Найти тему
Словодел

Политолог назвал условие, при котором Турция договориться принять Швецию и Финляндию в НАТО

Президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что Турция скажет «нет» членству Финляндии и Швеции в НАТО. Накануне о намерении заблокировать вступление скандинавских стран в НАТО заявил и хорватский лидер Зоран Миланович. Оба лидера в нынешней ситуации нашли условия для укрепления собственного положения, но получится ли «выторговать» их? Об этом в комментарии для «Слово и Дело» рассказал политолог Андрей Кошкин.

18 мая Швеция и Финляндия официально подали заявки на членство в НАТО, однако действующие члены альянса Турция и Хорватия выступили против, выдвинув при этом собственные требования. Это сильно затормозило, казалось бы, триумфальный процесс расширения блока: для принятия в альянс новых стран необходимо одобрение всех действующих членов.

Действительно, схема расширения НАТО на восток казалась последним способом найти управу над Россией. Запад не смог сломить нашу страну санкциями, не получилось и расколоть страну изнутри и даже изменить ход спецоперации – Россия продолжает последовательно достигать своих целей. Вступление в НАТО таких издавна «нейтральных» стран могло быть переломом в этой ситуации, но президент Турции Эрдоган, пользуясь натовским правилом «один за всех и все за одного», решил воспользоваться ситуацией и выторговать преимущества для своей страны.

По требованиям Турции, Запад должен снять запрет за экспорт оборонных технологий в Турцию. А во-вторых, скандинавы должны отказаться от поддержки террористов – в первую очередь имеется в виду Рабочая партия Курдистана. Получается, что скандинавские страны оказались в непростом положении – либо отказаться от турецких условий и иметь проблемы со вступлением в альянс, либо согласиться и тем самым потерять свой внешнеполитический суверенитет. Для НАТО создался этакий цугцванг, когда любой ход будет вести к ухудшению позиции.

-2

Политолог Андрей Кошкин в комментарии для «Слово и Дело» рассказал, как может разыграться эта партия. В первую очередь, он напомнил, что сегодня на наших глазах разворачивается тотальная гибридная война между США и Российской Федерацией. Теперь ни одно геополитическое событие не может быть рассмотрено в отрыве от главных действующих лиц.

«Финляндия держала статус нейтрального государства с 1945 года, а Швеция – с начала XIX века. И вот они заявляют о намерении вступления на сторону Североатлантического альянса, а значит, как звучит в стихотворении, "это кому-то нужно". Это нужно США и их союзникам для того, чтобы усилить напряженность на европейском континенте и обозначить некий дополнительный вектор против Российской Федерации. А Реджеп Эрдоган продолжает придерживаться собственных принципов – самостоятельности, стремления к независимости и суверенитету. Он фокусирует внимание на своей персоне, на своем государстве. Это довольно распространенных технологический прием», — объясняет политолог.

Андрей Кошкин подчеркнул, что президент Турции использует нынешнюю ситуацию для решения собственных национальных интересов – впрочем, как и лидер Хорватии. Если для Турции принципиален вопрос присутствия курдов, то Зоран Миланович ратует за изменение избирательного законодательства в Боснии и Герцеговине, где ущемляются права боснийских хорватов.

Более того, нынешняя ситуация показывает, насколько на самом деле независимы страны Евросоюза или члены НАТО. Когда Турция выступила против вступления скандинавов в Североатлантический альянс, «решать» вопросы взялись не сами Швеция и Финляндия, а Брюссель и Вашингтон – истинные выгодоприобретатели.

-3
«Финляндия и Швеция – это последние, у кого будут спрашивать мнение. В Турции запрещена Рабочая партия Курдистана, она считается террористической. Выдадут ли скандинавы 33 членов РПК? Пока нет. Но потом могут - в той части, в которой им будет определено из Вашингтона и Брюсселя. Если им скажут: "Ну давайте, 3, 4 или 25 человек уберите, а остальное мы сами решим. То есть, здесь просто-напросто идет торг. Турция все-таки собой олицетворяет Восток, Восток любит торговаться. Вот и сейчас идет торг», — отмечает политолог.

Скорее всего, НАТО и Евросоюз смогут удовлетворить требования Турции и Хорватии – слишком уж лакомый приз. Однако и Россия наблюдает за этим процессом со стороны, и сама будет делать выводы о том, сколько стоят честь и независимость европейских стран и на что готовы пойти США ради собственной выгоды.