, справедливой и свободной, той России, которой принадлежит будущее. От её имени прощаюсь с вами в последний раз!». Жаль.
Важнейшим делом жизни Софьи Васильевны Ковалевской всегда была научная работа, она сумела взойти "на вершину славы в сфере науки, решавшая невероятно сложные математические задачи, но так и не смогла создать формулу женского счастья".
Поэт Франц Лефлер посвятил Софье Ковалевской стихотворение:
Душа из пламени и дум!
Пристал ли твой корабль воздушный
Призыву истины послушный?
В тот звездный мир так часто ты
На крыльях мысли улетала,
Куда уйдя в свои мечты,
О мирозданье размышляла…
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал, если вам понравилась статья. Поделитесь своими комментариями.
Спасибо за просмотр, до новых встреч!