Вместо эпиграфа
«Тот народ знает свою историю, где ход и смысл родного прошедшего есть достояние общего народного сознания и где это сознание прошлого есть привычный акт мышления. Мало, чтобы отечественную историю излагали в книгах, преподавали в школах и с кафедр; надобно, чтобы ее выводы и предания передавались одним поколением другому вместе с детскими сказками и житейскими уроками матери и няни.
Наша история еще покоится на архивных полках и едва начинает двигаться оттуда и только к рабочему столу ученого: как ей далеко еще идти до детской аудитории няни».
Ключевский В.О. Сочинения в 9 тт. М., Мысль, 1989.
Т. 7. Специальные курсы. Источниковедение. Источники русской истории. С. 5-6.
Холмогоров об истории
Что такое история?
Роман Георгиевич Виппер:
"Мы называем историей рассказ о событиях и переменах, испытанных народами и странами в течение многих веков.
Историей мы называем также и самый ход событий в жизни народов и стран".
История - это наука (набор знаний) о том, как жили люди в прошлом.
Работа историка похожа на работу следователя: нужно по сохранившимся сведениям и вещам реконструировать ход событий (установить, что произошло), установить участников события, их роли в событии, их побудительные мотивы.
Но кроме этого историк должен установить причины события, его связь с другими событиями, определить, какие последствия оно имело, какое влияние оказало.
При этом следователь идет по свежим следам, может допросить участников, свидетелей, подозреваемых. А историк такой возможности не имеет: все участники и свидетели давно умерли, многие свидетельства утрачены, картина вырисовывается фрагментарно.
Еще работу историка можно сравнить с работой реставратора:
нужно сложить пазл (англ. - "загадка") из очень разрозненных частей, да еще с утратами.
Какие-то фрагменты пазла соединяются однозначно, а какие-то -- нет.
Что делать, когда фрагментов не хватает?
В ход идут научные гипотезы: они - неизбежная часть реставрации исторических событий.
К сожалению, нередко бывает, что историк в своих работах выдает гипотезу за достоверный факт.
Учебная литература обобщает работу многих историков. Она предлагает готовую картину. В учебной и популярной литературе недостаточно места для того, чтобы обсуждать и даже обозначать все гипотезы. Поэтому распространен взгляд, что историки "сочиняют" историю.
Исторические источники
Фрагментами исторического пазла являются исторические ИСТОЧНИКИ:
1. Письменные (кроме эпиграфики: надписи на камнях, берестяные грамоты и т. п.)
2. Вещественные (археологические)
3. Данные языка
4. Топонимика (географические названия)
5. Устные источники.
6. Этнографические (явления культурной и общественной жизни).
Для нас важны первые четыре,
а 5 и 6 актуальны для относительно недавних времен.
Открытие исторических источников - изучение источников (источниковедение): устанавливается время и место создания, авторы.
Русские летописи
Русские летописи - богатейший исторический источник.
Русские летописи представляют собой СВОДЫ предшествующих документов, являются сложнейшей системой взаимозависимых источников.
Слово "летопись", как и "письменный памятник" имеет два значения:
- дошедшую до нас рукопись (красный кружок на схеме).
- древний текст, который мог сохраниться в позднейших рукописях благодаря переписыванию (синий кружок на схеме).
Еще одно, последнее сказанье —
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от Бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил
И книжному искусству вразумил;
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду —
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро —
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.
На старости я сызнова живу,
Минувшее проходит предо мною...
Не много лиц мне память сохранила,
Не много слов доходят до меня,
А прочее погибло невозвратно…
(Пушкин. Борис Годунов. Сцена в келье Пимена в Чудовом м-ре)
Основные русские летописи
- Лаврентьевская летопись https://expositions.nlr.ru/LaurentianCodex/_Project/page_Show.php
- Ипатьевская летопись
- Новгородская Первая летопись
- Радзивилловская летопись (см. ниже "Фотиево крещение")
https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01004996980?page=11&rotate=0&theme=white
- Никоновская летопись
Летопись Лаврентьевская - летопись XIV в., сохранившаяся в единственном пергаменном списке (РНБ, F.п.IV.2), переписанном в 1377 г. монахом Лаврентием по заказу вел. кн. Суздальского Дмитрия Константиновича. Текст Л. доведен до 6813 (1305) г.
Два последних листа пергамента с послесловием переписчика Лаврентия:
«Радуется купець, прикупъ створивъ, и кормьчий, въ отишье приставъ, и странник, въ очьство свое пришед, - тако же радуется и книжный списатель, дошед конца книгам, тако же и азъ, худый, недостойный и многогрешный рабъ Божий Лаврентей мних.
Началъ есмъ писати книги сия глаголемый летописець месяца генваря въ 14, на память святыхъ отець наших <…> в Синаи и в Раифе избьеных, князю великому Дмитрию Костянтиновичю, а по благословенью священьнаго епископа Дионисья.
И кончалъ есмъ месяца марта въ 20, на память святыхъ отець наших, иже в манастыри святаго Савы избьеных от срацинъ, в лето 6885 (6885 от СМ -- 5008 = 1377 от РХ), при благоверном и христолюбивом князи великом Дмитрии Костянтиновичи и при епископе нашем христолюбивем, священномъ Дио[ни]сье Суждальском и Новгородьском и Городьском.
и ныне, господа отци и братья, оже (если) ся гдѣ буду описалъ, или переписалъ, или не дописалъ, чтите исправливая, Бога дѣля, а не клените, занеже (поскольку) книгы ветшаны, а умъ молодъ, не дошелъ.
Слышите Павла апостола, глща: «Не клените но благословите».
А со всеми нами хрестьяны Христосъ, Богъ наш, Сынь Бога живаго, емуже слава и держава, и честь, и покланянье со Отцемъ и съ Святемъ Духомъ, и ныня и присно, въ векы. Аминь.»