Найти в Дзене
ИРПЦ

1. Введение

«Тот народ знает свою историю, где ход и смысл родного прошедшего есть достояние общего народного сознания и где это сознание прошлого есть привычный акт мышления. Мало, чтобы отечественную историю излагали в книгах, преподавали в школах и с кафедр; надобно, чтобы ее выводы и предания передавались одним поколением другому вместе с детскими сказками и житейскими уроками матери и няни. Наша история еще покоится на архивных полках и едва начинает двигаться оттуда и только к рабочему столу ученого: как ей далеко еще идти до детской аудитории няни». Ключевский В.О. Сочинения в 9 тт. М., Мысль, 1989.
Т. 7. Специальные курсы. Источниковедение. Источники русской истории. С. 5-6. Роман Георгиевич Виппер: "Мы называем историей рассказ о событиях и переменах, испытанных народами и странами в течение многих веков.
Историей мы называем также и самый ход событий в жизни народов и стран". Работа историка похожа на работу следователя: нужно по сохранившимся сведениям и вещам реконструировать
Оглавление

Вместо эпиграфа

«Тот народ знает свою историю, где ход и смысл родного прошедшего есть достояние общего народного сознания и где это сознание прошлого есть привычный акт мышления. Мало, чтобы отечественную историю излагали в книгах, преподавали в школах и с кафедр; надобно, чтобы ее выводы и предания передавались одним поколением другому вместе с детскими сказками и житейскими уроками матери и няни.

Наша история еще покоится на архивных полках и едва начинает двигаться оттуда и только к рабочему столу ученого: как ей далеко еще идти до детской аудитории няни».

Ключевский В.О. Сочинения в 9 тт. М., Мысль, 1989.
Т. 7. Специальные курсы. Источниковедение. Источники русской истории. С. 5-6.

Холмогоров об истории

ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ

Что такое история?

Роман Георгиевич Виппер:

"Мы называем историей рассказ о событиях и переменах, испытанных народами и странами в течение многих веков.
Историей мы называем также и самый
ход событий в жизни народов и стран".

История - это наука (набор знаний) о том, как жили люди в прошлом.

Работа историка похожа на работу следователя: нужно по сохранившимся сведениям и вещам реконструировать ход событий (установить, что произошло), установить участников события, их роли в событии, их побудительные мотивы.
Но кроме этого историк должен установить
причины события, его связь с другими событиями, определить, какие последствия оно имело, какое влияние оказало.


При этом следователь идет по свежим следам, может допросить участников, свидетелей, подозреваемых. А историк такой возможности не имеет: все участники и свидетели давно умерли, многие свидетельства утрачены, картина вырисовывается фрагментарно.

Еще работу историка можно сравнить с работой реставратора:
нужно
сложить пазл (англ. - "загадка") из очень разрозненных частей, да еще с утратами.

Реставрация фресок
Реставрация фресок

Какие-то фрагменты пазла соединяются однозначно, а какие-то -- нет.
Что делать, когда фрагментов не хватает?
В ход идут
научные гипотезы: они - неизбежная часть реставрации исторических событий.

К сожалению, нередко бывает, что историк в своих работах выдает гипотезу за достоверный факт.

Учебная литература обобщает работу многих историков. Она предлагает готовую картину. В учебной и популярной литературе недостаточно места для того, чтобы обсуждать и даже обозначать все гипотезы. Поэтому распространен взгляд, что историки "сочиняют" историю.

Исторические источники

Фрагментами исторического пазла являются исторические ИСТОЧНИКИ:

1. Письменные (кроме эпиграфики: надписи на камнях, берестяные грамоты и т. п.)
2. Вещественные (археологические)
3. Данные языка
4. Топонимика (географические названия)

5. Устные источники.

6. Этнографические (явления культурной и общественной жизни).

Для нас важны первые четыре,
а 5 и 6 актуальны для относительно недавних времен.

Открытие исторических источников - изучение источников (источниковедение): устанавливается время и место создания, авторы.

Русские летописи

Русские летописи - богатейший исторический источник.

Полное собрание русских летописей. Изд. Языки славянских культур.
Полное собрание русских летописей. Изд. Языки славянских культур.

Русские летописи представляют собой СВОДЫ предшествующих документов, являются сложнейшей системой взаимозависимых источников.

Cхема соотношения основных летописных сводов (Приселков, Лурье). Пунктиром обозначены предполагаемые письменные памтники.
Cхема соотношения основных летописных сводов (Приселков, Лурье). Пунктиром обозначены предполагаемые письменные памтники.

Слово "летопись", как и "письменный памятник" имеет два значения:
- дошедшую до нас рукопись (красный кружок на схеме).
- древний текст, который мог сохраниться в позднейших рукописях благодаря переписыванию (синий кружок на схеме).

Нестор Летописец. Антакольский
Нестор Летописец. Антакольский

Еще одно, последнее сказанье —
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;


Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду —
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,

Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро —
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.

На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною...
Не много лиц мне память сохранила,
Не много слов доходят до меня,
А прочее погибло невозвратно…
(Пушкин. Борис Годунов. Сцена в келье Пимена в Чудовом м-ре)

Основные русские летописи

- Лаврентьевская летопись https://expositions.nlr.ru/LaurentianCodex/_Project/page_Show.php
- Ипатьевская летопись
- Новгородская Первая летопись
- Радзивилловская летопись (см. ниже "Фотиево крещение")
https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01004996980?page=11&rotate=0&theme=white
- Никоновская летопись

Лаврентьевская летопись, 1377 г. 
Российская национальная библиотека (бывш. Императорская публичная), СПб.
Лаврентьевская летопись, 1377 г. Российская национальная библиотека (бывш. Императорская публичная), СПб.

Летопись Лаврентьевская - летопись XIV в., сохранившаяся в единственном пергаменном списке (РНБ, F.п.IV.2), переписанном в 1377 г. монахом Лаврентием по заказу вел. кн. Суздальского Дмитрия Константиновича. Текст Л. доведен до 6813 (1305) г.

Два последних листа пергамента с послесловием переписчика Лаврентия:

«Радуется купець, прикупъ створивъ, и кормьчий, въ отишье приставъ, и странник, въ очьство свое пришед, - тако же радуется и книжный списатель, дошед конца книгам, тако же и азъ, худый, недостойный и многогрешный рабъ Божий Лаврентей мних.

Началъ есмъ писати книги сия глаголемый летописець месяца генваря въ 14, на память святыхъ отець наших <…> в Синаи и в Раифе избьеных, князю великому Дмитрию Костянтиновичю, а по благословенью священьнаго епископа Дионисья.

И кончалъ есмъ месяца марта въ 20, на память святыхъ отець наших, иже в манастыри святаго Савы избьеных от срацинъ, в лето 6885 (6885 от СМ -- 5008 = 1377 от РХ), при благоверном и христолюбивом князи великом Дмитрии Костянтиновичи и при епископе нашем христолюбивем, священномъ Дио[ни]сье Суждальском и Новгородьском и Городьском.

и ныне, господа отци и братья, оже (если) ся гдѣ буду описалъ, или переписалъ, или не дописалъ, чтите исправливая, Бога дѣля, а не клените, занеже (поскольку) книгы ветшаны, а умъ молодъ, не дошелъ.

Слышите Павла апостола, глща: «Не клените но благословите».

А со всеми нами хрестьяны Христосъ, Богъ наш, Сынь Бога живаго, емуже слава и держава, и честь, и покланянье со Отцемъ и съ Святемъ Духомъ, и ныня и присно, въ векы. Аминь.»

Как читать летописи

Как читать летописи

Структура курса ИРПЦ в ПСТГУ

Шкала времени
Шкала времени