Найти тему
Школа 2086

Как мотивировать подростка на успех

Ни для кого не секрет, что подростковый возраст – самый трудный для организации учебного процесса. Если в Начальной школе во главу угла ставится учеба, то в Подростковой акценты смещаются в сторону взаимодействия и самореализации учащихся. Руководитель структурного подразделения Университетский, 3 Наталия Котелкина в системе образования уже более 20 лет. Она знает, как мотивировать взрослеющих школьников на успехи.

-2

– Наталия Сергеевна, недавно вам вручили Благодарность Мэра Москвы «За плодотворную работу в сфере образования в городе Москве». Что значит для вас школа?

– Для меня школа была и остается местом, где каждый – и ученик, и учитель – постоянно приобретает новый опыт, новые знания. Мир не стоит на месте, а школа – это зеркало эпохи. Она должна быстро приспосабливаться к тому, что происходит вокруг, идти в ногу со временем. И вместе с этим сеять разумное, доброе, вечное…

– Категориями вечных ценностей ребят учат мыслить с первого класса. Вы руководите Подростковой школой. Какие качества важно прививать ученикам на этом этапе?

– У Подростковой школы своя особенность. Современная система профессионального образования рассматривает человека как субъекта деятельности. В нашей школе созданы такие условия, которые способствуют формированию и развитию у ребенка компетенций, необходимых для его успешной адаптации в социуме. Если Старшая школа направлена больше на формирование предпрофессиональных компетенций ученика, то Подростковая как раз призвана стать площадкой для различных форм деятельности ребенка. Именно здесь формируется большой багаж знаний и умений школьника. Это не только знания предметных областей с акцентом на их применимость, но и такие базовые компетенции как критическое мышление, командная работа, коммуникация и креативность, IT-навыки и личностные качества. Среди последних как особо важные можно отметить управление проектами и продуктивность, лидерство и ответственность за результат, любопытство и мотивация к изучению нового, самостоятельность и инициативность, гибкое мышление.

На развитие всего этого набора качеств у ребенка направлена вся образовательная среда: основные занятия в школе, дополнительное образование и внеурочная деятельность.

-3

– И все же главным остается учеба. Сложно мотивировать школьников?

– В Подростковой школе дети очень активные, энергичные. И направлять их энергию в русло каких-то определенных знаний бывает непросто. Здесь все дело в психологии возраста. Например, старшеклассники понимают, что их знания – ключ к успешной сдаче ЕГЭ, многие уже нацелены после школы поступать в вузы, идти работать. Почему? Потому что они приближаются к какой-то финишной черте, выстраивают для себя дальнейшую перспективу. У учащихся Подростковой школы таких установок пока еще нет, заканчивать школу им нескоро. Поэтому, когда тому же пятикласснику или шестикласснику объясняешь, что учить английский или дроби на математике нужно, потому что в будущем это пригодится – такая долгосрочная перспектива детей в этом возрасте, конечно, не устраивает. Объяснять, что математика формирует системное мышление, развивает логику, подростку бесполезно. Безусловно, учащиеся в 10-13 лет нацелены на результат, но он должен быть чуть ли ни здесь и сейчас. Им нужно быстрее находить для себя ответы на конкретные вопросы, пробовать то, что лежит в сфере их интересов и получать итоговые знания.

-4

– С этой целью в Подростковой школе в нынешнем учебном году стартовала программа «Проектоград-2086». Проектная деятельность, в которую погружаются школьники, как раз нацелена на достижение конкретных результатов и за короткий промежуток времени.

– Да, все верно. Я бы назвала это стремлением руководства школы и педагогов удовлетворить потребности, присущие именно подростковому возрасту. В 10-13 лет подростки все также открыты для знаний. Это возраст активного любопытства, естественного интереса к познанию окружающего. Но если в этом возрасте интерес школьника не удается удовлетворить, то очень быстро происходит его затухание. И тогда в 13 лет, то есть, к 7-му или 8-му классу у ребенка будет потухший взор, его уже мало будет, чем увлечь. Собственно, «Проектоград – 2086» направлен на то, чтобы этот естественный интерес поддерживать.

Эта программа была задумана, как поле проб для подростка, когда он, погружаясь в проектную деятельность, может «прокачивать» свои сильные и менее сильные навыки и способности. Мечтал научиться монтировать видео? Пожалуйста! Есть идея для создания интересной настольной игры? Пробуй! Хочешь своими руками собрать летательный аппарат? Почему бы нет! Все идеи можно оформить в рамках краткосрочных проектов. Такая работа помогает быстро решать поставленные задачи, оценивать собственные ресурсы и приложенные усилия. В итоге, ребята учатся воплощать свои мечты и свои интересы в конкретной реальной деятельности, доводить начатое до конечного результата. Полученный в ходе проектной работы опыт можно накапливать дальше, а можно сменить поле проб, переключиться на что-то еще более захватывающее и интересное! В этом суть «Проектограда – 2086».

-5

Что ценно: разрабатывать и реализовывать проекты ребята учатся далеко не в рамках школьных дисциплин. В Подростковой школе сегодня развивается самоуправление. Учащиеся предлагают различные активности, учатся организовывать интересные мероприятия, пробуют сами учить своих младших коллег всему полезному, что сегодня умеют сами, думают над тем, как им самим сделать свою собственную жизнь интересной. Конечно, такая энергия созидания не может не радовать.

Ну и кроме того, в концепции программы «Проектоград – 2086» – также подготовка подростков к выбору предпрофессионального направления в Старшей школе. С учетом этого в рамках программы было предусмотрено много мероприятий для семиклассников – выпускников Подростковой школы. Большинство ребят и их родители отметили, что «Проектоград» действительно, помог определиться с дальнейшим вектором обучения в старших классах.

– Свое дело по душе ребята находят не только в рамках «Проектограда – 2086». Для ребят работает обширная линейка курсов дополнительного образования…

– Да, для наших детей сегодня действует Клуб дополнительного образования «Школа» с большим выбором кружков, секций, студий. Подростковая школа насчитывает 23 класса, а это порядка 700 учащихся. У каждого – свои интересы и потребности: спорт, программирование, иностранные языки, искусство и многое другое. И эти потребности наш образовательный комплекс стремится в полной мере удовлетворить. Важно то, что клуб «Школа» сохраняет принцип преемственности. Учащиеся, которые выбрали для себя линию дополнительного образования ещё в начальных классах, имеют возможность продолжить посещать те же курсы будучи уже в Подростковой школе. Тем самым наши ученики имеют возможность развивать в себе те стороны личности и навыки, которые считают для себя приемлемыми.

– Можно сказать, что Подростковая школа сегодня создает для учащихся территорию успеха. Со стороны учеников и их родителей – это здорово, а вот со стороны педагогов – большая ответственность.

– Вы правы. То насыщенное поле проб, о котором мы говорим, формирует никто иной, как профессиональная команда: учителя, педагоги-организаторы и педагоги дополнительного образования. Именно им отведена роль тех, кто вдохновляет наших школьников открывать новое, интересоваться, быть мотивированными на успех и, в конце концов, выбирать для себя область дальнейшего роста, развития. И к этой роли каждый педагог действительно подходит ответственно. И очень ценно то, что этот процесс взаимодействия обоюдный. Наши педагоги тоже заряжаются от школьников активностью, стремятся искать новые формы в подаче материала, углубляют область своих знаний, чтобы быть в постоянном живом диалоге с ребятами, слышать их и понимать потребности каждого.

– Какой бы вы хотели видеть школу завтрашнего дня?

– Счастливой, наполненной детским смехом, сотворчеством со взрослыми, созиданием разумного, доброго и вечного. Уверена, что наша школа ближе остальных к этому.

#школа2086 #подростковаяшкола #проектоград2086