В настоящее время в Нижнем Новгороде существует всего лишь один действующий железнодорожный вокзал (Московский), на котором лично мне было трудно в первый раз найти свою электричку (... путь 8, платформа 2, московское направление и так далее...) Такая вот "неразбериха"...
Но так было не всегда и железнодорожных вокзалов в городе раньше было больше. Некоторые станционные здания сохранились до настоящего времени, хотя теперь и не используются по своему прямому назначению. В этой заметке я хочу рассказать вам об одном из них.
Представляю вашему вниманию Ромодановский (Казанский) вокзал, здание которого было возведено в период с 1900 по 1904 год.
Этому событию предшествовала Всероссийская промышленно-художественная выставка, которая состоялась в Нижнем Новгороде в 1896 году. После её проведения в городе было создано отделение Технического общества, которое занялось вопросом соединения города железной дорогой с другими населённым пунктами.
Общество создало проект дороги Нижний Новгород — Казань. Для того, чтобы не строить мост через Оку, железнодорожные пути решили пустить по берегу реки. Первый пассажирский поезд с этой станции ушёл 5 июля 1903 года. Иллюстрация с очень интересного сайта ретро фотографий.
Размещение вокзала в этом месте было удобно ещё и тем, что он находился около пристани, где происходила погрузка на суда муки.
Продовольствие загружалось с мельниц купцов Башкировых и Дегтярёвых (дом на фото на заднем плане).
Этого здания уже нет. Оно стояло тут - на пустыре.
Позади него сохранилась часть другого.
Но вернёмся к зданию вокзала. Исторически вокзал был назван в честь посёлка Ромоданово (Мордовия). Князья Ромодановские были владельцами данного села. Позже он был переименован в Арзамасский (1930-е годы). А в середине 20-го века в Казанский (так как поезда стали отправляться до Казани).
Поскольку железнодорожные пути располагались в горной местности, где часто случились оползни, то для их предотвращения (в целях водоотведения) вручную были пробиты дренажные штольни (длиной до 1.5 километров).
В 1961 году через реку Оку построили Сартаковский жд мост. По нему пустили поезда дальнего следования. Казанский вокзал стал использоваться как пригородный. Некоторые пустующие помещения отдали для обучения студентов-железнодорожников.
В феврале 1974 года случилось несколько оползней. Один из них полностью перекрыл железнодорожную линию (от станции Мыза до Казанского вокзала). В связи с чем было принято решение станцию закрыть!
Железнодорожные пути на данном участке разобрали, а спустя время и студенты из здания выехали. Оно начало постепенно ветшать.
В 1993 году здание вокзала было решено включить в список памятников архитектуры. Однако, никакого ремонта проведено не было.
По данным ресурса "Википедия" в 2003 году здание старого вокзала, которое к этому времени находилось в очень плохом состоянии, купила компания «НоваКард» (владеет зданием до сих пор). Собственник вложил в реставрацию около одного миллиона долларов. Восстановительными работами руководил архитектор Виктор Зубков.
Похожий ракурс.
Авторы реконструкции вокзала были награждены бронзовым дипломом международного фестиваля «Зодчество-2005».
Бизнесмен Владимир Крупнов в качестве одной из причин покупки вокзала указал следующую: "Еще мой дед водил отсюда поезда. Я вырос рядом с этим зданием и всегда восхищался его красотой. Для нас, мальчишек, оно было необыкновенным, резко отличавшимся от обычных унылых соседних домов. Вокзал хранил в себе колоссальную энергетику встреч и расставаний." Полное интервью можно прочитать в статье местного корреспондента, которая называется "Начальник вокзала".
В заключении пару фотографий для сравнения.
Старое фото.
Современный вид.
В этой заметке я вам рассказал о Ромодановском (Казанском) вокзале. В следующих поведаю об Императорском павильоне Московского вокзала и о Сормовском вокзале.
Адрес: Казанская пл., д. 1
Координаты: 56.316591, 43.970460
По теме
Если вам интересно узнавать о подобных местах, то ставьте лайки и пишите комментарии! Рассказывайте друзьям о моём блоге! Подписывайтесь на канал!
Впереди будет много интересного со схемами, картами и координатами!