Это продолжение прогулки по трамвайному прошлому Москвы. Первая часть маршрута -- вот здесь.
А мы продолжим нашу поездку по 49 трамвайному маршруту по прошлому Москвы.
В отличие от первой части маршрута здесь до сих пор местами ходят трамваи, правда, почти везде номера маршрутов уже другие.
От Крестьянской Заставы (ныне район метро Пролетарская) наш маршрут поворачивает на Крутицкий вал, по правой стороне по ходу трамвая видим вот такие здания:
Потом выезжаем на Симоновский вал. Тут можно выйти и прогуляться несколько сотен метров до уникального Крутицкого Патриаршего подворья, которое сохранилось и по сей день!
Тут до сих пор сохранился дух старой Москвы, и сегодня сюда приезжают много художников и киношников, чтобы запечатлеть атмосферу ушедшей эпохи.
Вот так Подворье выглядело около 1900 года:
А вот так это место выглядит сейчас:
Терем сегодня на реставрации, но в целом место сохранило свою атмосферу!
Далее садимся вновь на трамвай уже на Симоновском валу, и справа по ходу трамвая сразу за Арбатецкой улицей видим Алёшинские (бывшие Крутицкие) казармы:
Известны они тем, что здесь здесь в течение семи месяцев в 1834-1835 годах отбывал заключение русский мыслитель и публицист Александр Герцен. В советское время Алешинские казармы стали штабом и гауптвахтой Московского гарнизона.
А вот трамвайные пути на Симоновском валу, по которым мы ехали бы прямо на нас в этом кадре. Но, к сожалению, в 1987 году этот кусок линии закрыли. А пути вправо на этом кадре уходят на Шарикоподшипниковскую улицу в сторону Дубровки. Эта линия существует и по сей день. Фото 1988 года:
Остановка, которую мы видим на этом кадре, называется "переезд".
Здесь (чуть дальше от нас в этом кадре) было одно из немногих пересечений трамвайных путей с ЖД-путями (служебной грузовой веткой на близлежащие заводы). И, конечно, хоть редко, но случались и аварии на таком переезде. Вот, например, авария 1979 года:
Говорят, что по счастливой случайности никто не погиб тогда, но шок и травмы были у многих пассажиров..
А вот как выглядело трамвайное ответвление на Шарикоподшипниковскую в 1930-е годы. Фото со стороны Симоновского вала, такой ракурс можно было тогда видеть слева по ходу нашего маршрута. Обратите снова внимание на ажурные мачты для контактной сети:
Но мы не боимся аварий и приговоров Верховного суда, и едем по Симоновскому валу дальше от центра: в годы работы 49 маршрута в этом районе линия ещё существовала.
Вот демонстрация работников завода ЗИС (позже -- ЗИЛ) идёт в центр слева вдоль путей нашего маршрута. Вдали видны дома на нынешней Велозаводской улице. 1938 год:
Вот наш трамвай, скоро он повернёт на Восточную улицу направо, а слева мы видим дом в стиле конструктивизм, который до сих пор можно лицезреть на Велозаводской улице:
Если бы мы ехали нашим маршрутом до 1951 года, то после поворота на Восточную улицу справа по ходу трамвая мы бы увидели вот такие Пороховые погреба бывшего Восточного акционерного общества, которое и дало название улице Восточной:
Позже они были снесены, и здесь разбили сквер.
Когда-то примерно с этой точки по ходу трамвая нам бы открылся вот такой вид на Симонов монастырь, который дал название Симоновскому валу:
Но в момент этого фото трамвая здесь ещё не было даже в планах..
Зато справа по ходу трамвая мы могли бы уже в 1930-х увидеть новое здание ДК ЗИС, которое частично было разбито на землях Симонова монастыря (включая частично и его погост):
Обратите внимание, что наверху ДК купол -- это "народная обсерватория", а открытая галерея справа от корпуса -- это "народная столовая".
А по левой стороне по ходу нашего трамвая мы бы увидели уже новые дома для рабочих велозавода:
Дома эти стоят там и сейчас, но выглядят они сейчас несколько иначе.
А вот и трамвай нашего 49-го маршрута здесь в 1941 году:
Видно, что дальше от центра стоят ещё деревянные домики.
А так бы мы увидели местность слева по ходу трамвая в 1960-е годы:
Солевая башня Симонова монастыря справа по ходу нашего маршрута:
Как тогда писали в газетах, это "символ царскопомещичьей „культуры“.
Любопытно, что деревянная застройка здесь сохранилась вплоть до середины 1970-х:
Автор фото поясняет: "В процессе перекладки путей на поверхность были подняты десятки или больше сотни обломков и разбитых надгробий, гранитных и мраморных плит, фрагментов памятников. Находились неглубоко - около 50-70 см. В процессе реконструкции путей часть надгробий (относительно небольшая около 30 процентов) была вывезена, остальное снова зарыто под проезжей частью улицы."
Это были как раз надгробия с монастырского погоста.
А вот так выглядел бы здесь трамвай нашего маршрута в 1982 году. На заднем плане -- та же самая Солевая башня Симонова монастыря, она и сейчас на месте. А трамвай -- характерная для тех лет красная Татра-Т3 с двумя дверями:
Едем дальше..
На этом фото пути уже после той перекладки в 1975 году. А справа по ходу трамвая уже видны корпуса электромашиностроительного завода «Динамо» им. С. М. Кирова, от которого теперь осталось одно название, а в его корпусах сейчас бизнес-центр и "лофты" с модными едальнями.
А вот такой был вид на Симонов монастырь примерно отсюда же до начала 1930-х годов, когда там разрушили очень много строений для постройки ДК ЗиС:
Но из нашего трамвая мы бы не могли этого увидеть ни по ракурсу, ни по годам работы маршрута..
Также в 1920-е годы рядом с монастырём была разбита "площадь Возрождения" с памятником Марату, одному из вождей Французской революции:
Ныне это площадка перед ТЦ "ROOMER", вид в сторону ТЦ "Глобал Молл".
А прямо по ходу движения нашего трамвая, до его поворота на улицу Ленинская слобода (бывш. Симонова слобода) стоял до начала 1930-х дом-чайная общества трезвости, в котором "чаёвничали" в том числе революционные рабочие завода "АМО" (который впоследствии стал "ЗиС"ом и "ЗиЛ"ом).
Дом находился на углу Ленинской слободы и нынешней ул. Мастеркова до начала 1930-х:
Далее наш трамвай поворачивает направо на улицу Ленинская слобода:
Но в 1930-е мы бы увидели справа другой его корпус:
Любопытно, что этот самый завод и "похоронил" данную трамвайную линию в этом районе. В 1987 году на нём случился большой пожар:
Вот что удалось мне найти на форумах по этому поводу:
"При восстановительных работах на заводе линия оказалась перегорожена забором. А пока не было движения, руководство завода сходило "куда надо", после чего вышло распоряжение Исполнительного комитета Московского городского Совета народных депутатов № 201р от 29 января 1988 года "Об отводе Минэлектротехпрому СССР земельных участков по ул. Ленинская Слобода, 26 (Пролетарский район) в целях объединения 3-х территорий электромашиностроительного завода "Динамо" которым было предусмотрено снятие трамвайных путей по Восточной улице и улице Ленинская Слобода. Этим же распоряжением части улицы Ленинская Слобода (по которой и проходила линия) была ликвидирована и вошла в состав территории завода "Динамо".
Так что с 5 ноября 1987 года здесь трамваи больше не ходят, увы..
Но до этой даты они ходили. Так что мы продолжим нашу трамвайную прогулку в следующей части!
Первая часть этой прогулки во времени и пространстве -- вот здесь.
А продолжение трамвайной прогулки (третья часть) -- здесь.
===================================================
Здесь — описание моей авторской пешеходной экскурсии по уникальной Ивановской горке. Выбирайте удобную для вас дату и записывайтесь:
А здесь вы можете посмотреть и записаться на мою экскурсию по Замоскворечью:
Также здесь вы можете прочесть первую часть рассказа о масонских символах в Москве:
"Масонские символы в архитектуре и истории Москвы".
Этим летом у меня будет экскурсия, специально посвящённая этой тематике. Подписывайтесь на канал и присоединяйтесь!
Тут вы можете прочесть про уникальный московский электрозавод:
"Готический таинственный электрозавод на берегу Яузы. Город в городе."
А здесь вы можете прочесть про кусочек Италии в московских снегах:
"Италия в Москве".
И вот здесь можете прочесть про мистику московских высоток:
"Мистика московских высоток".
#история #москва #экскурсии по москве #другаямосква #прошлое #трамвай #транспорт #историятранспорта #историямосквы #экскурсия